Страничка мотоциклистарех тысяч владельцев мототранспорта (через ГАИ тринадцати городов), а также анкету в журнале «За рулем» (1976, № 8), на которую откликнулись шесть тысяч человек. С результатами исследования мы хотим познакомить мотолюбителей.Предложение и спросПрежде всего отметим постоянное увеличение производства и продажи мототехники (см. таблицу). Только в 1975 году по сравнению с 1970-м выпуск и наличный парк возросли соответственно на 23 и 24%. В результате заметно возросла обеспеченность населения (из расчета на 100 семей) всеми видами мототранспорта: с 11,8 единицы в 1970 году до 14 к концу 1975 года. Структура продажи этих изделий такова, что наибольшая доля приходится на мотоциклы (49,17%). Далее следуют мопеды (21,32%), мотовелосипеды (18,64%) и мотороллеры (10,87%). Но, как показали исследования, эта картина не соответствует покупательскому спросу. По расчетам института, в 1976 году спрос на все виды мототоваров составил в целом 2420 тысяч штук, а потребители смогли реализовать свои деньги только на покупку 1800 тысяч штук. Наибольшее расхождение между величиной всего спроса и реализованной его частью (продажей) мы зафиксировали по мотоциклам тяжелого и среднего (с коляской) классов. Сам по себе факт не новый. Так, в 1976 году, например, спрос на тяжелые машины составлял, по данным ВНИИКСа, 400 тысяч, а покупатель смог получить почти вдвое меньше. Заявка Министерства торговли СССР на 1977 год удовлетворена по мотоциклам только на 81,7% (причем по наиболее дефицитным машинам тяжелого и среднего классов с коляской соответственно на 47 и 54,2%), мотороллерам — 87,1%, мопедам и мотовелосипедам — на 93,7%. Как следствие, многие вынуждены приобретать вместо тяжелых и средних мотоциклов с коляской машины средние (без коляски) и легкие. Кроме того, около трети владельцев легких мотоциклов и больше половины — мотоциклов среднего класса намерены взамен прежней приобрести тяжелую машину. Исследования показали, что есть существенные различия в характере использования мототранспорта жителями города и села, а также колхозниками и рабочими. На селе все виды мототехники гораздо чаще, чем в городе, служат для поездок на работу. Это вполне естественно. Развитие спроса на мототехнику находится в тесной зависимости и от коЛИЦОМкличества продаваемых автомобилей. Так, резкое его увеличение в девятой пятилетке вызвало относительное снижение спроса на мотоциклы. Некоторые владельцы мототранспорта намерены заменить свои машины легковыми автомобилями. Причем наиболее ярко это стремление проявляется у владельцев мотоциклов. Их доля в общем числе решивших «переквалифицироваться» мотолюбителей составила 86%. Особенно заметен этот процесс в республиках Прибалтики. Тем не менее рост продажи автомобилей еще долго не приведет к существенному падению сбыта мотоциклетной техники, поскольку она незаменима в сельской местности, где преобладают грунтовые дороги. По данным исследования, спрос населения на мотоциклы в десятой пятилетке возрастет в 1,4 раза. Следует заметить, что при общей тенденции к росту спроса на мототовары в целом происходит переключение интереса с мотовелосипедов на более комфортабельные машины — мопеды.КачествоХарактерно, что чем полнее удовлетворяется спрос покупателей, тем более требовательными становятся они к ассортименту и качеству изделий. Люди, купившие мотоциклы в прошлом году, на первое место среди других мотивов, определивших их выбор, поставили эксплуатационные характеристики машины, далее в порядке значимости указывались: популярность марки заводаизготовителя, доступная цена, внешний вид и качество отделки, наличие коляски и т. д. Важно отметить, что первостепенное значение высоким эксплуатационным параметрам придают при покупке жители и города и села, причем независимо от возраста. Этот фактор является определяющим и при замене старого изделия новым. ' Надо признать, что промышленность много делает для улучшения качества изделий. Если раньше качество оценивалось по сравнительно узкому кругу чисто технических показателей (максимальная скорость, расход топлива, мощность двигателя, величина сухой массы' и некоторым другим), то сейчас заводы-изготовители встретились ис целым рядом новых качественных критериев оценки своих товаров. К их числу относятся показатели технической эстетики, эргономики, безопасности конструкций, а в последние годы — также уровень шума и токсичности отработавших газов. Над совершенствованием этих показателей в настоящее время работают специалисты мотозаводов и ряда научных организаций.ПОТРЕ БИТЕЛЮЕсли мы откроем «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», принятые XXV съездом КПСС, то найдем там такие строки: «Решительно улучшить качество всех видов выпускаемой продукции, расширить ассортимент, увеличить производство новых видов изделий, отвечающих современным требованиям. Повысить удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме ее выпуска». В этих словах очень лаконично сформулирована главнейшая задача, поставленная на десятую пятилетку перед отраслями, производящими товары для населения. Успешное выполнение заданий пятилетки по более полному удовлетворению спроса населения в немалой степени зависит, с одной стороны, от выявления и быстрейшего доведения требований покупателей до производителей, а с другой — от повышения ответственности заводов-изготовителей за выполнение заказов торговли. Одним из связующих звеньев между потребителем и производителем является Всесоюзный научно-исследовательский институт по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС). Для объективной оценки современного состояния рынка, перспектив развития спроса на мотоциклетную технику (мотоциклы, мотороллеры, мопеды) в прошлом году сектор товаров культурного назначения и хозяйственного обихода ВНИИКСа провел специальное исследование. Программа его включала опросы специалистов государственной и кооперативной оптовой торговли, четы10Производство, тысячи штукПродажа населению, тысячи штук 1970 г. 1975 г.Парк, тысячи штук 1970 г. 1975 г.Виды мототехники 1970 г. Мотоциклы и мотороллеры Мопеды и мотовелосипеды Всего 1975 г. 1980 г. (план)832 590 14221029 715 17441285 1366 2651816 574 13901032 687 17195076 3503 85796330 4307 10637