Юбилей на четырех трассахК итогам XXX чемпионата СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкамТоржественное открытие мемориального камняв честь первого чемпионата СССР 1947 года. У камня стоят (слева направо): заместитель председателя оргкомитета первого чемпионата И. Кангро, неоднократные победители первенств страны Л . Тулл иЛ . Тээсалу. Фото Г. Вайдла Много славных страниц истории советского мотоспорта связано с трассой «Пирита». Тридцать лет назад на этом кольце в живописном районе Таллина состоялся первый чемпионат СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Здесь же прошел заключительный этап чемпионата нынешнего года. Среди многочисленных зрителей мы увидели иуча ­ стников тех, первых соревновании — Ф. Сельдера, А. Лукоянова и многих других. Они, вероятно, вспоминали прошлое. ...1947 год. На старте больше всего ! мотоциклов зарубежных марок: БМВ, Д КВ , «Велосетт», старичок «Харлей Давидсон», но рядом с ними ужеиМ — 1А, и ИЖ , и М — 75 — м ашины набирающих силу советских заводов. Страна после тяжелой войны восстанавливала народное хозяйство, переводила промышленность на производство мирной продукции. Всего через год на старт чемпионата страны спортсмены выходили только на отечественных мотоциклах. По ка ­ честву их, конечно, нельзя сравнивать с современными машинами , но достигнутые на них скорости превышали те , что были показаны год назад на зарубежных. Среди первых чемпионов были ставшие затем известными любителям - мотогонок заслуженные мастера спорта И. Озолина, Е. Грингаут, В. Карнеев, мастер спорта И. Томсон, судья всесоюзной категории X. Килькеева. Большим событием в шоссейно-кольцевых гонках было появление на трассе «Пирита» в начале 60-х годов уникальных мотоциклов серии «С», изготовленных ЦКЭБ мотоциклостроения (ныне ВНИИ мотопромышленности), — С — 1 59 , С — 2 59 , С — 3 64и др. Двигатель четырех-цилиндрового мотоцикла С — 3 64 развивал невиданную по тем временам мощность 59 л. с , а его скорость достигала 230 км / ч . Спортсмены получили возможность освоиться с непривычными ранее скоростями, и ведущие советские гонщики Н. Севастьянов, Э. Кийса, Ю. Рандла успешно начали выступать на международных трассах. К сожалению, в дальнейшем работы по этим мотоциклам были свернуты. В моторных видах спорта скорость — один из важнейших показателей, в особенности в шоссейио-кольцевых гонках . Для точки отсчета возьмем трассу «Пирита» 1966 года, после ее реконструкции (с тех пор она не изменялась). В самой малой кубатуре 50 емз скорость возросла на 35 км / ч , в 125 емз — на 15 км / ч , в 350 емз — на 38 км / ч , а в 500 емз с коляской — на 25 км / ч . Рост впечатляющ ий . И это результат не только совершенства конструкции мотоциклов, но и мастерства спортсменов какв доводке спортивных машин , т акив умении владеть ими на высоких скоростях. Во второй раз за тридцатилетнюю историю шоссейио-кольцевых гонок четыре города принимали участников чемпионата, и во второй раз за последнее время мотогонщики справляли новоселье. В 1976 году они опробовали «Неманское кольцо» в Каунасе, а в минувшем — к иевскую трассу спортивного комплекса «Чайка» Ц К ДОСААФ Украи ­ ны, которую до этого использовали тольк о автомобилисты. Смена трасс создает условия серьезно проверять возможности гонщиков. Одна из них, к ак , например, «Вана-Выйду» в Эстонии, с длинными прямыми участкамии всего тремя поворотами у самых вершин треугольн ика типично скоростная. На другой («Бикерниеки» в Латвии), напротив, нет длинных прямых участков, зато в изобилии и правые и левые повороты малых радиусов с подъемами испусками . Естественно, что в первом случае успех зависит главным образом от подготовки мотоцикла, от возможности развивать максимальную скорость, а во-втором — р ешающим является техника вождения, умение гонщикас минимальными потер ями проходить повороты. Н а новой трассе « Ч айка » есть и длинные прямые участкиикрутые повороты, хотя в отличие от «Неманского кольца» на ней нет ни подъемов, ни спусков. Конечно, рост числа трасс, расширение географии шоссейио-кольцевых гонок не может не радовать. Однако ми ­ нувшее первенство показало и существенные пробелы ворганизациии проведении чемпионатов. С кажем , в Киеве задолго знали о предстоящих соревнованиях, но подготовка началась по существу тольно после приезда участников в Киев. Организаторы «забыли», что выходу на старт очередного этапа предшествует обязательный учебно-тренировочный сбор, на котором каждый спортсмен обязан «накатать» по данной трассе минимум 10 кругов. Это непременное условие введено для того, чтобы предотвратить возможные из-за незнания трассы неприятности — падения, травмы и т. п. Пришлось в спешном порядке, буквально на ходу, устранять упущения . Немало хлопот доставил подбор судей. Киевская городская и республиканская коллегии не позаботились о том, чтобы своевременно выделить их для обслуживания сборов. Ничего не оставалось другого, к ак привлечь к этому тренеров и представителей команд, оторвать их от своих прямых обязанностей — работы со спортсменами. К ак это ни странно, в городе отсутствовала информация о соревнованиях и, к ак итог, не было зрителей. Кстати, ждать их, вероятно, придется до той поры, пока на «Чайке» не построят трибуны. Все это, разумеется, не поднимало настроения гонщиков , к аки не способствовало самоокупаемости соревнований. В отличие от третьего этапа четвертый, заключительный в Таллине был прекрасно подготовлен и проведен на самом что ни на есть высоком уровне. Он превратился в спортивное событие, достойное тридцатилетнего юбилея чемпионата страны. На месте старта первых гонок 1947 года установлен мемориальный ка ­ мень. При торжественной церемонии присутствовали все участники нынешних соревнований и гости. В Доме,офицеров флота состоялся вечер, посвященный этой дате. Ветеранам мотоспорта были вручены памятные медали. Под стать всему этому был праздничный ри ­ туал открытия и закрытия соревнований.А теперь немного о том, к ак завершилось юбилейное первенство. На заключительный этап несколько спортсменов приехали ужевранге чемпионов, завоевав золотые медали успешным выступлением на первых трех трассах. Но это не снизило накала спортивной борьбы на «Пирите». Дело в том, что если личные результаты определялись по трем лучшим этапам, то командные — по сумме четырех. И чемпионы Л . Тулл, Л . т э ­ эсалу выступали в Таллине, к ак говорится, с полной отдачей, принеся в зачет своим коллективам по 100 очков. Команды Эстонии и Белоруссии заняли привычные для себя места во главе таблицы. А вот спортсмены Латвии резко сдали позиции — о ни оказались лишь на шестом месте. Неожиданным для многих оказалось выступление спортсменов Украины , оттеснивших на четвертое место команду Российской Фе ­ дерации. Безусловно, прогресс украин ­ с ких спортсменов связан с появлением своей, киевской трассы, где, к стати , проходило и первенство республики по шоссейно-кольцевым мотогонкам. В целом же проведение каждого этапа чемпионата на разных трассах, к акуже говорилось, целиком себя оправдывает, помогает повышению спортивного уровня соревнований. Но при этом впредь следует планировать так , чтобы два этапа, следующие один за другим, проходили на близко расположенных друг от друга трассах, с кажем , в Каунасе и Киеве, затем вРигеи Таллине. К сожалению, в минувшем году этого сделать не удалось, и спортсменам пришлось совершить неоправданно дальний переезд. Г. АФРЕМОВ. почетный судья по спорту Рига — Каунас — Киев — ТаллинРезультаты соревнований(по итогам всех четырех этапов) Л ичный зачет. Ю ноши . 125 см 3 : 1. 3. Б ергманис (Латвийская ССР); 2. В. Сыр омятников (Украинская ССР); 3. А. Шепет ( Б елорусская ССР); 4. О. Козинда (Латвийская ССР); 5. О. Одинец (Грузинс кая ССР); 3в. И. Л авров (РСФСР). Ж енщи ­ ны. 175 см : 1. Л. Тулл (Эстонская ССР); 2. 3. Р ешетника (Латвийская ССР); 3. X. Колом; 4. В. Сепала (обе — Э стонская ССР); 5. А. Ф едоренкова (РСФСР); 6. Т. Бурло ( Б елорусская ССР). Мужчины. 50 см 3 : 1. А. К уприянов ( Б елорусская ССР); 2. В. Катомин (Москва); 3. Я. Б ерзиньш ; 4. А. Е пифанов (оба — Л атвийская ССР); 5. Р. Б анявичус (Литовская ССР); 6. В. Шилов (Латвийская ССР). 125 см3 А: 1. К. О шиньш (Латвийская ССР); 2. В. Митроф анов (Молдавская ССР); 3. А. Е пифанов (Латвийская ССР); 4. В. Т юрин (РСФСР); 5. А. К ююнемяэ (Эстонская ССР): 6. И. Антонов (РСФСР). 125 см3 Б: 1. В. Лепик; 2. Р. А йзстраутс (оба — Л атвийская ССР); 3. К. Ц алкаламанидзе (Грузинская ССР); 4. А. Калачев ( Б елорусская ССР); 5. А. Шер енс (Латвийская ССР); 6. К. Р уубер (Эст онская ССР). 175 см3 Б: 1. Т. Маро (Эст онская ССР); 2. А. Московка (Белорусс кая ССР); 3. В. З аболотный (Украинская ССР); 4. М. Креек (Эстонская ССР); 5. У. К адакас (Ленинград); 6. К. Ц алкалама ­ нидзе. 250 см3 А: 1. А. Московка; 2. К. Ошиньш; 3. Я. Б ерзиньш ; 4. Ю. Преображенский (Эстонская ССР); 5. Э. Сил инып (Латвийская ССР); 6. А. Скворцов 3 Молдавская ССР). 350 см А: 1. Л. Тээсалу Эстонская ССР); 2. М. Р ейнуп (Белорусс кая ССР): 3. А. Г аланский (Украинская ССР); 4. Р. Лончс (Латвийская ССР); 5. Б. Агапитов (РСФСР): 6. 3 И. Б лумфельдс (Латвийская ССР). 350 см Б: 1. Л. Тээсалу; 2. М. Р ейнуп ; 3. Ю. П реображенский ; 4. X. Я рвекюльг (Эстонская ССР); 5. А. Галанский; 6. К. Кребс (Латвийская ССР). 500 см3сколяской : 1. М. Метсик — Т. Р юндва ; 2. Т. Сапас — А. Сапас; 3. Я. Вилерт — Т. Карус (все — Эстонская ССР); 4. А. Мельников — В. Седов (РСФСР); 5. Т. Темпель — Т. Куус (Эстонская ССР); 6. В. Ворславс — Н. В едняшин (Латвийс кая ССР). 750 емз сколяской : 1. X. Рейт ель — К. Неухаус (Эстонская ССР); 2. О. Чесноков — В. З инкевич (Москва); 3. А. Сибирцев — П. Сосновских (РСФСР); 4. Ю. Соколов — В. Кузичев (Москва); 5. Э. А узиньш — Я. Спрогис (Латвийская ССР); 6. Э. Вакс — X. Аалбок (Эстонская ССР). Командный зачет : 1. Эстонская ССР; 2. Б елорусская ССР; 3. У краинская ССР; 4. РСФСР; 5. Л итовская ССР; 6. Латвийс кая ССР.34