(на 50—70°) ниже температуры вспышки масла. За счет смазывающей способности масло разделяет трущиеся поверхности тонкой пленкой при небольших скоростях скольжения. При увеличении скорости, если поверхности не абсолютно параллельны (а только такие на практике и встречаются), образуется клиновидный масляный слой. Он обладает «подъемной силой», причем несущая способность его возрастает с ростом скорости (аналогично возникающая подъемная сила поддерживает на поверхности воды мчащийся скутер). Клин способен выдержать значительно большие нагрузки, чем масляная пленка, а толщина его в зависимости от скорости и вязкости масла может достигать сотых и даже десятых долей миллиметра. Благодаря этому слой масла надежно покрывает все микронеровности на поверхности трущихся деталей и полностью разделяет их. Кроме того, молекулы масла, непосредственно соприкасающиеся с каждой из поверхностей, «прилипают» к ней и неподвижны, а все относительные перемещения происходят в слое масла. Поскольку масло — жидкость, то перемещения молекул не приводят к разрушению этого слоя. Только повышенные температуры и окисляющее воздействие кислорода воздуха со временем разрушают длинные, сложные углеродные цепочки, из которых состоят молекулы масла, снижая его смазывающую способность. При прочих равных условиях масляный клин может выдержать тем большую нагрузку, чем выше вязкость масла. Она выражается в сантистоксах — сСт (сантистокс — сотая часть стокса, единицы кинематической вязкости жидкостей) и входит в обозначение марки смазки. При этом необходимо учитывать, что для машинных (индустриальных) и турбинных масел в их обозначении указана вязкость при 50°. Для моторных же — автотракторных (автолов), дизельных и авиационных масел значение вязкости дано при 100°, поскольку они предназначены для работы при более высоких температурах, чем машинные. Вязкость любого масла значительно снижается с увеличением температуры, поэтому по ее величине при 50° нельзя судить о том, какой она будет при 100°. Нормальная рабочая температура трущихся поверхностей для деталей цилиндро-поршневой группы составляет 100—350°. При 200° вязкость моторных масел значительно уменьшается, так что фактором, определяющим износ, становится критическая температура масла. С этой точки зрения для смазки двухтактных двигателей наилучшим является авиационное масло МС-20 (см. таблицу). Помимо износа на состояние двигателя влияет количество нагара. Он отлагается в основном на самых нагретых участках — на головке поршня иу поршневых колец. Избыток его приводит к пригоранию колец, в результате чего они перестают выполнять свои функции, компрессия двигателя уменьшается и мощность резко, порой в дватри раза, падает. Нагарообразование тем меньше, чем выше температура вспышки масла. Отсюда следует, что масло МС-20 опять-таки является лучшим.Масло АС п -6 способно обеспечить удовлетворительную работу двухтактного двигателя лишь на средних режимах. При большой нагрузке и перегреве неизбежен повышенный износ и, как следствие его, заклинивание поршня. Вывод: на масле АС п -6 ездить, в принципе, можно, но только с предосторожностями. Давать же свободу своим спортивным наклонностям допустимо лишь в случае, когда топливная смесь составлена на дизельном или авиационном масле. Что касается коробки передач, то по сравнению с двигателями она гораздо менее чувствительна к применяемому сорту масла. Даже при использовании сравнительно маловязкого АС-8 трансмиссия работает вполне нормально. Все же замена его на МС-20, вязкость которого при 50° примерно втрое выше, продлит срок службы шестерен и подшипников коробки на 20 — 6 0 % . Важнее в этом случае не марка, а чистота масла — периодическая замена его нужна для удаления накапливающихся в коробке продуктов износа шестерен и подшипников. При замене смазки совершенно необходима промывка картера более жидким маслом. Если свежее масло заливают в картер из грязной посуды, через воронку с прилипшими частицами песка, то от такой замены вреда больше, чем пользы. И наконец, гидравлические амортизаторы передней и задней подвесок. В них рекомендуется заливать масло, имеющее вязкость 10—15 сантистокс при 50 ° V 9THM требованиям соответствует «Индустриальное-12» (бывшее веретенное АУ). При его отсутствии мотоциклисту приходится экспериментально подбирать пропорции смеси какого-либо вязкого масла с менее вязким или керосином. При этом нужно добиться, чтобы старое, слитое из амортизаторов масло и смесь, составляемая мотоциклистом, имели примерно одинаковую вязкость, то есть вытекали из одного и того лее сосуда с небольшим, диаметром 1—2 мм отверстием за одинаковое ( ± 1 0 % ) время — наливают, конечно, одинаковые количества масел. В короткой статье невозможно осветить все вопросы, которые охватывает тема «Износ и смазка», однако мы надеемся, что и приведенные здесь сведения окажутся полезными и послужат долголетию «железных коней». А. СМИРНОВ, кандидат технических наук Основные показатели масел, продающихся на АЗС и применяемых мотоциклистами Марка масла АС п -6АСЗП-6Памяти В. А. АбрамянаНе стало Владимира Арамаисовича Абрамяна — организатора и руноводителя большого нонструнторского коллектива, занятого проектированием автомобилей и мотоциклов в производственном объединении «Ижмаш». В расцвете творческих сил ушел из жизни талантливый конструктор, большой друг нашего журнала и наших читателей. Он приехал в Ижевск двадцать лет назад, после окончания Московского автомеханического института и прошел весь путь от рядового до главного конструктора. При его активном участии разрабатывались и внедрялись в производство новые модели ижевских мотоциклов, под его началом на базе автомобиля «Москвич» было создано семейство ижевских машин различного назначения. Немало сделал В. А. Абрамян для авто- и мотоспорта: автомобили «ИЖ-ралли», мотоциклы для многодневки достойно представляли нашу технику на зарубежных трассах. Он умел увлекать людей новыми идеями, вдохновлять их, работая упорно и много. Но как бы ни был занят, всегда находил время, чтобы выступить со статьей в нашем журнале, встретиться с работниками редакции, ознакомиться с читательской почтой. Владимир Арамаисович прожил всего сорок три года. Но дело коммуниста, его жизнь измеряются не прожитыми годами, а тем, что им создано, памятью, которую он оставил о себе. Эту светлую память о нем мы сохраним в наших сердцах.Первая русская книга для мотоциклистовПервое в России систематизированное руководство «Что должен знать мотоциклист». написанное в 1916 году механиком 7-й армейской мотоциклетной команды, младшим унтер-офицером Александром Михайловичем Иерусалимским, увидело свет в 1916 году. Подготовленная в трудных условиях войны на основе личного практического опыта автора, эта книга долгое . время служила основным руководством для подготовки мотоциклистов и практическим пособием по ремонту и эксплуатации мотоциклов в армии. В 1920 году по рекомендации Главного инженерного управления РККА государственное издательство РСФСР выпустило новое издание под названием «Современные мотоциклы». Впоследствии книга выдержала еще несколько изданий, последнее из которых относится к послевоенному. 1946 году. Следует отметить что А. М. Иерусалимский (1886—1957) был одним из организаторов отечественного мотоциклетного спорта. которому отдал около сорока лет жизни. Автор книги, впоследствии профессор, известен и другими своими фундаментальными трудами по мотоциклетному делу, например книгой «Теория, конструкция и расчет мотоцикла», которая была издана в 1936 и 1947 годах. В. БЕКМАН г. Ленинград 21Вязкость, сСт при 100° Не менее 6 Не менее 68 10 88 11 20-Температура вспышки, °С 190 165 200 170 200 190 200 225НазначениеДля карбюраторных двигателейМ-8Б,У АСЗ п -10 АС-8 ЦС-8 ДС-11 МС-20Для дизелей Для авиационных двигателей