Польза от перемены местВпечатления о XX чемпионате СССР по раллиСпортивному судье, занятому на ралли круглые сутки большими и мелкими делами, зачастую трудно - составить общую, объемную картину соревнований. На этот разяне была лицом официальным. Приехала просто в гости к грузинским коллегам посмотреть, к ак было организовано и проведено крупнейшее в году ралли в стране. Такое неофициальное положение имеет свои преимущества: ч увствуешь себя свободнее, больше общаешься с разными людьми, больше замечаешь всего — и хорошего и плохого в устроительстве соревнований. Каковы же впечатления от двадцатого чемпионата страны по ралли на автомобилях 1-й группы? Прежде всего радует тот факт, что была нарушена многолетняя традиция проводить всесоюзные соревнования только в Прибалтике. Следует всячески приветствовать расш ирение географии ралли. Ведь это дает возможность спортсменам выступатьв новых условиях, н анезнакомых дорогах. Польза от перемены мест, думается, огромная. Привычное, давно освоенное мало служит росту мастерства. Хотелось бы. чтобы и другие республики тоже нашли возможность в ближайшие годы провести у себя всесоюзные автомобильные соревнования. Пора подумать об этом федерациям автоспорта Армении, Украины, Белоруссии, республик Средней Азии. Второе, и это тоже приятно, каждая команда имела шефов — одну из тбилисских организаций, заботливо опек авших спортсменов со всем знаменитым грузинским гостеприимством. Это оставило у всех участников самое теплое впечатление, создало атмосферу непринужденности, дружбы. О хорошей подготовке соревнований свидетельствует и то большое значение, которое было придано различными организациями Грузинской ССР проведению всесоюзного ралли. Так, председателем оргкомитета был назначен министр автомобильного транспорта республики Т. Давиташвили, а членами комитета — н ачальник ГАИ ГССР Г. Попхадзе, ответственные работники ЦК ДОСААФ Грузии, начальники республиканского и тбилисского городского спортивно-технических клубов Общества. В результате многие сложные организационные вопросы реш ались оперативно. Р азмещениеи питание спортсменов, работа ГАИ на трассе, обеспечение медицинской помощью — все было вышевсяких похвал. Особенно нужно отметить работу республиканской Госавтоинспекции. Она действительно сделала все, чтобы обеспечить безопасность не только на скоростных участкахив городах, но и по всей трассе. Крайне приятно было видеть внимание газет, радио и телевидения республики к ходу соревнований, хордшо продуманный иорганизованный парад-проезд колонны участников по городу Тбилиси с торжественным возложением цветов к памятнику В. И. Ленину. Нужно похвалить кольцевую трассу в Рустави, н а которой проходили дополнительные скоростные соревнования ралли. Когда эта трасса будет полностью закончена ина ней установят ограждение, о на станет, безусловно, ш ироко известной гоночной ареной для стартов любого ранга, вплоть до международных.После стольких хороших слов нельзя, считаю, не сказатьио некоторых слабых сторонах чемпионата. Их, м не думается, следует учесть при организации следующих таких соревнований. Прежде всего, это недостаточная для первенства страны протяженность трассы — всего 800 километров. Было бы правильнее проводить чемпионат в два этапа. При этом можно оставить ту же дистанцию и сделать ее первым, командным этапом, а для второго, личного, предложить гонщикам еще 500—600 километров. Здесь в борьбе за личные результаты спортсмены смогли бы без боязни подвести свои команды показать все силы и возможности. Тем более что подобная практикау нас уже сложил асьв течение последних лет. Спортсмены, судьи, да и зрители считают ее более правильной, более полно раскрывающей действительное мастерство каждого экипажав ралли. Отказываться от проверенной практики вряд ли следовало. Оставляла желать лучшего связь по трассе. Далеко не все судейские пункты имели возможность контактировать между собой ис главной судейской коллегией. А ведь это порой было необходимо. К сожалению, в хроническую превратилась унас проблема с часами, применяемыми на пунктах контроля времени. И на этих ралли использовались часы, которые давно пора сдать в архив. В соревнованиях такого ранга несовпадение времени даже на минуту может стоить очень дорого и спортсмену и команде. И последнее. В будущем при организации чемпионатов страны его устроителям необходимо позаботиться о какой-то культурной программе для участниковгостей. Знакомство с историческими, культурными и революционными памятниками республики, посещение музеев и театров, встречи с передовиками производства, безусловно, были бы полезны и интересны. Т. СОКОЛОВА. председатель комитета ралли ФАС СССР, судья всесоюзной категории Грузинская ССР Результаты XX первенства страны по авторалли опубликованы в разделе «Табло чемпионатов» («За рулем», 1977, № 11).ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВЧемпионат СССР по кольцевым гонкам на легковых автомобилях 1-й группы Личный зачет. Класс I (до 1300 см 3 ): 1. В. Богатырев (Тольятти); 2. И. Девошкевичус (Каунас); 3. В. Реуцкий; 4. С.Лигай (оба — Киев); 5. С. Коренной (Москва); 6. И. Харитопуло (Вильнюс). Класс И (до 1600 см 3 ): 1. Ю. Шлудкулис (Вильнюс); 2. И. Наумченко (Киев); 3. В. Анкуда (Минск); 4. Ю. Черников (Москва); 5. 3. Киверт (Вильнюс); 6. Н. Попов (Киев). Класс III (до 2500 см 3 ): 1. Ю. Левченко; 2. В. Шибанов; 3. А. Скороделов (все — Горький); 4. В. Жерноклев (Чернигов); 5. В. Кывеик (Таллин); 6 Г. Драбкин (Минск). Йомандный зачет: 1. Литовская ССР; 2. Эстонская ССР; 3. Москва; 4. РСФСР; 5. Украинская ССР; 6. Ленинград. Чемпионат СССР по кроссу на грузовых автомобилях Личный зачет. Класс IV (до 1,5 тонны) 1. В. Дунаев; 2. В. Харужа (оба — РСФСР) 3. О. Пухов (Москва); 4. А. Ершов (РСФСР) 5. В. Карпов; 6. В. Кулагин (оба — Москва). Класс V (свыше 1,5 до 4,0 тонны): 1. В. Ященко (Москва); 2. Т. Курро; 3. А. Мя ги; 4. X. Саккеус (все — Эстонская ССР); 5. В. Киселюс (Литовская ССР); 6. Э. Пеэтс ((Эстонская ССР). Класс VI (свыше 4,0 до 6,0 тонны): 1. А. Блощаневич, 2. С. Толстолуцкий (оба — РСФСР); 3. Ю. Асалин (Москва); 4. В. Михкле; 5. Т. Эверт (оба — Эстонская ССР); 6. Т. Ахвердов (Грузинская ССР). Командный зачет: 1. Москва; 2. Эстонская ССР; 3. Грузинская ССР; 4. РСФСР; 5. Литовская ССР; 6. Узбекс кая ССР. Чемпионат СССР по мотомногоборью Юноши. Личный зачет. Класс 125 — 175 емз: 1. В Мильто (Москва); 2. И. Архипов (РСФСР): 3. В. Богданов (Москва); 4. Р. Галямов (РСФСР); 5. Н. Валек (Белорусская ССР); 6. Н. Мамедов (Туркменская ССР). Командный зачет среди юношей: 1. Москва; 2, Армянская ССР; 3. Украинс кая ССР; 4. Белорусская ССР: 5. Казахс кая ССР; 6. РСФСР. Мужчины. Личный зачет. Класс 125 см8: 1. А. Ярыгин (Москва); 2. В. Пронин (РСФСР): 3. Я. Безделига (Латвийская ССР); 4, И. Марека (Укр аинская ССР); 5. А. Лагутенко (Белорусская ССР) — ф инишировало всего 5 участников. Класс 175 см 3 : 1. И. Зыбин; 2. В. Тюрин (оба — РСФСР); 3. Ю. Богодаров (Москва); 4. Ю. Королев; 5. С. Уржумцев (оба — Украинская ССР); 6. В. Зукаль (Узбекская ССР). Класс 250 см 3 : 1. И. Артюх (Москва); 2. А. Озолс (Латвийская ССР); 3. В. Жемочкин (Москва); 4. В. Стефанович (Узбекская ССР); 5. Г. Шулик (РСФСР); 6. И. Б алаценко _(Укр аинская ССР). Класс 350 см 3 : 1. В. Якимович (Украинская ССР): 2. Э. Рамонас (Литовская ССР); 3. А. Паляница (Украи нская ССР); 4. Г. Панков (Москва); 5. К. Власийчук (Украинская ССР); 6. А. Корнилов (Узбекская ССР). Командный зачет: 1. Москва; 2. Украинская ССР; 3. РСФСР; 4. Узбекская ССР; 5. Белорусская ССР; 6. Латвийская ССР. Чемпионат СССР по мотоболу (высшая лига] 1. «Автомобилист» (Элиста) — 20 очков из 28 возможных, 58 забитых и 27 пропущенных мячей; 2. «Адажи» (Рижский район Латвийской ССР) — 18 (4325); 3. «Молния» (Зеленокумск) — 17 (39—44); 4. «Восход» (Вознесенск) — 16 (42—36); 5. «Вымпел» (Полтава) — 15 (39—31); 6. «Металлург» (Видное Московской обл.) — 12 (40—44); 7. «Ковровец» (Ковров) — 11 (27 — 35); 8. «Кавказ» (Невинномысск) — 3 (21—67). Команда «Кавказ» покидает высшую лигу, ее место займет «Нива» (Вишняки Полтавской обл.) — победитель чемпионата страныв классе «Б». Личный чемпионат СССР по кроссу в классах мотоциклов 250 и 500 см* (по итогам всех трех этапов) Класс 250 см 3 : 1. Г. Моисеев (Ленинград); 2. А. Ефимов (Молдавская ССР); 3. М. Мягар (Эстонская ССР); 4. В. Гринберге (Латвийская ССР); 5. В. Кавинов (Украинская ССР); 6. Р. Б ракманис (Латвийская ССР). Класс 500 см 3 : 1. А. Бочков: 2. В. Худяков (оба -*• Ленинград): 3. В. Попенко; 4. В. Корнеев (оба — РСФСР); 5. И. Артюх (Москва); 6. Д. Киепе (Латвийская ССР).35