16
17
18
Многие начинающие автолюбители не очень ясно представляют себе роль шин в поведении автомобиля и, как правило, недооценивают их по сравнению с другими частями машины. Но, наездив несколько десятков тысяч километров и познакомившись с разными дорогами — щебеночными и грунтовыми, сухими и мокрыми, заснеженными и обледенелыми, побывав в горах и покатавшись по магистралям, водитель начинает чувствовать, как много зависит от шин. И тогда возникают вопросы. А можно ли покрышку одной модели заменить другой... что будет... почему бы не... как быть, когда... Мы представили себе по нашей редакционной почте такого «среднего» автомобилиста и попросили на сегодняшнем заседании «Клуба» ответить на его вопросы старшего научного сотрудника НИИ шинной промышленности В. А. РОДИНА. В разговоре принимает участие заместитель заведующего отделом науки и техники «За рулем» инженер Б. В. СИНЕЛЬНИКОВ. Итак, автолюбитель спрашивает, ученый и инженер отвечают. Автолюбитель. В инструкции, прилагаемой к машине, обычно бывают указаны размер, тип и модель установленных на ней шин. Значит ли это, что применять другие нельзя? Ученый. Для каждой новой марки и модели автомобиля специалисты по результатам всесторонних испытаний выбирают ту шину, которая наиболее удачно сочетает свои свойства для определенных, наиболее распространенных условий эксплуатации данной модели. На рис. 1 представлен ассортимент отечественных шин (основные модели), а в таблице даны их краткие характеристики. А. Представим себе, что для своего автомобиля старой модели (ЗАЗ—965, «Москвич—407» или ГАЗ—21) я не смог найти покрышек того размера, которые предусмотрены инструкцией. Могу купить вот сегодня, например, другие. А что следует учитывать, решая вопрос о возможности такой замены? У. Прежде всего надо руководствоваться «Правилами дорожного движения» (глава XI, § 164, раздел II, пункт «в»). Этот параграф запрещает эксплуатацию автомобилей, если «шина по размеру и допустимой нагрузке не соответствует модели транспортного средства». Размеры. Это — посадочный диаметр и ширина профиля. Они указаны цифрами на боковине шины. Например, «6,15—13». Здесь 6,15 — ширина профиля в дюймах, 13 — посадочный диаметр в дюймах. Напомню: полная расшифровка обозначений на шинах приведена в январском номере «За рулем» за 1976 год. Несовпадение посадочного диаметра означает, что вы просто не наденете покрышку на колесо или, наоборот, она будет спадать с обода. Отличие же ширины профиля на долю дюйма (10—15 мм) от рекомендованного размера допустимо, поскольку оно заметно не сказывается на ходовых качествах машины. 16Максимально допустимые нагрузки на шину и скорость движения. Эти данные иногда бывают нанесены на боковине шины. Они приведены в брошюре «Правила эксплуатации автомобильных шин», выпущенной в 1975 году издательством «Химия» тиражом 500 тысяч экземпляров. Эти правила нужно знать каждому автомобилисту: они ру ководящий документ почти по всем вопросам, касающимся шин. Решая вопрос о «замене», следует учитывать, что применение других, не рекомендованных заводом шин изменяет основные характеристики автомобиля. Поэтому завод-изготовитель вправе отказать его владельцу в гарантийном ремонте тех узлов ходовой части, работа которых овязана с шинами. Точно так же шинники не несутэта шина может внезапно подвести со всеми вытекающими, возможно очень печальными, последствиями. Точно так же недопустимо применять на автомобилях шины авиационные или от сельскохозяйственных машин. Почему? Да потому, что и они на это не рассчитаны и, конечно, не соответствуют Правилам дорожного движения. А. Некоторые владельцы ВАЗ—2101 и ВАЗ—21011 используют покрышки от ВАЗ—2103. Что дает такая замена? Инженер. Шины, предназначенные для ВАЗ—2103 и 2106 (165Р13 модели ИЯ-170), отличаются от применяемых на ВАЗ—2101 и 21011 (6,15—13 модели И-151) в основном шириной профиля (165 мм вместо 155 мм), конструкцией (они радиальные, то есть сответственности за свои изделия, если они применяются не на тех автомобилях, для которых предназначены. А. Я встречал «запорожцы» с шинами от электрокаров. Хорошо это или плохо? У. Водители этих автомобилей грубо нарушили правила, о которых я только что говорил. Хотя у покрышки электрокара такой же посадочный диаметр, как у штатной шины, сходная ширина профиля, а допустимая статическая нагрузка больше, она рассчитана на значительно меньшую скорость, чем доступна «Запорожцу», имеет неподходящий рисунок протектора. И если до сих пор с автомобилем ничего не случилось, как заверяет его владелец, этот факт еще не означает, что она прошла испытания. В каких-то критических, а может быть даже и обычных условиях,радиальным направлением нитей корда, а не диагональным) и рисунком протектора. Замена, о которой идет речь, разрешена специалистами Волжского автомобильного завода. На редакционном автомобиле ВАЗ—2101 три года назад проходили испытания радиальные шины размером 165Р13. На хорошем шоссе возросла устойчивость и плавность движения, но зато при езде по выбитому асфальту и булыжнику машина испытывала увеличенную вибрацию. Когда же машина попадала на дорогу, покрытую грязью или мягким снегом, то колеса из-за большей ширины шины иногда не доставали до твердого основания, а потому скользили чаще, чем более узкие шины ВАЗ—2101. А. Можно ли устанавливать диагональные и радиальные шины на один автомобиль? Шины для легковыхавтомобилейМодель ИЯ-146 И-Л195 И-151 ИЯ-214 ИЯ-170 И-Л143 И-Л168 АИ-186 М-59А М-130А М-107Размер 7,35 — 14 7,35 — 14 6,15 — 13 155Р13 165Р13 6,15 — 13 6,45 — 13 6,45—13 5,60 — 15 6.45 — 13 6.00 — 13Тип диагональная диагональная диагональная радиальная радиальная диагональная диагональная диагональная диагональная диагональная диагональнаяРисунок протектора дорожный дорожный дорожный дорожный дорожный зимний зимний универсальный дорожный дорожный дорожныйДля какого автомобиля преднавначена ГАЗ—24 рдЗ 24 ВАЗ —2101, 21011; ЗАЗ —968, 968А ВАЗ —2101, 21011 ВАЗ —2102, 2103. 2106 ВАЗ—2101, 21011 ВАЗ —2103, 2106; «Москвич —412» и 2140 ВАЗ —2102, 2103, 2106; «Москвич—412» и 2140 «Москвич —402», 403, 407 «Москвич—412» и 2140; ИЖ —2125 «Москвич—408»от ВАЗ—2103, они прошли бы на 5—7 тысяч километров больше. Чтобы дать более обоснованный ответ на этот и другие вопросы, касающиеся разного рода замен, необходимо кроме теоретического исследования провести лабораторные и дорожные испытания. Это очень трудоемкая и дорогая работа. Нужны ли исследования по применяемости разных шин для всех моделей легковых автомобилей, которые находятся в эксплуатации? Нет, ибо для каждой выпускаемой ныне модели можно без особого труда приобрести нужную шину. А. А как быть со старыми машинами, для которых трудно найти штатные покрышки? У. На «Запорожце» ЗАЗ—965 можно использовать «вазовские» шины 6,15 —13 модели И-151, которыми ныне комплектуют ЗАЗ—966 и ЗАЗ—968. Что касается «москвичей» прежних моделей, то подробные сведения о возможности замены их колес и шин на всех моделях изложены в справочнике «Взаимозаменяемость агрегатов автомобилей «Москвич» под редакцией И. К. Чарноцкого (изд. второе. «Транспорт», 1976). А. Обязательно ли надо переставлять колеса по схемам, приведенным в инструкции? И. Регулярная перестановка колес ставит целью обеспечить равномерный износ шин в эксплуатации. Рекомендуемые заводами схемы перестановки основаны на статистических данных, по которым выявлены наиболее типичные случаи износа покрышек на разных колесах. Однако на конкретном автомобиле картина может быть иной, а следовательно, целесообразным будет другой порядок перестановки. Поэтому в «Правилах эксплуатации автомобильных шин» и сказано: «Перестановку шин рекомендуется производить при выявлении технической необходимости, которая определяется техническим руководителем автохозяйства или предприятия. Основанием для перестановки шин могут служить неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора, необходимость правильного подбора шин по осям и сдвоенным колесам, установка более надежных шин на передней оси автомобиля, а также другие причины». Что касается владельца личной машины, то ему следить за износом надо самому. Практика показывает, что переставлять сразу все колеса (включая запасное) обычно нет нужды. Так, если видно, что шина на одном колесе изнашивается более, а на другом менее интенсивно, чем остальные, есть смысл поменять местами только их. А. Десяток лет назад «запорожцы» и «москвичи» оснащали бескамерными шинами. Некоторое их количество еще осталось у автолюбителей. Пригодны ли они для эксплуатации? У. Бескамерные шины, в отличие от обычных, имеют воздухонепроницаемый слой, наложенный на первый слой каркаса, специальную форму и конструкцию борта, обеспечивающие более плотную посадку на обод колеса. Со временем резина стареет, и может случиться, что старая бескамерная шина, смонтированная на обод, имеющий даже небольшие повреждения, не будет «держать воздух». Тогда в покрышку надо вложить камеру и эксплуатировать как обычную. 17Й. Совместное применение их допустимо, но не на одной оси автомобиля (см. «Правила эксплуатации автомобильных шин», гл. VIII, п. 62), У радиальных шин меньший угол увода («За рулем», 1976, !№ 12, стр. 31), чем у диагональных. Поэтому, чтобы меньше изменилась управляемость автомо. .биля, их лучше ставить на задние коI (леса. Вывод: спереди диагональные, 1 сзади радиальные — допустимо, спеI реди радиальные, сзади диагональ'• ные — нет. Следует иметь в виду, что дорожный просвет при использовании радиальных шин такого же размера уменьшится на 7—10 мм из-за того, что они под нагрузкой больше сминаются. А. А есть ли разница в пробеге этих шин? И. Пробег до максимально допустимого износа у радиальных шин больше, чем диагональных. На испытывавшемся редакцией автомобиле, например, первые прошли около 60 тысяч, а вторые — около 40 тысяч километров. А. Надо ли вместе с шинами от ВАЗ—2103 ставить его колеса? И. Обод колеса ВАЗ—2103 (обозначение его размера 5J) чуть шире, чем у ВАЗ—2101 (размер 4'/ 2 J). Шина размером 166Р13 на нем занимает более правильное положение, чем на ободе ВАЗ—2101. Однако, как показал опыт эксплуатации автомобилей в нашей стране (в том числе редакционные испытания) и за рубежом, использование этих шин на колесах ВАЗ—2101 вполне возможно. У. Эксплуатация шины на более узком ободе, чем тот, для которого она рассчитана, все-таки уменьшает срок ее службы. Возможно, если бы ваши шины были смонтированы на колесах А. Можно ли считать бескамерные шины бесперспективными? У. Нет. Их преимущества — больш ая безопасность (так как при проколе воздух из шины выходит медленно), меньший вес, простота ремонта, лучший теплообмен с колесом и др. — побуждают специалистов возвратиться к вопросу об их применении. Это тем более целесообразно, что у колес современных автомобилей совершенно герметичные обода достаточно высокой точности, которые обеспечивают надежную работу шины. А. Многие владельцы автомобилей с недоверием относятся к восстановлению шин, сомневаясь в их надежности после этого. Обоснованно ли такое мнение? У. Технология и оборудование шиноремонтных предприятий позволяют ныне восстанавливать изношенные покрышки наваркой протектора так, что они служат в среднем лишь на 40 /о меньше новых. Их можно использовать как на передних, так и на задних колесах без ограничения скорости. В отличие от новых наварные покрышки более чувствительны к перегреву, возникающему при длительном движении с большой скоростью по раскаленной от жары асфальтированной или бетонной дороге. В процессе эксплуатации достаточно периодически их осматривать, чтобы вовремя заметить начало отслоения протектора, если такое случится. А. Наши легковые автомобили предназначены в основном для движения по дорогам с усовершенствованным покрытием и поэтому укомплектованы шинами с так называемым дорожным типом рисунка протектора. Можно ли нам заменять их покрышками с универсальным или зимним рисунками? У. Да, замена допустима и целесообразна, если приходится ездить в основном по проселочным, грунтовым или заснеженным дорогам. А. Выпускает ли наша промышленность такие покрышки? У. Шины с зимним и универсальным рисунками протектора освоены в^ производстве почти для всех моделей наших легковых автомобилей, но пока выпускаются небольшими партиями. Эти шины поступают в основном в автотранспортные предприятия, а в магазинах бывают редко. А. Понятно, что покрышки с рисунком повышенной проходимости или зимним хороши на грунтовых или заснеженных дорогах. А как они себя ведут на асфальте? У. Езда на них по дорогам с усовершенствованным покрытием сопровождается ухудшением комфортабельности, повышенным износом протектора и шумностью. Эти шины тяжелее,чем одинаковые с ними по размерам дорожные. По этой причине, а также из-за большего сопротивления качению оснащенный ими автомобиль теряет в максимальной скорости, хуже разгоняется, больше расходует топлива. А. У меня — «вездеходные» покрышки. К ак их предпочтительней монтировать? На все колеса или же только на два? А если только на два, то на какие? У. Да, их можно применять либо на всех колесах, либо только на ведущих. А вот ставить шины повышенной проходимости только на управляемые колеса — затея ненужная и вредная. А. В последнее время часто можно слышать о шипованных покрышках, которые, к ак говорят, увеличивают зимой безопасность движения. В чем их преимущества перед обычными? И. Идея использования металлических шипов для лучшего сцепления с дорогой известна едва ли не со времен рождения самой пневматической шины. Однако относительно широкое применение они получили лишь в последний десяток лет, с развитием производства сравнительно дешевых твердых сплавов. Дело в том, что из-за больших удельных нагрузок на шип другой материал не дает приемлемого срока службы. Опыт эксплуатации шипованных шин показал, что они эффективны только на укатанном снегу или мягком льду. Вот в этих условиях они способствуют повышению безопасности. На дорогах жес твердым покрытием — асфальтовым и бетонным, на булыжных, щебеночных, на дорогах с твердым ледяным покровом — ведут себя хуже, чем обычные: возрастает тормозной путь (главнейший недостаток), снижается устойчивость, усиливается шум в салоне. Кроме того, от шипов очень сильно страдает покрытие дороги, в связи с чем применение их в некоторых странах вообще запрещено. А. А как обстоит дело с производством шипованных покрышек? У. Шипы и специальные шины под них выпускают в очень ограниченном количестве пока для государственных машин. А. Можно ли своими силами изготовить шипы и установить их на покрышку? И. Наибольшее распространение получили ныне шипы с твердосплавной вставкой. Но даже при наличии нужных материалов без специального оборудования их не изготовить. Шипы запрессовывают, к ак правило, в спецИ' альные покрышки с зимним рисунком протектора, где для них в толще резины уже есть гнезда. Делают это при помощи специального устройства, — ведь шип должен сидеть в гнезде оченьРис 2 Виды износа шин : а — нормальный износ протектора — нет ступенек между' соседними дорожками ; б — правое переднее колесо (вид сзади). П овышенный износ наружных (относительно оси автомобиля) дорожек. В нутреннийкрайкаждойдорожки выше внешнего. П ричина — с лишком велик угол схождения колес; в —, правое переднее колесо (вид сзади). Повышенный износ внутренних дорожек, нар ужныйкрайкаждойдорожки выше внутреннего. П ричина — отрицательный угол вождения колес; г правое переднее колесо (вид сзади). Повышенный износ внутреннихдорожек . М еждуними заметна ступенька . П ричина — отрицательный уголРразвала колес; д - правое заднее колесо (вид..сзади). П овышенный износ внутренней дорожки . М ежду ней и соседней дорожкой заметна ступенька . Причина — отрицательный угол развала задних колес (возможно, прогнулась задняя балка)- е — любое колесо. Местный износ в виде отдельных пятен. П ричина — неуравновешенность колеса, р еже — неоднородность резины протектора; ж — любое колесо. Повышенный (без ступенек ) износ крайнихдорожек . Средняя дорожка выступает. Причина - п ониженное давление воздуха; з — любое колесо. Повышенный (без ступенек) износ средних дорожек. П ричина — повышенное давление воздуха.