ТЕХНИКАОчень многое из того, что определено «Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» для автомобильной промышленности, адресовано ныне нашему молодому производственному объединению «БелавтоМАЗ», которое было образовано на базе трех основных автомобильных заводов республики — МАЗа, БелАЗа и МоАЗа. Это разработка и освоение машин большой грузоподъемности, прицепов и полуприцепов к ним. Это и развитие производства самосвалов и самосвальных автопоездов грузоподъемностью 75, 120 тонн и более для горнодобывающей промышленности. Это и значительное повышение технического уровня, качественных и эксплуатационных показателей автомобилей. Собственно, создание самого объединения было вызвано к жизни необходимостью эффективно, с наименьшими затратами решать поставленные XXV съездом партии задачи. В «БелавтоМАЗе» сразу же был взят курс на разработку широкого ассортимента моделей из унифицированных узлов многоцелевого назначения и на базе специализированного производства. Если раньше каждый завод в значительной мере изолированно занимался проектированием и подготовкой моделей различного назначения — транспортных, карьерных, землеройных, специализированных и при этом неизбежно в чем-то повторял других, то теперь в рамках объединения открылись большие возможности при проектировании машин использовать так называемую агрегатную систему унификации. Такой метод имеет несомненные экономические преимущества. Он позволяет сократить сроки создания модели, снижает расходы на ее освоение, не требует значительной перестройки производственной базы, как это было раньше, при переходе на новую машину. Наконец, если посмотреть на проблему шире, в масштабах страны, то унифицированные модели требуют меньших затрат на эксплуатацию и ремонт. А значение одного этого фактора трудно переоценить. Рациональная унификация как раз и явилась для нашего объединения тем самым трамплином, который позволил с относительно малыми затратами совершить скачок в разработке перспективных моделей. В завершающем году минувшей, девятой пятилетки на МАЗе, ставшем головным предприятием объединения, были завершены опытно-конструкторские работы по созданию автомобилей и автопоездов семейства МАЗ—-5335. Для этого семейства не разрабатывались принципиально новые конструкции, агрегаты и узлы, а шло совершенствование существующих. При этом в семействе МАЗ—5335 было увеличено число моделей для магистральных перевозок грузов. Наряду с базовой моделью бортового грузовика МАЗ—5335, рассчитанной для использования на наших дорогах, предусмотрена модификация МАЗ—53352 для международных рейсов. Следующим шагом, осуществленным конструкторскими силами «Белавто-лометров. Был проведен также комплекс мероприятий по снижению вибронагруженности рабочего места, уменьшению внешнего и внутреннего шума, улучшению общей комфортабельности, активной и пассивной безопасности, то есть всего того, что связано с условиями труда водителя. Чем же отличается конструкция автомобилей нового семейства? Прежде всего тем, что они будут оснащены шести-, восьми- и десятицилиндровыми двигателями ЯМЗ мощностью от 280 до 360 л. с. Это обеспечит автопоездам скорость от 75 до 95 км/ч. Но главная особенность нового семейства не только в мощных силовых агрегатах, а йв измененной компоновке. Двигатель вынесен вперед по отношению к передней оси на 390 мм (больше, чем у моделей семейств МАЗ—500А и МАЗ—5335), благодаря чему машины получили совершенно новые кабины. Они выполнены в двух основных вариантах. Первый — со спальными местами — для магистральных автопоездов, второй — укороченный по длине и без спальных мест — для самосвалов, лесовозов, шасси специализированных машин.УНИФИКАЦИЯМАЗа», были работы, связанные с принципиальными изменениями компоновки автомобилей, их основных узлов и агрегатов. Первый год десятой пятилетки стал завершающим этапом в разработке перспективных моделей нового семейства МАЗ—5336, которые должны находиться на уровне лучших зарубежных образцов данного класса. Одна из важных особенностей этого семейства — преобладание в его структуре двух- и трехосных тягачей для большегрузных магистральных автопоездов грузоподъемностью 20—35 т. С учетом этого главное направление наших работ охватывало дальнейшее увеличение производительности автопоездов, улучшение скоростных качеств автомобилей, создание автопоездов-контейнеровозов, увеличение пробега до первого капитального ремонта до 350—400 тысяч ки Измененная компоновка сразу решила несколько важных конструкторских проблем. Удалось рационально догрузить переднюю ось до шести и более тонн на всех моделях автомобилей, что, в свою очередь, позволило разгрузить задний мост от восприятия части веса силового агрегата. Таким образом, несколько возросла (в пределах допустимого осевого веса) полезная нагрузка на задние колеса. Кроме того, теперь полностью выполнены международные требования по габариту, главным образом по ширине, которая не превышает 2,5 метра. И наконец, смещением силового агрегата и кабины вперед увеличена полезная площадь автомобиля. Автомобили семейства МАЗ—5336 будут располагать двухместной кабиной с гнутым ветровым стеклом. Ее микроклимат улучшен увеличением теплообменника в системе отопления и средствами регулирования. Благодаря применению полипропиленовых материалов усовершенствована шумоизоляция. Установлены травмобезопасные рулевое ко ­ лесо и рулевая колонка, регулируемая по наклону и длине, предусмотрены рем ­ ни безопасности. Для удобства технического обслуживания систем силового агрегата введен гидроподъемник кабины водителя. С этой же целью воздушный фильтр сухого типа вынесен из подкапотного пространства, а заливка масла в двигатель, проверка его уровня, заливка охлаждающей жидкости в радиатор теперь производятся без опрокидывания кабины. На моделях семейства МАЗ—5336 применены новые узлы шасси: девятиступенчатая коробка передач, а также ведущие мосты с двойной главной передачей. Иным стал картер ведущего мос та — он сделан теперь сварным из двух одинаковых штампованных деталей. Из-Грузовые автомобили МАЗТипИндекс модели автомобиляавтомобилейКолесная Число Грузоподъф ормула осей емность при(автопоезавтомода), т биля цепа прицепа Сем ейство МАЗ — 5 33 ! 8738 8378 8926 886Б 5205А941 4X2 4x2 6X2 6X4 4X2 6X4 4X4 4X2 2222222 23 23Полная масса (автопоезда), тМощ'ность двигателя, л. с.Бортовой грузовик Седельный тягач Лесовоз Самосвал Бортовой грузовик Седельный тягач5335 53352 516Б51422,524 20 25 16 836 36 3537,733270 270 180 270 280 300 180 1805428 515Б 509А 554940,529— —8378 886Б 8378 9397 9380 5232 9389 9389— •2 2222233215,4С ем ейство МАЗ —533155336 6301 6302 5432 5433 54331 6421 6422 5434 55514X2 6X2 6X4 4X2 4X2 4X2 6X4 6X4 4X4 4X223.23 28,521 15 26 3236 3842,234 26 28 34 42 •16280 — 290 280 — 290 320 — 360 280 — 290 180 — 190 180 — 19029014,58,5Лесовоз Самосвал8— —20,539,4320 — 360240—180 — 190 менения затронули и рулевое управление: оно получило рулевой механизм со встроенным распределителем рабочей жидкости и отдельным силовым цилиндром. Тормозная система — двухконтурная, с раздельным пневматическим приводом каждой оси. Она оснащена теперь влагоотделителем с автоматическим удалением конденсата, а также регулятором тормозных сил. Наращивая темпы конструкторских работ по магистральным автопоездам ближайшего будущего, «БелавтоМАЗ» одновременно ведет широкие перспективные разработки по созданию новых большегрузных внедорожных машин для карьерных и строительных работ. В этой группе автомобилей предусмотрены шир око унифицированные между собой шесть базовых моделей карьерных самосвалов с колесной формулой 4X2и грузоподъемностью 30, 45, 75, 120, 180, 240 т. Прототипы первых двух по сравнению с серийными БелАЗ—540А и БелАЗ—548А имеют значительно более высокие тягово-динамические качества. Их отличают простота конструкции некоторых узлов, улучшенные условия дляBfsfИЕКТИВНОСТЬперевозки легких руд, стройматериалов. Второй — самосвалы и автопоезда с увеличенной емкостью кузова для транспортировки легких пород, таких, как уголь. И третий — самосвалы с уменьшенной емкостью кузова для перевозки тяжелых руд с объемной массой 2,53,8 т/мЗ. Все развивающееся народное хозяйство предъявляет нам новые требования, в частности к созданию специальных автомобилей-землевозов. Эти машины представляется возможным унифицировать с карьерными самосвалами. Землевозы позволят наиболее эффективно транспортировать грунт и вскрышную породу по временным дорогам, которые требуют более низкого давления, чем создаваемое карьерными самосвалами. С учетом этих условий эксплуатации в нашем объединении разработан типаж полноприводных автомобилейземлевозов БелАЗ грузоподъемностью от 25 до 80 тонн. Сегодня существует еще одна группа машин — землеройно-транспортные, в том числе автоскреперы, которые находят все более широкое применение в промышленном йдорожном строительстве. Учитывая современные тенденции, объединение «БелавтоМАЗ» спроектировало три модели автоскреперов МоАЗс емкостью ковша 11—14,5 м3 , в том числе машину с элеваторной загрузкой имо ­ дель с дополнительным двигателем для привода задней оси скрепера. В эту же группу входят разработанные на базе одноосного тягача самосвальные автопоезда грузоподъемностью 22 и 25 тонн для работы в подземных условиях. Один из них, МоАЗ—6401-9585 уже выпускается. На всех землеройно-транспортных машинах предусмотрена установка дизелей семейства" ЯМЗ—840, гидромеханической передачи с высоким КПД трансформатора (не ниже 0,84), а также единой для БелАЗ иМоАЗ — пневмогидравлической подвески с регулируемым в зависимости от нагрузки давлением. Это обеспечивает высокую плавность хода и высокую степень надежности. И наконец, еще одно направление наших работ: внедорожные автомобили МАЗ большой грузоподъемности. Необходимость в этих машинах, отдельные образцы которых (трубовоз МАЗ—7910 и бортовой грузовик МАЗ—7310) были представлены на выставке «Автопром-77», ощущается все более остро в строительстве, и, естественно, мы планируем в текущем пятилетии совершенствовать это семейство автомобилей. Сегодня объединение «БелавтоМАЗ» представляет собой мощный производственный комплекс. Машины с его маркой выходят из ворот трех заводов — в Минске, Жодино и Могилеве. В составе объединения работают также предприятия, специализирующиеся на производстве отдельных агрегатов. М ы поддерживаем прочные связи с ярославским мо ­ торным заводом, откуда получаем дизели икоробки передач, ведем постоянное сотрудничество с рядом других предприятий и научно-исследовательскими институтами. Создание производственного объединения значительно расширило наши возможности ив отношении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. М ы надеемся, что наши усилия в этом направлении найдут воплощение в новых серийных моделях в десятой пятилетке, будут содействовать улучшению структуры автомобильного парка страны, значительному повышению производительности и эффективности автомобильных перевозок. М. ВЫСОЦКИЙ, главный конструктор производственного объединения «БелавтоМАЗ» Фото В. Князева 9работы водителя, повышенные надежность и долговечность. За счет установки более мощных дизелей ЯМЗ—840 и ЯМЗ—841 удельная мощность (л. с. на тонну полной массы) поднята до величины 8,16—8,55 л. с , что выше показателей лучших зарубежных аналогов, имеющих 6—8,2 л, с. Производительность новых БелАЗов по сравнению опять-таки с серийными повысится на 23—30%. Кроме того, их кон ­ струкция в целом, по нашим расчетам, должна обеспечивать пробег до первого капитального, ремонта в 170 тысяч ки ­ лометров, а до списания — 300 тысяч километров, вместо принятых ныне 120 и 170 тысяч километров. В новых моделях значительно уменьшен объем технического обслуживания. Количество точек смазки сокращено с 78 до 54, а меж ­ сервисный интервал увеличен в два раза. М ы уже испытывали и разные варианты опытных образцов 75-тонных и 120тонных самосвалов. Один из них, БелАЗ—549 (75 т) был показан в нынешнем году на выставке «Автопром-77». Что представляют собой 120-тонный БелАЗ—7520 и 180-тонный БелАЗ—7521? Это автомобили, оснащенные гидропневматической подвеской колес и электротрансмиссией. Первый из них должен работать с двигателем мощностью 13001400 л. с , а второй — с еще более мощ ­ ным — в 2100—2300 л. с. Полная масса этих самосвалов составляет 205 тонн для БелАЗ—7520 и 315 тонн для БелАЗ—7521. В качестве перспективной в типаж включена И новая базовая модель 240тонного самосвала. Для этого гиганта необходим двигатель мощностью 29003100 л. с. и шины размером 48,00—69. На базе названных моделей, унифицированных агрегатов мы планируем разработать три вида специализированных машин. Первый — самосвалы для грузов с относительно малой объемной массой (1,8—1,9 т/мЗ) на вскрышных работах, 2. «За рулем» № 12