Нубни друтбыкалендаре появляется четвертый, советский этап. В 1970 году «в игру вступают» представители ЧССР, а три года спустя — и болгарские картингисты. Итак, на сегодня Кубок дружбы оспаривают гонщики шести стран на шести этапах. Сначала положение о розыгрыше Кубка предусматривало на каждом этапе отдельные заезды для определения сильнейших в личном и командном зачетах. Затем отдали предпочтение нескольким заездам, по результатам которых определяли места в личном зачете, а очки, полученные заявленными за команду картингистами,всего на молодежь, дешевый и доступ ный. Таким он родился, такой есть таким будет. Вот почему в сборной каждой страны среди шестерых спортсменов четверо должны быть моложе 25 лет. Это правило является и стимулом для подготовки молодого пополнения сборных. Во всяком случае, в некоторых командах процесс омоложения шел не всегда гладко и подготовка достойной смены испытанным картингистам подчас отнимала два-три года, что отражалось на местах в таблице розыгрыша. В начале 14-летней истории Кубка тон задавали гонщики ГДР. Они рань-ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ СЕЗОННачало шестидесятых годов в истории автомобильного спорта почти всех стран отмечено «вспышкой картинга». Этот вид соревнований очень быстро получил популярность. Социалистические страны одними из первых по достоинству оценили его богатые возможности. Уже в 1960 году состоялись старты картингистов в ГДР и ПНР, на следующий год картинг дебютировал в СССР, затем ив ВНР, ЧССР, НРБ, СРР, СФРЮ. Конечно, на современный взгляд гокарты (так раньше называли эти машины) пятнадцатилетней давности выглядят странно. Высокие машины на 10-дюймовых колесах от мотороллера, пространственные трубчатые рамы наподобие тех, что применялись на гоночных машинах, необычной формы рули — в виде овала, крыльев бабочки. Все эти пестрые, разноликие самоделки роднило одно — они были построены по близким техническим условиям и на них стояли двигатели от серийных мотоциклов класса 125 см 3 . Общую платформу нашли быстро, и уже в 1964 году прошла первая серия гонок на Кубок дружбы социалистических стран. Поначалу в них принимали участие спортсмены ВНР, ГДР и ПНР, которые соревновались в трех этапах. Год от года число стран-участниц росло, увеличивалось соответственно и количество этапов. Так, с 1966 года наша сборная принимает участие в розыгрыше Кубка уже не эпизодически, а по всей программе, и в международном просто суммировали, чтобы выявить распределение мест среди сборных. Сейчас сложилась система, близко стоящая к той, что применяется на первенстве мира и других крупных международных состязаниях. Всех участников (а их 36, поскольку каждую команду представляет по шесть картингистов) на основании результатов официальной тренировки «рассеивают» на четыре равных по силам группы. Их обозначают латинскими буквами А, В, С и D. В каждом заезде встречаются спортсмены каких-либо двух групп (то есть стартуют по 18 человек): АВ, CD, AD, ВС, АС и BD. Таким образом, в течение шести заездов — а они и составляют программу отдельного этапа — каждый участник встретится с каждым, приняв три старта. За первое место в заезде начисляют 0 очков, за второе '— 2, за третье — 3 и так далее. Победителем в личном зачете на этапе становится тот, кто набрал наименьшую сумму очков. А для командного зачета суммируются очки пяти картингистов, показавших лучшие результаты среди шестерых стартовавших в каждой команде. Сумма очков, набранная на шести этапах, минус результат «худшего» этапа определяет личные места в розыгрыше Кубка за год. Для командного зачета суммируют очки, набранные на всех этапах. В нынешнем Положении о Кубке дружбы есть один важный пункт, вытекающий из самого характера картинга. Это вид спорта, рассчитанный прежде ше других обрели картинговый опыт, располагали неплохими двигателями МЦ, при подготовке которых широко использовали знания, накопленные заводом на выпуске мотоциклов к многодневкам, кроссам, кольцевым гонкам. В 60-х годах эти моторы имели мощность около 18—20 л. с. и служили хорошей основой для достижения высоких результатов. Не удивительно, что в первые три года побеждали представители ГДР как в личном (В. Партум — 1964 год, X. Винцлер — 1965 и 1966 гг.), так ив командном (1966, 1966, 196ч7 гг.) зачетах. Этому способствовало еще и то, что трассы чаще делали с длинными прямыми участками, дававшими преимущество тем, кто обладал мощным двигателем даже при менее удачной конструкции самого карта. Затем пришел период успехов наших картингистов. Они использовали двигатели МЦ (как, впрочем, и большинство спортсменов из других стран) и шасси собственной, более совершенной тогда конструкции. Гегемонию картингистов ГДР первым нарушил А. Сафонов, который в 1967 и 1969 гг. побеждал в личном зачете. Правда, в 1968 году вновь первое место завоевал немецкий гонщик, К. Шуриг, но зато в командном зачете дважды (1968 и 1969 гг.) выигрывали Кубок картингисты СССР. А потом для нашей сборной наступил период застоя. Он объяснялся не только тем, что к этому времени гонщики ГДР Ю. Кох и другие построили кар-К1 §СЧАСТЛИВЧИКХолм был крутой. Для эффектных прыжков не очень годился. Но, что поделаешь, кросс показательный и председатель колхоза просил дать «международный класс». Гонщик выжал полный «газ». На верхушке холма он попытался сбросить скорость. Однако дроссель заклинило, и мотоцикл прыгнул не вперед, а вверх. Где-то внизу остались зрители, впереди были сосны. «Ого, кажется, высоко летим, — успел подумать гонщик, — теперь главное оттолкнуться от машины». Приземление было довольно,удачным, а впереди, ударившись о сосну, потом о другую, упал мотоцикл. — Вот это да1 — ахнули зрители. — Метров на пять взлетел. — Что ты, все десять было. Жаль, м о ­ тоцикл разбился. — Но гонщик-то, смотри, как ни в чем не бывало. — Счастливчик Рамонас! У него, говорят, сто медалей и ни одной царапины... Царапины у него есть, и медалей поменьше, но удача ему действительно34