30
31
В МИРЕ МОТОРОВПОЛЬСКИЕ ФИАТыКОРОТКО• • •Венгерский автобусный завод «Икарус» в начале этого года изготовил 100-тысячную с начала производства (1948 г.) машину.•••-]л2ш?Щ!?Ш*ШЩяШ»^"С каждым годом наращивает производство крупнейший в СФРЮ автомобильный завод «Црвена Застава». В 1977 году с его конвейера сойдет 187 тысяч легковых автомобилей.•••Мировое производство легковых автомобилей в 1976 году составило 24 989 659 штук.•••Английский завод «Роллс-Ройс» в 1976 году изготовил рекордное количество легковых автомобилей — 3300.•••По результатам традиционного референдума «Автомобиль года», проводимого голландским журналом «Ауто-Визи», первое место среди моделей 1976 года завоевал «Ровер-3500» («За рулем», 1977, № 2).•••В Индии налажен выпуск мотоциклов «Ройяль-энфильд» модели «Баллет-350» по английской лицензии. Это машина с одноцилиндровым (350 см 3 , 17 л. с.) четырехтактным двигателем, она весит 162 кги развивает скорость 120 км/час.Первые машины , носившие марку «Польский ФИАТ», п оявилисьв 1934 году. Тогда завод вВаршаве делал по итальянскойлицензии модель «508К». С 1965 года завод ФСО стал выпускать модель «125П» («За рулем», 1975, № 9), к оторая год от года совершенствовалась . Помимо этой машины — она существует в вариантах с двигателями рабочим объемом 1300 и 1500 смз — н а новом предприятиив г. Тыхи с 1973 г. развернуто производство малолитражек «Польский ФИАТ-126П» («За рулем», 1976, № 7) с 600-кубовым двигателем. Одновременно на ФСО из деталей, ч асть которых поступает из Италии и СФРЮ, идет сборка ещечетырех моделей: «Застава-101», ФИАТ-128, ФИАТ-131, ФИАТ-132. Масштабы производства этих легков ых автомобилей год от года растут. Так, в 1976 году сконвейера сошло 81 630 малолитражек «Польский ФИАТ-125П», а внынешнем году завод даст 145 000. Выпуск же модели «125П» с кузовами «седан», «универсал» и «пикап» составит в 1977 году 104 000 против 101 050 в прошлом году. Объем производства остальных моделей пока невелик — 3000 штукв год.Модель «125П». Модель «126П».В связи с переходом страны на метрическую систему канадские автомобильные заводы с начала нынешнего года на всех своих машинах будут монтировать спидометры, калиброванные не в милях, а в километрах. На автомобилях «Бюик-ле-сейбр» (США) 1977 года с кузовом «универсал» дверь в задней стенке может открываться в трех направлениях: вверх, вправо и влево.«ОЛДСМОБИЛИ» С МИКРОГАБАРИТНОЙ ЭВМНа «Олдсмобиле-торонадо» (США) модели 1977 года впервыев истории автомобилестроения получила применениевкачестве серийного оборудования система управления двигателем посредством микропроцессора (микрогабаритной ЭВМ), п олучившаянаименование МИСАР. Ей поручена непрерывная регулировка угла опережениязажиганиядля достиж енияоптимальныхпоказателей экономичности идинамики , а также получения наименеетоксичных по составу отработ авших газов. Датчики подают в микропроцессор информациюо числе оборотов коленчатого вала, его положении в данный момент, т емпературе охлаждающей жидкостииразрежении во впускной трубе, то есть об основных параметрах , хар актеризующих условия работы двигателя. Исходя из 350 данных, постоянно хранящихся в запоминающем устройстве, и поступающей от датчиков информации, м икропроцессор ведет логические ивычислительные операции. Он выполняет в секунду тысячитаких операций, на основании которых каждую секунду посылает команды враспределитель заж игания , к оторыйиустанавливает самый выгодный вданных условиях момент опережения . Система МИСАР, по заявлению президента корпорации «Дженерал Моторс», к отораявыпускает «олдсмобили». позволяет повысить приемистостьмашины , гибкость работы двигателя, а главное, с низить расход топлива примернона5 — 6%. Если учесть, что машинытипа «Олдсмобиль-торонадо» (восемь цилиндров, 6600 смз) расходуют 14—13 л/100 км, то экономия оказывается ощутимой. Логическая часть системы МИСАР выполнена на двух интегральных схемах размером 4,24x4,24x0,254 мм каждая . Эти две микросхемы содержат свыше 20 тысяч транзисторов и других элект ронных компонентов. Стоимость такого электронного мозга для корпорации «Дженерал Моторс», по словам ее президента, в ызываетнаибольшее беспокойство. У потребителей женаибольшее беспокойство будет, видимо, в ызывать над ежность МИСАР. От столь сложной системы электронных компонентов, датчиков иисполнительных устройств при современном развитии техники трудно ожидать высокой надежности, если их действие многократно не дублируется (что повлекло бы удорожание). Важно иметь в виду, что устранить неполадки в работе микропроцессора ни владелец машины , ни механик сервисной станции не смогут. Единственный путь — з аменадефектных узлов. т емне менее дочернее предприятие корпорации, ф ирма «Делько-Реми», занимающаяся конструированием автомобильного электрооборудования, проектирует новые электронные системы. Одна из них, п редотвращающая детонацию, может стать следующим шагом в области управления двигателем. Эта система стакназываемой обратной связью будет обнаруживать начало детонации. В зависимости от создавшихся условий она сможет через несколько миллисекунд отр еагироватьна сигнал, з адержав или ускорив подачу искрыв цилиндр, чтобы сохранить режим работы, очень близкий к границе детонации, но не преступающий ее.•••Все четыре основные автомобильные фирмы Франции — «Рено», «Ситроен», «Пежо», «Краислер-СИМКА» выпускают легковые машины с передними ведущими колесами. Причем у первых двух такую схему привода имеют все модели. Легковые автомобили «Мерседес-Бенц» (ФРГ) в 1977 году оснащаются штепселем для подключения диагностического оборудования на сервисных станциях. Эти приборы контролируют угол опережения зажигания, число оборотов двигателя и момент закрытия клапанов.На японских мотоциклах «Ямаха-ИксС750» в 1977 году применяются указатели поворота, самостоятельно выключающиеся через 10 секунд или через 150 метров после выполнения маневра. АВТОМОБИЛИ ИЗ ТРОЛЛЬХЕТТЕНАЛегковые машины для шведского завода СААБ — не основная продукция. Марка эта известна своими самолетами, в частности реактивными истребителями. К выпуску малолитражекс приводом на передние колеса (все СААБы имеют такую конструкцию) ф ирма , р асположеннаяв г. Тролльхеттен, п риступилав 1949 году. Сейчас она делает в год 90 — 95 тысяч машин девяти модификаций . Сохранившиеся на производстве ст-арые модели «96Л» и «95Л» о снащены четырехцилиндровыми V-образными английскими двигателями «Форд», о стальные — английскими же «Триумф». В прежние годы СААБ снабж ал свои машины двухтактными двигателями. Автомобили СААБ известны тем, что на них ' в первыенашли применение такиеважныес современной точки зрения элементы безопасности, к акраздельная система гидропривода для тормозов передних и задних колес (с 1954 года), омыватели и «дворники» для стекол фар (с 1970 года), бамперы, п оглощающие энергию удара на скоростях до 8 км/час (с 1971 года). Сейчас на моделях этой маркиприменяются подголовники сидений, двери со встроеннымизащитными продольными брусьями, з амокзажигания , перен есенныйв зону между сиденьями (чтобы при аварии водитель не повреждал о ключ коленную чашечку). Для всех машин СААБ, в ыпускаемых сегодня, х арактерны дисковые тормоза (у модели «99» — спереди и сзади), гидр овакуумные усилители тормозов, незав исимаяпружиннаяпередняя подвеска ипружиннаязависимаязадняя , реечное рулевое управлениеи колеса с посадочным диаметром обода 15 дюймов. На мод ификации «99ГЛЭ» п рименяется только автоматическая трансмиссия, н а ряде других она монтируется за доплату вместо серийной четырехступенчатой коробки передач. Основные технические данные всех модификаций приведены в таблице. Сверху вниз: четырехдверный СААБ-99ГЛ, двухдверный СААБ-99ГЛ, двухдверный СААБ-99ЭМС, СААБ-99Л с трехдверным кузовом «номби».яч0JЯ § 96Л 95Л 99Л 99ГЛ 99ГЛ 99ГЛ 99ГЛ 99ГЛЭ 99ЭМС«E-ft ОО щS 9) д fS « 4—2 4—3 5—2 52 54 53 55 5—4 5—2а я* tQrt Юю S В- о о 1498 1498 1985 1985 1985 1985 1985 1985 1985о <ул оЯ OSS моЯS оОя 3,;SR65 65 100 108 108 108 108 118 118я як ооо Яйо 3« o о<Sa к930 990 1150 1150 1200 1220 1220 1230 1160я яч 5 «2 4300 4400 4420 4420 4420 4530 4530 4420 4420Я XО -2.sи иs145 145 164 169 169 169 169 172 174ю ооОфАД АД АД АД ВЛУ ВЛСУсловные обозначения: А — а втоматическая трансм иссия , у станавливаемаяза доплату; В — система впрыска топлива; Д — два карбюратора ; Л — колеса из магниевого сплава; С — спойлер под передним бампером; У — у силитель рулевого управления .ЩРВЕНА ЗАСТАВА», «САНОС» И ДРУГИЕСегодня Югославия располагает развитой автомобильной промышленностью. Она строит легковые игрузовые машины, автобусы, и не только обеспечивает ими нужды своей страны , но и экспортирует в ГДР, ПНР, АРЕ, Бельгию, Голландию, Данию, Кувейт, Францию, ФРГ. Крупнейшим предприятиемявляется завод «Црвена Застава» в г. Крагуевац, к оторыйрассчитан на выпускв год около 180 тысячлегковыхмашинтрех моделей. «Црвена Застава» н ачиналав 1948 году с джипов. Впоследствии завод освоил производство легковых машин. О темпах его развития можно судить по такимцифрам : 1962 год — 32 тысячи автомобилей, 1971 год — 110 тысяч . Три других предприятиязаняты сборкой автомобилей. ИМВ в г. Ново Место дает в год по 10 тысяч «Рено» моделей «4», «12» и «16ТС». Предприятие ТАС в г. Сараево собирает по 15 тысяч «фольксвагенов», а «Цимос» в Нове Горице — по 10 тысяч «ситроенов». Грузовые автомобили сходят с конвейеров заводов «Црвена Застава», ТАМ, ФАП, ИМВ. Автобусы строят «Санос» и ТАМ.ПОДВЕСКА «МАК-ФЕРСОН»Эта конструктивная схема независимой подвески колес, н азываемая еще свечной, з а последние годы получила довольно широкоераспространение , особенно на легковых автомобилях малого литража. В ней нет верхнего рычага. На нижний через шаровойшарнир опирается стойка подвески, которая одновременно является цилиндром гидравлического телескопического амортизатора . В общем, амортизатор одновременно выполняет функции шкворня. Пружина подвески одной стороной опирается на чашку, ж есткозакрепленную на верхней части стойки, а другой — на чашку, которая вместе с верхним концом штокаамортизатора через резиновые втулки соединена с кузовом. Зона, в которой находится эта верхняя чашка, л ежит вблизи передней стойки кузова. Таким образом, от подвески на несущий кузов усилие передается в смысле нагружения более рационально. Независимая передняя подвеска традиционного типа уступает ив другом: усилие от ее пруж ины передается через поперечину на лонжерон подмоторной рамы. При этом сам лонжерон подвергается изгибу, и возникает необходимость вводить между ним и переборкой кузова, л ежащейв зоне стоек лобового стекла, дополнительные силовые связи . Подвеска типа «Мак-Ферсон» (каждая ее сторона) присоединена к кузову в трех точках; она компактнее и легче обычной независимой на двух поперечн ых рычагах. В то же времятакая подвеска служит причиной повышенного «гула» несущего кузова под воздействием толчков, п ередаваемыхна него непосредственно пружиной. Поэтому она находит применение главным ооразом на На схеме изображена подвеска «МакФерсон», с тоящая на малолитражном автомобиле с передними ведущими колесами иреечным рулевым управлением.м алолитражных автомобилях, где ниже требованияк комфорту. Ее устанавливают, например, на «Альфа-ромео-альфа-суд», «Ауди-50», «Лянча-монтекарло», «Пежо-104», ФИАТ-131, «Фольксвагенгольф», «Фольксваген-сирокко».