НИИАТа, других научных организаций представляется разработка ряда тем по обеспечению надежности подвижного состава и водителей. Среди них — диагностика, техобслуживание и ремонт, подготовка водительских кадров, профотбор водителей и медицинский контроль за состоянием их здоровья. Вот об этой стороне работы с людьми, водителями следует поговорить особо. Как свидетельствует статистика, 6080% дорожно-транспортных происшествий случается из-за ошибок водителя, зависящих от его психофизиологических особенностей, самочувствия и подготовки. Тяжесть последствий аварий во многом зависит от умения водителя оказать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему. Сейчас большую часть связанных со всем этим вопросов стараются решить научно-исследовательские учреждения технического профиля, что никак не оправдано при высоком развитии медицинской науки в стране. Поэтому назрела необходимость создать при Академии медицинских наук СССР специализированный научный центр по проблеме безопасности дорожного движения. Работы для него — буквально непочатый край. В первую очередь нужны научно обоснованные нормы для профотбора водителей разных категорий, проведения предрейсового медицинского контроля и исследования методов обеспечения надежной их работы. Кому как не медикам заняться биохимическими обоснованиями защитных средств, повышающих безопасность при авариях, совершенствованием судебно-медицинской экспертизы, созданием единой системы медицинской помощи на дорогах. Д о сих пор у нас высок детский дорожный травматизм. Это, в частности, говорит ио том, что дети и подростки плохо еще знают правила движения, хотя их и изучают во многих школах. На наш взгляд, было бы полезно создать при Академии педагогических наук методический центр по обучению детей и подростков правилам движения. Есть над чем поработать и специалистам-юристам. Речь идет о давно назревшей потребности унифицировать в стране уголовное, гражданское и административное законодательство в части ответственности за транспортные правонарушения. В некоторых случаях правовая регламентация действий участников движения уже не соответствует возросшему парку машин и объему движения, а порой одни правовые нормы противоречат другим. Как видим, решение проблемы повышения безопасности движения в нашей стране требует большой, хорошо согласованной работы многих министерств и ведомств, немалых усилий и затрат. В отчетном докладе XXV съезду КПСС Л. И. Брежнев сказал: «Нельзя не учитывать и того, что в предстоящий период нам придется выделять больше ресурсов на ускоренное развитие транспорта, связи, системы материального снабжения — всего, что называют инфраструктурой. В прошлом многим из этих сфер, в частности дорожному строительству, складскому хозяйству, мы просто не могли уделять должного внимания. Теперь этим придется заниматься, и заниматься серьезно». Это указание приняться за серьезную работу касается и участия науки в решении проблемы безопасности движения.Шоферу водленского леспромхоза в Карелии Ю. Вальнеру Поручили доставить людей из поселка Водля в районный центр Пудож. При перевозках пассажиров на водителе лежит особая ответственность. Но Вальнер этого, к сожалению, не понял. Он проявил поразительную беспечность и выехал в рейс на технически неисправном автомобиле-фургоне ГАЗ—-66. Как выяснилось позже, ножной тормоз срабатывал лишь после второго нажатия на педаль, а гидровакуумный усилитель был отключён вовсе. В довершение всего при наличии 17 мест для сидения шофер посадил в нузов 30 человек. Что тоже, естественно, сказалось на поведении машины, ее устойчивости. Между тем Вальнер вел автомобиль со скоростью 60—70 км/час, то есть превышающей предельно допустимую при перевозке людей. И вот беспечность привела к трагедии. На закруглении дороги перед мостом через речку машина выскочила на обочину, сбила столбики на насыпи и опрокинулась в заполненный водой кювет. Шесть человек утонули, трое в тяжелом состоянии были доставлены в больницу_ Виновник предан суду. , . Е. ПОПОКматаН Е САИЧИТЬСИТолько из-за беспечности водителя стала возможной и другая авария, случившаяся в окрестностях Петрозаводска. Владелец «Запорожца», который вы видите на нижнем снимке, В. Капитонов направлялся с пассажирами в поселок Шуя. На одном из участков Дороги автомобиль правыми колесами заехал на обочину, а когда Капитонов стал выруливать обратно, то почувствовал, что машина не поворачивает влево, хотя передние колеса вывернуты почти до отказа. В такой ситуации надо было тут же сбросить скорость, а может быть, оста'новиться, чтобы выяснить причину непонятного поведения автомобиля. К сожалению, водитель проявил беспечность и продолжал движение с прежней скоростью. Наконец, «Запорожец» выскочил на дорогу, но прямо на полосу Встречного движения под колёса самосвалуВ аварии Капитонов и трое пассажиров машины погибли. Как выяснилось, мешала «Запорожцу» занять нормальное положение возвышающаяся над земляным полотном обочины кромка асфальта. Н. РАМЗИНI ••