СПРАВОЧНАЯ СЛЫЖБАподачи питания от аккумулятора, ВК — для отключения добавочного сопротивления при пуске. Третья клемма (она не обозначена) п рисоединяетсяк прерывателю-распределителю. Если обстоятельства вынуждают установить на «жигули» к атушку Б115. то сначала целесообразно попробовать включить ее, не «закорачивая» добавочное сопротивление (клемма ВК не используется). В этом случае добавочное сопротивление может сильно нагреваться, но это обстоятельство не должно смущать. Если же при таком подключении катушки двигатель будет пускатьсяс трудом. то соберите схему, к оторая обеспечит при пуске возможность замыкания клемм ВКБ и ВК («закорачивание» добавочного сопротивления). На «Москвиче» или «Волге» эти клеммы замыкаются вместе с включением стартера при повороте ключа зажигания . На «Жигулях» же придется установить дополнительную кнопку снормальноразомкнутыми контактами, соединенную с клеммами ВКБ и ВК. При включении стартера нужно наж ать на кнопку. Клеммы замкнутся, добавочное сопротивление выключится из работы катушки , и по ее первичной обмотке пройдет больший, чем в первом случае, ток. который повысит напряже ­ ние во вторичной обмотке. В результатеискрав свечах станет более сильной, что и повысит надежность пуска двигателя. Когда двигатель заработает, одновременно свыключениемстартера отпустите и кнопку, т аккакдлительная работа катушкисзамкнутыми клеммами может вывести ее из строя. Поэтому зам енять КНОПКУ каким-либо иным выключателем недопустимо.Сейчас завод подготовил небольшую партию экспериментальных машин для спидвея смодернизированной рамой и головкой, имеющей четыре (а не два, к ак обычно) к лапана на цилиндр. Этот более мощныйвариант трековой ЯВЫ. если исп ытания подтвердят правильность расчета конструкторов, впоследствии намечено поставить на производство.СЛЕДИТЕ ЗА ШЛАНГАМИВ. Федоров из Омска, Д. Юрьев из Липецна, другие читатели просят рассказать, к ак следить за состоянием тормозных шлангов «жигулей». «Инструкция по эксплуатации автомобилей ВАЗ» и сервиснаякнижка рекомендует проверять состояние тормозных шлангов, н ачинаяс 30 тысяч километров пробега, а затем регулярно через каждые 10 тысяч. Но мы советуем не ленитьсяи делать это не только в указ анные сроки, а каждыйраз . когда вы оказываетесь под своей машиной . Проверка заключается во внешнем осмотре шлангов. Если на наружной резиновой оболочке появилась сетка трещин (чаще всего около наконечников), то детали немедленно надо менять на новые. Трещины появляются из-за естественного старения резины, а такжепри езде вморозную погоду — при очень низких температурах резина становится хрупкой. Поэтому зимой проверять состояние шлангов надо чащеи внимательнее, а во время особенно сильных холодов, мож ет быть, есть смысл вообще отказаться от поездки. Кроме того, з амена рекомендуется независимо от состояния наружной оболочки каждыепятьлет или когда пробег достигнет 100 тысяч километров. Р емонтировать шланги нельзя . Ни один из «домашних» способов восстановления их ни в коей мере не обеспечит стопроцентной надежности. В настоящеевремя Волжский автозавод работает надповышениемсрока служ бытормозных шлангов, в том числе при низкихтемпературах .ПОПРАВЬТЕ ФЛАНЕЦ«После промывки карбюратора двигатель мотоцикла «Восход—2» стал пускаться и работать лишь при очень сильном обогащении смеси. Собран он правильно: я несколько раз снимал его и проверял. Что произошло?» — спрашивает Г. Кочерыгин из Алтайского края . Поскольку двигатель может работатьлишьпри определенном составе смеси, значит, очень богатая смесь . которую приготовляет карбюратор , н ормализуется где-то по пути в цилиндр. Р аз вы снимали карбюратор , почти с уверенностью можно сказать , что происходит это вследствие подсоса воздуха через щель, которая образовалась между фланцем карбюр атораивпускным патрубком. Если прокладка цела — з начит деформирован фланецкарбюратора . Чтобы убедиться в этом, п риложитефланецк стеклу. Восс тановить плоскость можно при помощи шкурки, положенной на какую-нибудь ровную поверхность. Обычно фланецдеформируется от чрезмерной затяжки гаек. Чтобы их не приходилось сильнозаворачивать , каждый разпри снятии карбюратора меняйте прокладку.ЭСО ИЛИ ЯВА?«Мне непонятно, что произошло с чехословацким мотоциклетным заводом ЭСО, — п ишет новосибирец Г. Толстых. — Слышал, что чертежи на свои машины для спидвея он якобы передал заводу ЯВА, который теперь стал строить трековые мотоциклы. И хотелось бы знать, сколько мотоциклов он делает в год икакие новинки планирует освоить. Нам, горячим поклонникам спидвея и гонок по льду, это очень интересно». С 1954 года небольшой завод в г. Дивишов (ЧССР) в ыпускал3специальныемотоциклыкласса 500 смдлятрековых гонок под маркой «ЭСО», что в переводе на русскийозначает «туз». В 1960 году он вошел в мотоциклетное объединение ЯВА, п родолжаявыпускатьмашины под той же маркой, причем в дополнение ктрековым стал строить кроссовые мотоциклы с четырехтактными двигателями классов 250. 350 и 500 см 3 . Когда продукция завода вышлана широкую мировую арену, то выяснилось , что наименование чехословацких мотоциклов иназвание одной из ведущих нефтяных монополий США — «ЭССО» звучат одинаково. Поэтому с 1966 года трековые мотоциклы дивишовского завода именуются ЯВА. Кстати, этот год примечателен тем, что впервые на машине ЯВА были выиграны титулы чемпиона мира: советским гонщиком Габдрахманом Кадыровым в гонках по льду иБарри Бриггсом — по спидвею. В настоящеевремя завод все свое внимание сконцентрировал на трековых моделях, п рекративвыпуск кроссовых. Это обстоятельство, а также проведенная недавно реконструкцияпредприятия позволили уведичить годовое производство с 200 (уровень 1960 года) до 1000 штук. Коллектив конструкторов, возглавляемый инженером Я. Червинкой, разработал тритрековых модели. Одна из них («890») п редназначена для гонок по треку длиной до 600 м. Она оснащена короткоходным двигателем мощностью 50 л.с. и весит 84 кг. Другая машина (модель «891») служит для гонок по льду. У нее такой же двигатель, к аку модели «890». но весравен 105 кг. Наконец, последняя модель («892») делается для гонок по 1000-метровому треку (типа наших иппод ромных гонок). Она оснащена двухступенчатой коробкой передач (как и модель «891»), подвеской заднего колеса и длинноходным двигателем мощностью 54 л. с.ШКУРКА НЕ ГОДИТСЯ«Как часто требуется зачищать конт акты прерывателя у автомобиля или мотоцикла и почему для этого не рекомендуется применять наждачную шнурку?» — спрашивает Л . Колобов из Архангельска. При размыканииконтактов прерывателя возникаютэлектрическиеразряды . вызывающие их эрозиюикоррозию . Эрозия сопровождается переносом мет аллас одного контактана другой, а коррозия — о бразованием на них токон епроводящих пленок. Оба фактора приводят кнарушению регулярности искроо бразования . а значит, к перебоям в работе двигателя. Чтобы контакты возможно дольше ост авались чистыми, следует оберегать их от загрязнений , к оторые вследствие окис ленияпревращаютсявтвердую изоляционную пленку. В ыравниваюти очищают поверхностьконтактовпри помощи надфиляили спец иальных пластин, и меющих мелкую насечку. Наждачной шкуркойпользоваться не рекомендуется, потому что зерна абразива внедряются в поверхность конт актов и. будучи изолятором, п овышают омическое сопротивлениев зоне их соединения.КАКАЯ ГАРАНТИЯ?В. Полонский из Ленинграда просит сообщить гарантийные нормы и номера ГОСТов на автомобильные ши ­ ны, выпущенные до 1975 года. Действие ГОСТ 4754—64 на шиныдля легковых автомобилей и ГОСТ 5513 — 64 на шиныдлягрузовых автомобилей, автобусов, а втоприцепови троллейбусов прекращеносянваря 1975 года. Но шины, в ыпущенные по этим стандартам, еще находятся вэксплуатации , и предприятия-изготовители гарантируют их качество в течение трехлетс момента изготовления. При этом гарантийный пробег «легковых» ш инразмера 130 — 330 (5.20 — 13) — 24 тысячикилометров . 365 R13 — 35 тысяч, о стальныхразмеров — 33 тысячи километров; ш ин грузовиков иавтоприцепов — 45 тысяч, а троллейбусов и городских автобусов — 60 тысяч километров (надо еще иметь в виду одно исключение: на шины 165R13 выпуска 1973 — 1S74 гг. п редприятия обязаны принимать рекламациив течение всего гарантийного пробега независимо от времени эксплуатации). Если шинывышлииз строя по производственным дефектампри пробеге до 10 тысяч километров, то они обмениваются изготовителем безвозмездно. Если же пробег шинпревышает 10 тысяч, но меньше гарантийных норм, владельцу возвращается стоимость каждого килом етра недопробега шины до гарантийной нормы. О действующих сейчас ГОСТах и установленных ими гарантиях на шины, о товарныхзнакахшинных предприятий. их адресах, порядке предъявления рекл амаций было подробно рассказано вянварском номере журнала за 1976 год. 37ЕСЛИ ЗАМЕНИТЬ КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ«На моем ВАЗ —2101 вышла из строя катушказажигания . М ожно ли катушку Б117 заменить на Б115, которая предназначена для «Москвича—412» и «Волги» ГАЗ — 2 1Аи ГАЗ — 247» — спрашивает ф. Поляк из Калининградской области. Отвечают специалисты НИИавтоприборов. Катушка зажигания Б115 отличается от Б117 тем, что имеет добавочное сопротивление и соответственно три клеммы на крышке . Клемма ВКБ служит для