счете, п роисходит более совершенно, что существенно уменьшает содержание вредных компонентов в выпускных газах . Н астраницах «За рулем » е щевконцепятидесятых годов был описан двигатель ГАЗ с форкамерно-факельным зажиганием. В настоящее время подготовкапроизводстватаких двигат елейведетсянаЗИЛе . Этот уже извес тныйпринципрешиласьактивно использовать японскаяфирма «Хонда» и даженачаласерийныйвыпуск подобных двигателей. Р аботывэтой области — п окаещенастадииэксперимен ­ та — ведутся и другими фирмами. «Ахиллесовой пятой» данного принципа является почти неизбежное уменьшение литровой мощности двигателя, однако свойственные ему достоинства сулят возможность полностью отказ аться от дорогостоящих способов термического или каталитического дожигания ядов. Поиск средств борьбы за чистоту выхлопа в самой конструкции двигателя, — не прибегая, т аксказать , к внешним средствам в виде дополнительн ыхприборовтипатермореакторов , кат ализаторови т. п., — н ередко привод иткпарадоксальнымрешениям : приходится поступаться многим из того, что было достигнуто за последние годы в области моторостроения. Так, выяснил ось , ч тотенденцияксозданию короткоходных двигателей свысокой степенью сжатия , о державшаяв последн иедвадцать лет внушительную победу над концепцией длинноходности, испыт ываетныне , в свете требований чистоты выхлопа, своеобразный кризис. Сейчас начинают заново открывать преимущества длинноходных двигател ей , в которыхблагодарялучшему наполнению цилиндров достигается при прочихравныхусловиях более эффек ­ т ивная « о чистка » в ыпускныхгазов , не говоря уж о большей гибкости работы и экономичности. На ближайшие 10 — 15 летпредсказываютдаженеизбеж ­ н ый «ренессанс» д линноходных двигателей. Н есколько особняком стоит вопрос об использованиивдвигателях внутреннего сгорания новых видов топлива, более « г игиеничных » в выхлопе , чем бензин. Применение сжатых или сжиж енных газов дает необходимый эфф ект , но связаноснекоторыми трудностями эксплуатации газобаллонных автомобилей . Во всякомслучае , способ этот давноуже не содержитэлементовновизны , ч его не скажешь , н апример , о применениив тех жецеляхводорода . Работы, ведущиеся в ряде стран, в том числев СССР, п озволяютужесейчас говорить о нем како вполне вероятном заменителе бензина. Так, недавно в Институте проблем машиностроения Академии наук УССР испытывался «Москвич» с двигателем , р аботающим на водороде. М ашинаснабженакомпактнымреактором , где основнойреагентв виде порошкавзаимодействуетсводой . В результате происходящей здесь химичес койреакциивыделяется водород, пос тупающий затем в смеси с воздухом в цилиндры двигателя. Р азумеется , тут еще предстоит решить немало проблем, в частности, изучить более глубоко спецификуработыдвигателяна водороде, о беспечитьполную взрывобезопасность топливной системы, найти пути к уменьшению первоначальных капитальных затрат. Но первые шаги, с деланныев этом направлении , обнадеживают. И наконец, несколько слов о нашумевших в прошлом году сообщениях, к асающихся создания новых топливн ых смесей для автомобильных двигателей. Наиболее успешными были эксперименты концерна «Гудьир» со смесью из бензина, воды и спирта в определенных, запатентованных, пропорциях (авторы Кеннет Фреч и Джеймс Фазума). Антидетонационная стойкость таких смесей, к ак утверждают, н астольковысока , что полностью отпадает необходимость в присадке тетраэтилсвинца или других антидетонаторов, отрицательно воздействующих насоставвыпускныхгазов . Д ругое «новое топливо » , а именносмесьвоздуха , г азообразноговодородаипаров бензина, сулит еще большие преимущества. Но... пока работы по применению спирто - в одо - б ензиновыхсмесейне выш ли за рамкилабораторныхиспытанийи до промышленногопроизводства далеко. Ч емдальшеидутпоиски , т ем очев иднеестановится : к акими бы нибыли средства — будь то дополнительная аппаратура, конструктивные изменения в самих двигателях или применен иеновыхтопливных смесей, — достижение заданной цели требует определенных жертв. Во всякомслучае , без компромиссов тут не обойтись , т ем более что одновременно ведь решаютсяи другие важнейшие технические проблемы, продиктованные требованиями времени , — п овышениепервичной , зал оженнойв самой конструкции автомоб иля , б езопасностидвижения , борьба савтомобильнымишумамии т. д. М ож ­ но заранеесказать , что безопасный, бесшумный автомобиль с «чистым» двигателем явится своеобразным диалектическим синтезом этих требований времени и технических реальностей. Ю. К ЛЕЙНЕРМАН , инженерПо письму приняты мерыР едакция получила письма от автолюбителя Г. Вершинина из Ленинграда и водителя совхоза «Серебряковский хутор» Ростовской области В. Беркутова. которые предъявилисерьезные претензии к качеству «Москвича» и автомобиля-цистерны ABB —3.6. Мы направили их на заводы-изготовители. Вот что нам на них ответили. Заместитель директора автозавода имени Ленинского комсомола И. Строков: «Завод принес извинения Г. А. Вершинину за допущенные дефекты при сборке «Москвича». Все неисправности машины были устранены на гарантийном пункте Ленинграда. На лиц. допустивших дефекты, приказом по заводу наложены взыскания». Главный инженер каспийского машиностроительного завода Ю. Головков: «Все замечания по качеству изготовления ABB —3,6 (автомобиль-цистерна для подвоза воды на пастбища, базируется на шасси ГАЗ — 53А) подтвердились. Мастер участка, выпускающего эти машины , контролер и рабочие, виновные в изготовлении продукции с отклонениями от документации, приказом по заводу накапаны. Письмо В. В. Беркутова было обсуждено на всех производственных учас тках вместе с техническим отделом и ОТК. В результате был составлен план мероприятий по улучшению качества ABB —3.6». Главный инженер поблагодарил водителя за письмоЭКЗАМЕН НА ДОМЫОтветы на задачи, п омещенные на стр . 29. П равильныеответы — 1, 5, 8, 10, 1 1 , 14, 17, 2 1 , 22, 24. I. Эта табличка называется «Расстояние до объекта» (пункт 35, 5.2). Стало •1ыть. в данном случае на ней указано расстояние до места стоянки. II. При таком положении регулировщика сразведенными или опущенными руками движение разрешено только тем водителям, к которым он обращен боком, и только в прямом направлении или с попоротом направо (пункт 61). III. Трамвай и автобус находятся на второстепенной дороге, а потому мотоциклист пользуется перед ними преимуществом (пункт 110). Он сохраняет его и при левом .повороте (пункт 113). На равнозначной дороге водитель трамвая имеет преимущество перед водителем нерельсового транспортного средства пункт 111). IV. Лица, ведущие руками мотоцикл или велосипед) по краюпроезжей части дороги, д олжны следовать только по ходу движения транспортных средств (пункт 16). V. В показанной обстановке водитель имеет право въехать во двор, ибо двойную линию разметки такого вида со стороны прерывистой линии пересекать разрешено (пункт 44). VI. Обгон здесь запрещен , ибо он связан с выездом на соседнюю полосу движения, а пересекать такую линию разметки водителю, находящемуся от нее справа, нельзя (пункт 44). VII. Площадки для стоянки, ограниченные сплошнымилиниями оазметки, использовать для движения запрещено (пункт 45). VIII. Такими косыми штрихами отмечаются островки в местах разделения транспортных потоков (пункт 42. 1.16). IX. С повышениемдавлениявшинахуменьшается площадь их контакта с полотном дороги. а поэтому автомобиль имеет меньшую «сопротивляемость» действию боковых сил. X. Силы инерции при торможении снимают часть нагрузкис задней оси автомобиля. От этого уменьшаются силы сцепления задних колес с дорогой, и они легко могут заблокироваться . 35