V III съезд ДОСААФважный рубеж вжизни оборонного Обществанизовать военно-патриотическую, учебную работу среди молодежи. Сам в прошлом неплохой мотогонщик и лыжник, он не только по должности, но и по давним привязанностям отлично знает заботы поклонников военно-технических видов спорта. Если говорить о том, что было построено у нас за последние годы, куда вложена большая часть средств, то речь пойдет об автошколах. Вот простой перечень того, что сделано: построена ульяновская автошкола, классы для лабораторно-практических работ в димитровградской, новоульяновской и вешкаймской школах общей площадью 600 м2 , гаражи на 22 автомобиля, автодромы и т. д. Этим мы преследуем одну цель — улучшить качество, эффективность подготовки водителей для армии и народного хозяйства, совершенствовать обучение автолюбителей. Масштабы этой работы достаточно велики: только в прошлом году мы выпустили тысячи шоферов-профессионалов, автолюбителей, тысячи водителей повысили классность. Мы понимаем, что качество учебного процесса во многом зависит от подготовленности преподавательского состава. Правда, пока не так-то много у нас специалистов с высшим образованием, маловато молодых. Но год от года число их растет, причем мы стараемся доверять молодым самые ответственные участки. Например, автошколу в Ульяновске возглавил А. Балаев, окончивший в свое время наш сельскохозяйственный институт. Почему мы уделяем столько внимания школам? Потому что они — центр профессиональной подготовки и военно-патриотического воспитания. Эти два аспекта нашей работы неразделимы, ведь мы готовим кадры для Советской Армии, и завтрашнего воина надо не только обучить навыкам вождения автомобиля или обращению с радиоаппаратурой, но и обогатить знанием славных боевых и трудовых традиций своего народа. В этом деле большую помощь обком ДОСААФ получает от Ульяновского гвардейского танкового училища, дружбой с которым очень дорожим. Выбирая из событий последних "лет наиболее памятные для нашей областной организации ДОСААФ , в первый ряд сразу ставишь проходившие в 1975 году в Ульяновске финалы VI Спартакиады народов СССР и чемпионаты страны по автомобильному кроссу и высшему пилотажу на реактивных самолетах. О популярности у нас этих соревнований говорит уже то, что автокросс собрал несколько десятков тысяч зрителей. А истоки этой популярности — в большом внимании, которое уделяют в области военно-техническим видам спорта, в том, что выросли у нас отличные спортсмены, хорошие команды, успех которых — лучшая агитация. Те, кто бывал на соревнованиях, наверняка, заметили автокроссменов объединения АвтоУАЗ, команду, которую тренирует большой энтузиаст этого дела Г. Халитов, заместитель председателя областной федерации автоспорта. Среди самых активных ее болельщиков вы встретите генерального директора объединения И. Маслова, который всегда поддерживает автоспортсменов. За последнее время у нас значительно расширилась «география» спорта, главным образом благодаря сельским коллективам. Так, в прошлом году вперИДТИ ВПЕРЕД!ГОВОРЯТ ДЕЛЕГАТЫ ОДНОЙ ОБЛАСТИвые провело свои соревнования по автокроссу барышское автотранспортное предприятие; в них участвовали гости из Ульяновска, Москвы, Куйбышева. Автомногоборец, воспитанник старокулаткинского спортивно-технического клуба А. Казаков вошел в сборную области, команда сенгилеевского СТК заняла второе место в своей зоне первенства РСФСР по мотоболу. Такой рост мастерства спортсменов из сельских районов объясняется активностью здешних СТК: из 15 наших спортивно-технических клубов 13 работают на селе. То, что выбранный нами курс верен, подтвердил VIII съезд ДОСААФ , где много говорилось о необходимости расширять работу среди сельского населения. Когда наша делегация вернулась со съезда ДОСААФ , мы поняли, что предстоит многое пересмотреть из того, что сделано, наметили новые планы. Авторитет Общества сейчас очень высок, и его надо подкреплять сегодняшними делами, потому что он рождает и большую ответственность. Чтобы не умалить этот авторитет, необходимо думать о завтрашнем дне — только так можно идти в ногу со временем.На состоявшемся в январе этого года VIII съезде Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту шел обстоятельный, деловой разговор о том, как сделать ДОСААФ еще более боевым, повысить идейный уровень военнопатриотической, воспитательной работы, добиться значительного улучшения качества подготовки специалистов для армии и народного хозяйства. Лучшие представители 80-миллионной армии советских патриотов из всех республик, краев и областей обменивались опытом работы. Среди них были и делегаты Ульяновской области. Наш корреспондент встретился с ними и попросил поделиться впечатлениями о работе съезда, рассказать, с чем пришла к нему оборонная организация области, какие планы намечает на ближайшее будущее.3. ВИХИРЕВА:«Цель у нас общая»Ю. ИЛЬИН:Самый молодой ульяновский делегат на съезде, секретарь обкома ВЛКСМ Зинаида Алексеевна Вихирева окончила педагогический институт. Была секретарем комитета комсомола вуза. В 1974 году представляла студентов Ульяновска на XVII съезде ВЛКСМ. В конце минувшего года Вихиреву избрали членом президиума обкома ДОСААФ. Нет более ответственной, более благородной задачи, чем воспитание молодого поколения — преданного коммунистическим идеалам, всесторонне развитого, физически крепкого, готового в любой момент встать на защиту своей Родины. Совместная работа комсомола иДОСААФ подчинена прежде всего этой цели. Коснусь лишь некоторых форм военно-патриотического воспитания. Начинается оно с самого юного возраста. Тысячи школьников нашей области участвуют в популярных играх «Зарница» и «Орленок». Каждый год мы с представителями оборонного Общества тщательно продумываем все этапы этих игр, помогаем организовать их в школах, которых у нас больше 800, в районных и областном масштабах. Семь лет назад в Ульяновске проходил V слет участников Всесоюзного похода по местам революционной, боевой и трудовой славы. Мы навсегда запомнили те волнующие дни. А сейчас новое поколение комсомольцев и молодежи отправляется в пешие, велосипедные,«Думать сегодня о завтрашнем дне»У председателя ульяновского обкома ДОСААФ полковника Юрия Ивановича Ильина хранится небольшая книжечка — билет члена Осоавиахима, выданный в октябре 1937 года. Сорок лет миновало с той поры. Были годы учебы, службы в Ульяновском гвардейском танковом училище, заочная учеба в военном институте иностранных языков, должность димитровградского горвоенкома. Последние десять лет Ильин возглавляет областной комитет ДОСААФ. Многие годы, отданные подготовке армейских кадров, помогают Юрию Ивановичу умело орга2 мотоциклетные и автомобильные маршруты по дорогам, овеянным славой отцов. Трудно перечислить даже малую часть тех мест, где побывали ульяновцы. Ведь только на седьмом этапе Всесоюзного похода, посвященного 30-летию Победы, их было 82 тысячи! Хорошим подспорьем в нашей работе стало решение ЦК ВЛКСМ и ЦК ДОСААФ СССР о проведении экзамена призывной и допризывной молодежи по военно-технической и физической подготовке, принятое в 1975 году. Конечно, не везде он прошел так, как хотелось, но результаты все же были весомыми. Не случайно в прошлом году было решено продлить этот экзамен в рамках областного чемпионата по многоборью ГТО. Между прочим, 95% курсантов школ ДОСААФи 96% тех, кто занимается на учебных пунктах, успешно сдали нормы комплекса. VIII съезд еще раз подчеркнул важность укрепления связи комитетов комсомола и первичных организаций ДОСААФ . Мы уделяем особое внимание этому на предприятиях. Ведь там, где куется рабочая смена, очень важно найти для ребят занятие по душе — в мото- и автосекциях, в стрелковых или радиотехнических кружках, в спортивнотехнических клубах. Здесь, как ив школах ДОСААФ , они могут пройти путь от самого скромного спортивного разряда до больших побед, от первых успехов до вершин мастерства. А от того, нашел ли себя молодой человек в интересном деле, есть ли у него стремление к совершенству, во многом зависит и то, каким он станет в будущем.(НИИАР), димитровградское строительное управление. В коротком рассказе трудно нарисовать полную картину нашей работы, поэтому я остановлюсь лишь на отдельных ее сторонах. На VIII съезде ДОСААФ шла речь об улучшении качества подготовки водителей для армии и народного хозяйства. Волнует это и нас. Центром обучения водительских кадров в Димитровграде давно стала наша автошкола, где ежегодно получают «права» около 400 человек. Одни — для того, чтобы стать шофером-профессионалом, другие — чтобы водить свой автомобиль. В распоряжении школы лучший в области автодром, недавно построен еще один современный класс для лабораторно-практических занятий. И все-таки тесно стало в старом здании. Поэтому одна из наших ближайших задач — строительство новой школы. Здесь будут созданы все условия для внедрения новейших методов обучения, военной подготовки, занятий спортом. С каждым годом в стране растет армия автолюбителей. Димитровград — не исключение. 120 водителей категории «В» в год готовит автошкола, 200 — городской спортивно-технический клуб и первичные организации Общества. Согласитесь, для Димитровграда это немало. Интересен опыт, накопленный комитетами ДОСААФ предприятий, которые я уже называл. НИИАР, например, знаменит своим клубом автомототуристов, созданным институтской организацией ДОСААФи обществом автомотолюбителей. Велика роль клуба в военно-патриотическом воспитании молодежи. Его участники отправляются в походы по местам боевой и трудовой славы (в прошлом году пробег по маршруту Димитровград — Москва — Одесса был посвящен 50-летию ДОСААФ). Возглавляет их бессменный командор А. Храмов, ветеран Осоевиахима. Широко разворачивает работу комитет ДОСААФ строительного управления. Для занятий по автоделу здесь построено новое здание с тренажерным классом, гаражами, учебными помещениями, тиром. Управление, по-моему, должно служить образцом, показывающим, чего можно достигнуть, если активисты ДОСААФ работают в контакте с хозяйственными руководителями и общественными организациями. Очень популярна здесь мотоциклетная секция, к о ­ торую ведет мастер спорта Г. Котов, вырастивший немало хороших спортсменов. Кстати, назову еще одну цифру — 280. Столько любителей мотоциклов обучается у нас ежегодно, А где мотоциклисты, там, разумеется / и соревнования. У нас они не прекращаются и зимой. Автомобильные и мотоциклетные кроссы, состязания в мастерстве вождения, мотобол, картинг, первенства по стрельбе и радиоспорту — 25—30 соревнований в год — собирают немало болельщиков. Сейчас, оценивая то, что дал нам VIII съезд ДОСААФ , я хочу прежде всего сказать о том богатом опыте, которым делились с трибуны съезда наши коллеги. Используя его, легче работать, легче находить новые формы военнопатриотического воспитания, профессиональной и спортивной подготовки молодежи, словом, идти вперед.Н. ЕНЦОВ:28 лет Николай Иванович Енцов отдал службе в пограничных войсках. А после демобилизации в 1963 году пришел на ульяновский моторный завод ис тех пор бессменно возглавляет его комитет ДОСААФ. Заводская первичная организация — одна из лучших в области. В почете и ее председатель: Н. И. Енцов член президиума обкома Общества. Хорошо помню время, когда наша организация только начинала вставать на ноги. Была у нас тогда тесная комнатка да два мотоцикла. О классных спортсменах и говорить не приходилось: выше второго разряда никто не поднимался. Перестройку работы ДОСААФ на заводе мы начали с привлечения активистов, расширения контактов комитета с руководством и общественными организациями цехов, предприятия. А когда подобрался костяк, появились настоящие энтузиасты, тогда пришли и успехи. Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать: достигли многого. Выросло число членов Общества — в его рядах более 85% работников завода. В нашем распоряжении учебный класс, гаражи, ряд других помещений, 12 мотоциклов, лодочная станция с павильоном, 34 спортивных судна, а всего имущества на 74 тысячи рублей. Но это, как говорится, количественные изменения. А качественные? О заводских спортсменах ныне знают не только в области, но и во всей стране, и даже за рубежом. За десять последних лет мы подготовили свыше 1300 одних только мотоциклистов. Мотосекция — одна из пяти действующих в нашей организации. Возглавляет ее молодой слесарь Владимир Прокудин. Он из числа тех энтузиастов, без кого работа комитета ДОСААФ просто немыслима. Под стать тренеру и все ребята-мотоциклисты. Если бы вы видели, с каким азартом, даже дерзостью они тренируются и выступают в соревнованиях! Но, увы, эта секция пока не может принять всех желающих — не хватает мотоциклов. Конечно, нам помогают и обком ДОСААФ , и администрация завода. Директор предприятия Г. Д. Курнаков не только болеет за нас на соревнованиях, он оказывает комитету содействие в чем только в силах. Однако есть проблемы, которые пока мы решить сами не можем. О нехватке мотоциклов я сказал. Второе — нет запасных частей к ним, особенно к кроссовой технике. Стоят из-за этого ИЖи, хотя средства для покупки запчастей у комитета есть. На съезде ДОСААФ много говорилось об улучшении деятельности первичных организаций, об усилении внимания к их нуждам. Обеспечение организаций техникой — одна из таких важных, мне кажется, проблем.Ю. ИВАНОВ:«Обучать и воспитывать!»Шестнадцатилетним подростком в 1942 году Юрий Иванов ушел добровольцем на флот. Сначала была учеба в школе юнг, потом молодой моряк участвовал во многих боевых операциях на Балтике. Флотский опыт пригодился Юрию Павловичу в мирные дни, когда в начале пятидесятых годов он пришел в ДОСААФ. Работал в филиале ульяновского морского клуба, потом — начальником спасательной станции, а 14 лет назад возглавил димитровградский городской комитет Общества, стал членом президиума обкома ДОСААФ.По современным масштабам город наш небольшой: 90 тысяч жителей. Но в нем есть несколько крупных предприятий, где созданы сильные первичные организации ДОСААФ . Например, автоагрегатный завод имени 50-летия СССР, научно-исследовательский институт атомных реакторов имени В. И. Ленина1 *