климат какв тундре. На самом деле все оказалось не таким. Здешние гористые места напоминают мне окрестности Талсы, только растительность здесь другая, северная. Талса стоит между двух рек — в этом тоже сходство. Нас здесь очень хорошо принимают. Я это ценю, потому что такие отношения помогают делу. И здесь, на автобазе, и в городе люди приветливы. Пока «Юнит Риг» раз за разом совершает рабочие ездки на угольном разрезе, советские эксперты скрупулезно изучают опыт пробной эксплуатации грузовика. В гостинице «Югус» в Междуреченске можно встретить специалистов из объединения «БелавтоМАЗ», ученых из Института горного дела имени Скочинского, проектировщиков, конструкторов машин. Дадим слово одному из экспертов — старшему научному сотруднику лаборатории карьерного транспорта института имени Скочинского кандидату технических наук Вячеславу Михайловичу Альтшулеру. — С фирмой «Юнит Риг» подписано соглашение, по которому «Автоэкспорт» у же закупил 85 самосвалов М-200, после того как было выяснено, что пробная эксплуатация подтвердила технические характеристикимашиныи соответствие автомобиля сибирским условиям. По существу, здесь, в южном Кузбассе — своеобразный полигон, где мы испытываем технику. Теперь самосвалы М-200 будут эксплуатироваться в суровых районах Южной Якутии. Расчеты показывают, что в подобных условиях эксплуатация супер-грузовиков наиболее оправдана со всех точек зрения, и в первую очередь с экономической. Автомобиль М-200 является самым большим по грузоподъемности двухосным грузовиком в мире. В своем классе он пока не имеет аналога. 180-тонник оснащен шинами размером 40,00—57 дюймов, их наружный диаметр составляет 3,5 метра. «Юнит Риг энд эквипмент компани» выдвинулась на рынке большегрузных автомобилей в 60-е годы. Она последовательно выпустила начиная с 1963 года серийные модели М-85, М-100, М-120, «Марк-36» и, наконец, М-200. Всего компания произвела около 3 тысяч дизельэлектрических грузовиков. Для сравнения: другая крупная фирма — ВАБКО построила их около 800. Автомобили М-200 из Талсы известны наперечет: 22 из них работают на угольном карьере Кайзер в Канаде, еще четыре на меднорудном карьере Лорнекс, тоже в Канаде, восемь перевозят медную руду в Нчанге, в Замбии, и один здесь — в Кузбассе. — Чем отличается модель М-200? — продолжает В. М. Альтшулер. — Конструкторы оснастили автомобиль локомотивным двигателем, который выпускается на заводах «Дженерал Моторс». Это необычное, оригинальное решение. Ведь до сих пор у теоретиков автомобилестроения считалось аксиомой, что вес двигателя не должен превышать 7% веса машины. Тяжелый дизель «Юнит Рига» не укладывается в это классическое соотношение. Однако можно утверждать, что такое решение было выигрышным . К слову, э кземпляр 180-тонника, который компания поставила в СССР, по просьбе советской стороны оснащен более мощным двигателем, чем другие машины этой модели. Запас мощности необходим для работы в условиях Якутии. ...После этого разговора в моем блокноте осталась подчеркнутая запись: «Браво, девушки». По свидетельству моего собеседника, в Канаде доверяют водить 180-тонные «Юнит Риги»... девушкам. Считается, что в силу присущей им особой женской аккуратности они более бдительно следят за показаниями многочисленных приборов, которые сигнализируют о работе сложных систем и узлов машины . Отмечают, что девушки даже о небольшом колебании в показаниях прибора непременно дадут знать механику, тогда как водитель-мужчина не придаст ему значения. А ведь это 180-тонный гигант! Парадокс? Ничуть: ведь органы управления машиной оснащ ены усилителями, и водителю вовсе не обязательно быть атлетом, Валерий БАДОВ, сотрудник газеты «Кузбасс» Кемеровская областьРЕКОРДНЫЕ ЗАЕЗДЫСоревнования на приемистость (спринтерские гонки на специальных автомобилях-дрегстерах), к ак правило, проходят на дистанции четверть мили (401 метр) со стартом с места. При этом регистрируется не только время прохождения мерного участка, но и скорость в момент пересечения автомобилем финишного створа. Наиболее распространены гонки на дрегстерах в США, где действует около 2500 специально оборудованных дорожек, а общее число людей, занимающихся этим видом спорта, составляет около 400 тысяч. До недавнего времени обладателем лучшего результата был ветеран состязаний на дрегстерах Д. Гарлит: время — 5,778 сек. (засечку ведет электронное устройство), ф инишная скорость — 402,107 км/час. Однако в начале 1977 года на соревнованиях в г. Феникс (США) 37-летняя домашняя хозяйка Ширли Малдоуни перекрыла рекорд Гарлита. За рулем своего дрегстера она прошла четверть мили за 5,638 сек. и достигла конечной скорости 404,368 км/час. Другой рекорд установила Китти О'НеЙл, землячка Малдоуни, на трехколесном сигарообразном экипаже с ракетным двигателем. «СМИ-Моутивейтор» рассчитан на скорость 1200 км/час. Тяга, создаваемая двигателем при такой скорости, эквивалентна 48 000 л. с. Колеса этого «автомобиля» не имеют пневматических шин. Они изготовлены из высокопрочного алюминиевого сплава (на максимальной скорости вращаются с частотой 7500 об/мин), а их беговая дорожка шириной 76 мм имеет вогнутую поверхность. Диаметр колеса — 810 мм. «СМИ-Моутивейтор» весит 1343 кг, а его длина составляет 11,24 м. Для машины, способной развить скорость более 1200 км/час, традиционная трасса на Бонневильском солончаковом плато оказалась недостаточно длинной. Поэтому меценат — одна из фирм, производящих автомобильное оборудование, — нашел более подходящее место дно высохшего озера Эльфорд в штате Орегон. В конце прошлого года К. О'Нейл достигла 843.323 км/час в заезде на 1 милю (1609 метров) со стартом с хода. Пока возможности машины полностью еще не использованы: меценат заинтересован в рекламе и «растягивает удовольствие».АВТОГОНКИТретий этап чемпионата мира для автомобилей формулы I был омрачен трагическими событиями. Его организаторы отнеслись халатно к соблюдению требований безопасности на трассе (г. Кялами, ЮАР), где средняя скорость составляет 185 — ISO км/час. Когда в первой трети гонки загорелась машина итальянца Р. Дзордзи, два молодых пожарных очертя голову бросились наперерез идущим на полной скорости автомобилям. Они не обратили внимания, что в горящей машине уже автоматически вступила в работу автономная система пожаротушения, а сам Дзордзи давно покинул свой «Шэдоу». Несущиеся со скоростью около 200 км/час гонщики с трудом избежали первого пожарного, но второй буквально метнулся под колеса машины «Шэдоу» Т. Прайса. Пожарный был подброшен в воздух и упал на автомобиль, а огнетушитель угодил в голову Прайсу. Спортсмен и пожарный погибли. Гонки закончились победой чемпиона мира 1975 года Н. Лауды. Это его первый успех после тяжелой аварии в конце прошлого года. На тренировке накануне дня гонок прошлогодний чемпион мира Д. Хант выступал на новой модели «Мак-ЛаренМ26», но авария, последовавшая в результате дефекта шины, превратила автомобиль в груду металлолома. Результаты соревнований: 1. Н. Лауда (Австрия), «Феррари-312-Т2»; 2. И. Шехтер (ЮАР), «ВольфВР1»' 3. П. Депэлле (Франция), «Тиррел-П34»; 4. Д. Хант (Англия), «Мак-Ларен-М23»; 5. И. Масс (ФРГ), «Мак-Ларен-М23»; 6. Д. Уотсон (Англия), «Брэбхэм-альфа-ромео-БТ45Б». Сумма очков после трех этапов: Шехт ер ' — 15; Лауда и К. Рейтеманн (Аргентина) — по 13; Хант — 9; Э. Фиттипальди (Бразилия) — 6; Депэлле — 4.СИБИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ имени В. В. КУЙБЫШЕВА объявляет прием студентов1ДНЕВНЫЕ ФАКУЛЬТЕТЫ «Автомобильный транспорт» — выпускает инженеров-механиков по специальностям: «Автомобили и автомобильное хозяйство» (в том числе по специализациям: «Техническая эксплуатация автомобилей», «Специализированный подвижной состав», «Авторемонтное производство»); «Эксплуатация автомобильного транспорта»; инженеров дорожного движения по специальности «Организация дорожного движения»; инженеров-экономистов по специальности «Экономика автомобильного транспорта». «Дорожные машины» — выпускает инженеров-механиков по специальности «Строительные и дорожные машиныи оборудование». «Дорожно-строительный» — выпускает инженеров-строителей по специальностям: «Автомобильные дороги» (в том числе по специализациям: «Автомобильные дороги», «Городские дороги»); «Мосты и тоннели». «Промышленное и гражданское строительство» — выпускает инженеров-строителей. ВЕЧЕРНИЙ ФАКУЛЬТЕТ выпускает инженеров-механиков по специальностям: «Автомобили и автомобильное хозяйство»; «Строительные и дорожные машины и оборудование»; инженеровстроителей по специальностям: «Промышленное и гражданское строительство»; «Автомобильные дороги». ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ выпускает инженеров-механиков по специальностям: «Автомобили и автомобильное хозяйство»; «Строительные и дорожные машины и оборудование»; инженеровстроителей по специальности «Автомобильные дороги». Заявления принимаются: на дневные факультеты с 20 июня по 31 июля; на вечерний факультет с 20 июня по 31 августа; на заочный факультет с 20 апреля по 31 августа. Вступительные экзамены проводятся: по математике (устно и письменно), ф изике (устно), русскому языкуи литературе (письменно) в сроки: на дневные факультеты с1 августа по 20 августа; на вечерний факультет с 11 августа по 10 сентября; на заочный факультет с 15 мая по 10 сентября. На вечернем и заочном факультетах вступительные экзамены проводятся несколькими потоками. Заявления направлять по адресу: 644080, Омск-80, проспект Мира, 5, СибАДИ, Приемная комиссия.39