10
11
Испытывает «За рулем»Больше пятнадцати лет моей «автомобильной» жизни было связано с различными моделями АЗЛК. И яс удовольствием, хоть и не без волнения, принял для редакционных испытаний новую машину завода — «Москвич—2140». После «Жигулей» модели «2103», на которых только что был закончен тест протяженностью 150 тысяч километров, да ив сравнении с хорошо знакомыми прежними моделями «Москвича» все было непривычно. Первое, на что обращает внимание каждый автомобилист, подходя к машине, на которой ездить и ездить, — внешность, Описывать ее, вероятно, нет надобности: читатели видели автомобиль и на множестве снимков ив натуре. Только свои впечатления. На мой взгляд, «2140» выгодно смотрится после «412». Линии стали плавнее и законченней, оформление более элегантным. Внутри новый «Москвич» довольно основательно отличается от своих предшественников по марке и от привычного ВАЗ—2103. Когда открываешь дверь, загораются лампы плафонов, встроенных по обе стороны передней панели. Свет их и помогает ориентироваться, когда садишься в машину в темноте, и предупреждает приближающихся сзади водителей о том, что открыта дверь и возм ожно появление на проезжей части людей. Садимся. Сиденья мягкие, как теперь говорят, комфортабельные. Высокие спинки с подголовниками обеспечивают удобство и безопасность водителю и переднему пассажиру. Но подушка водительского кресла, пожалуй, несколько длинна для человека моего роста — ее валик приходится «под колено». Более рослые, конечно, этого не ощущают. Ну а мне придется подложить на сиденье жесткую подушечку. (Советую, кстати, попробовать всем невысоким водителям. На мой взгляд, гораздо удобнее ездить с подкладкой из 10-миллиметровой фанеры, обтянутой 15—20-миллиметровым поролоном и поверх него тканью.) Регулирую сиденье. Ногам удобно на педалях, рычаги переключения передач и стояночного тормоза «под рукой», все ручки и тумблеры легкодоступны. С удовольствием отмечаю и полочку с небольшими бортиками над «перчаточным» ящиком, «фирменный» короб для мелочей на полу у рычага переключения передач (этого, надо признать, явно не хватает на «жигулях»), М ожно ехать? Нет, еще надо подогнать по себе длину ремней безопасности и отрегулировать положение зеркала заднего вида. Сразу несколько слов о зеркале. Маленькое, неэстетичное, закрепленное на какой-то тщедушной ножке, оно совершенно не подходит к хорошо в целом оформленному автомобилю. Забегая несколько вперед, скаж у еще, что это зеркало и небезопасно. Площадь обзора у него мала, ночью оно «бликует», показывая море огней, в то время как за тобой идут три-четыре машины, а если перевести зеркало рычажк ом , чтобы уклониться от слепящих фар, сбивается все положение корпуса, так как пружина слишком сильна. К ороче — нужно другое зеркало. На память приходят отличные зеркала ВАЗа, Да и наружное боковое не было бы лишним. Мне трудно оценить заднее сиденьене приходилось ездить пассажиром, да еще сзади, на дальние расстояния. Но отзывы неплохие — мягко, удобно, достаточно просторно. Правда, там холодновато зимой. Что остается осмотреть? Багажник и моторный отсек.статочно удобен. Разница в расширительном бачке системы охлаждения, рассчитанной на антифриз, в новом большом бачке омывателя с встроенным в него электронасосом. Вернемся в салон. Мы пробуем машину на ходу. Она хорошо слушается руля. Само рулевое колесо несколько меньше, чем на других марках и моделях («спортивный» тип!) и обтянуто синтетической кожей . Удобно и приятно. Две широкие спицы сходятся к глубоко утопленной и прикрытой эластичной накладкой рулевой колонке. Но стало менее удобно пользоваться звуковым сигна-МЫ, КАЖЕТСЯ, ПОДРУЖИМСЯОбъект нашего теста — «Москвич —2140», покрытый рефлексной краской. Сиденья с подголовниками. Безопасный руль и «круглые» приборы. Передняя правая дверь; стрелкой отмечена подклеенная резиновая полоска. Ф ото В. КнязеваОчень радует, что на новой машине не нужно лезть в салон, чтобы открыть багажник — он отпирается ключом. Хорошо, что специальное устройство запирает доступ к горловине бензобака и действует от того же ключа. А внутри? Багажник достаточно просторен и удобен, несмотря на лежащую в нем «запаску», которая, правда, несколько портит приятную картину. Представьте, что вы в дальней дороге осенью меняете колесо. И грязный скат ложится рядом с вещами: ведь место для него ничем не отделено от остального объема багажника. Комплект инструмента очень хорош. Пожалуй, он годится для любых работ. Но не мешало бы еще подумать об удобном и доступном закреплении обеих инструментальных сумок в багажнике. Домкрат у «Москвича» рычажный. Он намного тяжелее и, на мой взгляд, менее удобен, чем винтовой у «жигулей». Под капотом практически та же картина, что на «412-м». Доступ ко всем жизненно важным узлам двигателя долом: пальцы не достают до включателя, так, чтобы нажать на него с достаточной силой (очень упругая пружина). И приходится снимать руку с руля, жать на кнопку ладонью. Несколько слов о щитке приборов. Оформление его понравилось. Круглые I стрелочные указатели, хорошо читаемые обозначения, достаточно яркие контрольные лампочки, и все соответствует общему стилю салона. Показаний—необходимый минимум. Уместен амперметр, по которому удобно определять направление тока и его величину. Это позволяет всегда знать, идет ли зарядка, в как ом состоянии батарея. Но хотелось бы все-таки этот минимум расширить. Так и просится в комплект тахометр, который поможет всегда выбирать оптимальную передачу. Полезны, на мой взгляд, были бы контрольные лампы «пора заправляться» и «включено пусковое устройство карбюратора», а сигнал «нет давления в системе смазки» нужен обязательно. Заслуживает похвалы надежная и бо- «• +Щ:Щлее удобная, чем у «жигулей», клавиша включения вентилятора отопителя. К сожалению, о самом отопителе этого сказать нельзя — тут уж сравнение не в пользу «Москвича», Обращаю внимание владельцев машин на то, чтобы люк прямой вентиляции (управляется средним из трех рычажков) зимой был закрыт (рычажок вправо от упора), а под задним стеклом ничего не загораживало решетки вытяжной вентиляции. В сильные морозы, чтобы не запотевали окна, нужно незначительно приоткрыть поворотные форточки передних дверей. На скорости болееным еще на предыдущей модели АЗЛК, намного снижает усилие, требуемое от водителя при торможении. В то же время педаль не «проваливается» при резком нажатии. Ощущаешь «обратную связь» — сопротивление усилию ноги возрастает по мере нажима. Коробка передач, в сущности, та же, что была на «четыреста двенадцатом». Такая же шумная, с большими ходами рычага, при включении первой и задней передач желательно бы больше четкости. Считаю полезным сказать об одной особенности дверных замков, о которой,ли все-таки привычные опасения. М ожем заверить: проблема упростилась, хотя и не решена еще полностью. Зимой этого года, как вы помните, ночные морозы достигали в Москве 1822°. Машина наша стояла под открытым небом, но двигатель исправно пускался каждое утро. Что для этого было сделано? Во-первых, заблаговременно проверены и отлажены аккумулятор, распределитель, свечи. Во-вторых, слит отстой из бензобака, промыты и продуты бензонасос и карбюратор. В-третьих, залито «жигулевское» зимнее (можно и всесезонное) масло. Важно также изучить «характер» своего автомобиля при пуске. «Москвич» в этом отношении имеет два слабых места. У него при длительной стоянке падает уровень бензина в карбюраторе, и не обеспечивается подача топлива в цилиндры. К тому же бензонасос капризен, и подкачать вручную бензин в поплавковую камеру можно лишь при оп ­ ределенных положениях кулачка. «Четыреста двенадцатый» двигатель особенно чувствителен к «пересосу» и залитым свечам. И любой «лишний» бензин в цилиндрах так же не даст пустить мотор, как и его отсутствие. Поэтому, если после двух-трех десятисекундных попыток при частых и резких нажатиях на педаль «газа» и с полностью вытянутым «подсосом» двигатель не заработал и не было даже вспышек, проверьте, поступает ли бензин. Снимите крышку воздушного фильтра и пластмассовую прокладку и, заглядывая в «горло» карбюратора, резко нажмите рукой на рычаж ок тяги дросселя. Должна брызнуть струйка бензина из распылителя жиклера. Если нет — плесните прямо в карбюратор 40—50 г бензина и заводите с подсосом и полностью открытым дросселем. Не поможет и это — проверьте свечи. Возможно, они уже залиты, и надо заменить их чистыми и сухими. Проблема номер два зимой — это не рассчитанные на низкие температуры смазки, применяемые в коробке и заднем мосту «Москвича». В мороз, даже пустив и прогрев мотор градусов до 50, приходилось долго «раскачивать» машину на первой передаче, с усилием ее включив к тому же, пока наконец прогреется масло в заднем мосту. А залить отличное «жигулевское» рискованно — шестерни нефосфатированные и возможны задиры, особенно в течение первых 10—15 тысяч километров, пока приработаются. Надеемся, что работа завода по доводке и внедрению новой коробки передач и заднего моста не заставят долго ждать, и автолюбители смогут оценить их по достоинству. Материал уже был подготовлен к печати, когда нам сообщили, что начато промышленное внедрение процесса фосфатации шестерен заднего моста. Значит, на новых машинах можно будет, не опасаясь, применять ТАД-17. Таковы впечатления, оставленные первыми тысячами километров нашей совместной с «Москвичом—2140» жизни. А если оценить их в целом, м ожем сказать: мы, кажется, подружимся. А. БРОДСКИЙ, старший редактор отдела науки и техники «За рулем»60 км/час вентилятор можно выключать — достаточно напора воздуха. Советую хорошенько проверить, нет ли неплотностей между кузовом и дверями. Иногда, слегка поправив уплотнитель или, если надо, подклеив «восемьдесят восьмым» кусочек резинового жгута, можно избавиться от сквозняков. Почему-то чаще всего в уплотнении нуждается нижняя часть правой передней двери. Кузов и подвеска в целом, пожалуй, более приспособлены к разным дорогам, чем у ВАЗ—2103. Они жестче, на неровностях пробои подвески ощущаются реже и слабее. В то же время по плавности хода машина практически не уступает «ноль-третьей». Необходимо отметить тормоза. Они у нового «Москвича» выше всяких похвал. Наконец-то на машинах этой марки двухконтурная система (и даже более совершенная, чем на ВАЗе!) с дисковыми передними тормозами и четырехпоршневыми суппортами на них. Гидровакуумный усилитель, ставший привыч-к сожалению, недостаточно ясно упоминает инструкция к автомобилю. Если опустить изнутри замковую ручку передней левой двери и выйти через любую другую дверь, также заперев ее, то открыть замок снаружи ключом уже невозможно. Помните об этом. В один из первых дней знакомства с «Москвичом» я вышел из него, захлопнул дверь, открыл заднюю и, взяв мелкую поклажу с сиденья, машинально опустил~ручки передней и задней дверей и закрыл дверь. Чтобы попасть потом в машину, пришлось открыть багажник (благо ключ был в руках), снять облицовку перегородки, отвернуть две гайки с болтов крепления спинки заднего сиденья и сдвинуть ее вперед. Теперь несколько слов для тех, кто ездит на своем «Москвиче» круглый год. Основная проблема тут, как вам известно, надежность пуска. М ы знали, что «Москвич» теперь комплектуется новым карбюратором, что у него закрытая система охлаждения с антифризом. Но бы