36
37
^__§-3Ралли — это и скорость, и точный расчет, умение быстро ориентироваться на местности и вести машину так, как это задано программой соревнований. В экипаже двое — водитель и штурман, они одно целое, и вместе с тем каждый из них выполняет свои обязанности. На помощь им приходят специальные приборы, которые устанавливаются в машине и позволяют следить за средней скоростью, контролировать прохождение маршрута в строго определенное время, а при отклонениях быстро определять скорость, необходимую на оставшемся отрезке пути. Но приборы заводского изготовления появились не так уж давно. Между тем и до этого раллисты пользовались приспособлениями, дававшими возможность определять среднюю скорость движения. Взять хотя бы штурманские таблицы, разработанные самими спортсменами еще в шестидесятых годах и применяемые поныне. Путевку в жизнь они получили на АЗЛК. .Такие таблицы составляют на разные скорости, начиная от 25 км/час. Приведем одну из них, рассчитанную на 57 км/час. По ней нетрудно установить, что в этом случае на прохождение, например, 10 километров потребуется 10 минут 32 секунды, а на 12,5 километра — 13 минут 9 секунд. Вот как выглядит часть этой таблицы. Если вы проехали 10 километров за меньшее время — значит скорость выше определенной графиком, затратили больше — опоздаете на контрольный пункт. В первом случае — поедете медленнее, во втором — быстрее, чтобы войти в график. См. «За рулем», 1977, № 4 и 5.ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ ЭКИПАЖАСтатья 3-я*Когда этап делится на участки, различающиеся условиями движения, то на каждом из них вы задаете себе скорость отдельно. Затем стали появляться и самодельные приборы. К ним относится часовой механизм (например, обыкновенный будильник) с механическим приводом, устанавливаемый в специальный корпус из плексигласа или алюминиевого сплава (см. рисунок). В углубление корпуса помещаются диски, сделанные из плотной чертежной бумаги. Поверхность каждого из них имеет деления, соответствующие задаваемой средней скорости. Набор дисков составляют от 45 до 80 км/час. На каждую скорость — свой диск. Окружность его рассчитывают на определенное количество делений, означающих путь. Если расчетная скорость, к примеру, те же 57 км/час, то на диск наносят 57 делений. В мо- I мент старта с KB вы включаете часы, и минутная стрелка в любой момент j покажет, сколько километров вы должны были проехать по графику. Сравнив эту цифру с показаниями спидометраQS2 О38 1 км f03 •j 09 /16 122 1 28 f35 / « 2 км 2 об 2 is 2 19 225 2 32 238 2^ 09 316 322 328 3 35 Ъ*ч 3" Зим ЗQ130о100 ЛЛ 06200М300АЛ400М500МЬОО 700М М800м900м13О25дмГ2Q51 /«57Q577200_ ______32 10км /О 10™ 10 чч а км цз / / « 11 47__ _ -if 06 Зкм ________51 23 " 1,00З031 км 2кмю«1257510 " 1103 11 09 1116 Ц22 Ц28 Юм 11« i 2 оо 12ев 121з 1219 1225 1232 11км2 35 12км 1303 1309 13* 022 13 8 / З12км 12 3812 чч /25157км 1чосенет. Полтора десятка лет тренируется и выступает он без наставника. Х отя Есть у него близкий человек, которого он почитает как своего учителя. Это Сергей Александрович Старых — старший тренер сборной страны. Встречались с ним редко, раза два-три в году на сборах и соревнованиях. Но свидания эти были нужны как воздух. В шестьдесят девятом Рамонас впервые выехал в составе сборной команды на этап личного чемпионата Европы по трайелу в Чехословакию. За несколько минут до старта он обнаружил трещину в звене цепи. — Что ты колдуешь? — подошел тренер. — Неладно что-то? — Да нет, ничего, — ответил Рамонас, а сам подумал: — трещинка ма-а-ленькая, авось проскочу. На глинистом подъеме цепь лопнула. А вместе с ней и надежды. Мечтал закрепиться в сборной, а вместо этого... 36Вот и Сергея Александровича подвел, он поручился за него. Теперь... Они просто поговорили. Но помнит и сейчас Рамонас слова тренера о том, что нет мелочей в спорте и что нельзя уповать на счастье, на то, что железо выдержит, и если в чем-то не уверен — проверь еще раз и еще... Не раз убеждался в правоте этих слов Рамонас. В семьдесят втором в Карпатах он стал чемпионом страны по мотомногоборью во второй раз ис тех пор пять лет подряд удерживает звание сильнейшего в классе «350». Стеной тогда стояли дожди, смывая землю с горных тропинок, превращая трассу в наждак. Старался Рамонас, чуть не каждый день менял покрышки, чтобы не буксовал мотоцикл на склонах. На третий день снова (в который уже раз!) осмотрел цепь, решил подтянуть, но потом подумал (вспомнил Татры) и заменил новой. Не зря: в тот день у многих рвалась цепь, у него — нет.Он прошел все дорожные испытания без штрафных очков и был спокоен: ведь соперникам это сделать не удалось. Теперь в заключительном кроссе мог прийти хоть последним. Но на финише был первым. Это — характер Рамонаса. Он — гонщик, и как всякий спортсмен стремится выразить себя в победе. В победе над соперниками, над быстротечным временем, над трудной дорогой и над собой. Какое это сладкое слово — победа. Как долог и труден путь к ней. Как коротки минуты, когда ты ощущаешь ее всем своим существом. Поражают они Рамонаса своей очищающей пронзительностью, не может он к ним привыкнуть. Другими кажутся и те, с кем только что вел бескомпромиссную борьбу на трассе. Вот Вилис Брунис из Латвии — отличный парень. Настоящий гонщик. Постоянный соперник Рамонаса на трех последних чемпионатах. В семьдесят чет- Часысо сменнымидиенами.Спидпилот.Твинмастер.Трипмастер.(одометра) — сразу определите, опережаете график или отстаете. Существовавшие в прошлом автомобильные спидометры не имели шкалы одометра с ручкой для сброса показаний на ноль (как это сейчас на автомобилях ВАЗ—2103). Но спортсмены обратили внимание на то, что в мотоциклетных спидометрах такой механизм имеется, однако передаточное число в его приводе не совпадает с автомобильным. Прошло немного времени, и проблема была решена. Работники завода, выпускавшего эти спидометры, изготовили партию с «автомобильным» передаточным числом. Сочетание часов со сменными дисками и спидометра со сбросом показаний одометра уже обеспечивало точное и оперативное наблюдение за режимом движения. Некоторые спортсмены, особенно из числа работающих в таксомоторных парках, для отсчета пройденного пути использовали таксометры, отслужившие срок. В них отключали механизм, который фиксировал время стоянки автомобиля, а также плату, начисляемую при посадке пассажира. Но сейчас многие спортсмены пользуются более совершенными приборами заводского изготовления. Пока еще достать их довольно трудно, поэтому автолюбители, разумеется, могут применять и самые простые, о которых говорилось выше. Однако человеку, заинтересовавшемуся ралли, очевидно, полезно знать, что представляют собой современные штурманские приборы. Называются они «спидпилот», «твинмастер», «трипмастер». В принципе это те же часы со сменными дисками, тот же спидометр со сбросом показаний одометра на ноль, но выпущенные специально для ралли. Начнем со спидпилота — прибора, позволяющего учитывать отклонения от заданной средней скорости и показывающего расстояния между контрольными пунктами отметки на трассе. Он приводится в действие от гибкого Еала спидометра через специальный тройник. Отсчет пути в километрах ведет одометр, показания которого могут быть сброшены на ноль (на фото вы Еидите как раз такое положение). Кроме того, в спидпилоте две круглые шкалы. На левой посредством ручки устанавливается расчетная средняя скорость. На правой — обычные часы с механическим приводом, дающим возможность заводить их на несколько суток. На циферблате три стрелки, две из них — минутная и часовая показывают астрономическое время, а третья, красная, — устанавливается на время старта. Совпадение минутной и красной стрелок — начало движения. Если автомобиль идет быстрее, чем по расписанию, то красная стрелка опережает минутную на величину расхождения, если медленнее заданной скорости — отстает от минутной. Когда время выдерживается точно — стрелки совпадают. Для учета пройденного пути при составлении легенды и пользовании еюво время соревновании служит твинмастер или его упрощенный вариант — трипмастер. Тот и другой подключаются к гибкому валу привода спидометра через тройник и свой трос. Твинмастер имеет две шкалы, одна из которых позволяет вести общий счет пройденных километров с начала этапа, а другая — от ориентира до ориентира. В обеих показания можно сбрасывать на ноль с моментальным началом нового отсчета. В приборе есть также рукоятка, при помощи которой можно поставить показания счетчиков на уменьшение. Это необходимо в том случае, когда экипаж заблудился и приходится возвращаться к месту, где был нарушен маршрут. В трипмастере — только одна шкала. В экипировку штурмана должны входить и более простые, но тоже нужные вещи: секундомер; портфель для всей документации; папка, в которой хранится контрольная карта; карандаши, логарифмическая линейка, цветные карандаши или фломастеры, общая тетрадь для составления легенды. Все приборы, о которых здесь шла речь, подготовленные самими спортсменами или заводского производства, помогают экипажу выдерживать заданную скорость. Но' многое, очень многое зависит от того, как водитель справляется со своими обязанностями, от его мастерства вождения. Об этом — в следующей статье. В. ЩАВЕЛЕВ, заслуженный мастер спортавертом они колесо в колесо прошли все дорожные и дополнительные соревнования. Разрыв — всего несколько очков. Потом два спринта и два скоростных подъема выиграл Рамонас. Еще неплохо отстрелялся. И чтобы стать первым, ему нужно было не отпустить Бруниса больше чем на круг в последнем кроссе. Впереди был то один, то другой. Но финишировал первым Рамонас. Они соперничали ив следующие годы. Перед последним чемпионатом несколько дней над Карпатами висели тучи. Верхушки сосен прокалывали низкое небо, шел дождь. Гонщики шутили: прибалтийский, моросящий — опять Рамонас с форы начинает. Но дождь кончился, выглянуло солнышко, и трасса показалась сравнительно легкой. Два дня Рамонас замыкал тройку лидеров, но после третьего все ведало на свои места: Рамонас — первый, Брунис — второй, разрыв — минимальный. И все было бы хорошо, если бы непроколы. Камеры лопались, как воздушные шарики. Казалось, вся трасса усеяна гвоздями. Брунису не везло — дважды кололся. А Рамонас? Нет! Произошло обыкновенное чудо: талант, удивительное трудолюбие, стремление к победе в любых, даже самых трудных и неожиданных условиях да, может быть, еще немного спортивного счастья привели к решению задачи, в которой среди множества неизвестных есть одно изначально ясное: бороться до конца. Его пятая победа подряд на чемпионатах страны по мотомногоборью тем знаменательнее, что спортсмены Литвы в этот раз стали первыми ив командном зачете. Ответственным за подготовку команды был Эдвардас Рамонас. ...Ему уже тридцать шесть. Шестнадцать лет он в спорте. Двадцать восемь раз был чемпионом Литвы, семь — Прибалтики, шесть раз был первым в стране, дважды принимал участие в международных мотоолимпиадах ФИМи оба раза завоевывал золотые медали, одиннадцать наград имеет за успешные выступления на этапах чемпионата Европы, Он первый и пока единственный в Литве мотогонщик, добившийся звания мастера спорта международного класса. В последнее время ему часто говорят: пора, уходи, потом будет поздно. Сейчас ты в зените, а там пойдут поражения. Он прислушивается к словам друзей, но трудно отстаивается в душе мысль, что пора уходить из спорта. Да почему, собственно, уходить? Всего тридцать шесть, только в прошлом году выиграл четыре больших соревнования, и есть уже наметки, на переделку ИЖа. Ведь скоро снова на старт, а значит впереди много работы, кропотливой, каждодневной, которая потом выльется в красивую, легкую со стороны победу. С. ЯНОВСКИЙ г. Паневежис37