Скорость реакции в действииВряд ли сейчас есть водитель, не знающий, как важна в его работе быстрота реакции, способность немедленно предпринять необходимые действия в ответна разные дорожные неожиданности. Многие проверяли скорость своей реакции на тренажерах: ждали вспышку красного сигнала, стараясь мгновенно ответить на нее нажатием на педаль тормоза. И почти никто не представляет свои возможности в действительной дорожной обстановке, когда препятствия возникают внезапно, а ответные действия заранее не предусмотрены и весьма ответственны. Специалистам, конечно, известно, что действия водителей в экстремальной обстановке ив «тепличных» условиях учебного класса далеко не однозначны, но и итоги подобных наблюдений далеко не единообразны: слишком уж разными бывают уличные ситуации и дорожные неожиданности, как, впрочем, и психофизиологические качества водителей и их профессиональная подготовка. М ежду тем статистика показывает, что уже сейчас человек за рулем попадает в критические ситуации от трех до 15 раз в день, и с увеличением интенсивности движения эти цифры будут расти. Исследованиями установлено, что 83% всех ДТП со смертельными случаями вызываются неправильными действиямиводителей в критических ситуациях. Чаще всего для принятия верного решения не хватало несколько мгновений. Подводила скорость реакции в действии. Вот почему так важны исследования в этом направлении. Было проведено такое исследование и нами. Определялось, как в зависимости от скорости движения изменяется время реакции водителя на красный сигнал светофора, на внезапное появление препятствия, а также быстрота обнаружения неисправности, возникшей на ходу. Испытания проводились на специально оборудованной сложной зимней трассе автодрома на грузовике ЗИЛ—131 с применением электронных регистрирующих приборов и оборудования. Обследовано 25 водителей со стажем работы от месяца до восьми лет. Каждому из них давали возможность предварительно проехать по другому участку автодрома, освоиться с органами управления машины, подогнать сиденье. Затем водитель выезжал на экспериментальную трассу, где испытания проводились 5 часов. В неподвижном автомобиле время реакции на красный сигнал светофора уЛистая старыеее права»Недавно, роясь в книжном шкафу, я обнаружил забытое удостоверение шофера 2-й категории, выданное мне 7 апреля 1933 года в Воронеже квалификационной комиссией облдортранса ЦЧО взамен «прав шофера» — они у меня были с 1928 года. Сколько сразу нахлынуло воспоминаний! Собственная молодость, начало становления авто-транспорта страны, которому на первых порах не по силам была конкуренция с надежным и привычным гужевым, романтический ореол редкой тогда профессии шофера. И само удостоверение было весьма необычным и даже курьезным по сегодняшним понятиям. В сохранившемся у меня документе 12 листков. Там ставились отметки о присвоении категории (класса), о сдаче психотехничеоких испытаний, о взятии на учет в местных органах Цудортранса, делались записи о взысканиях и поощрениях. Их вносили квалификационные комиссии по представлению руководителей автохозяйств. А дальше шли утвержденные в 1931 году Цудортрансом и ЦК профсоюза рабочих шоссейных и грунтовых дорог, авто- и авиатранспорта «Требования, предъявляемые шоферу по выполнению им служебных обязанностей» и «Основные правила езды на автомобилях и мотоциклах в пределах СССР». Требования предусматривали порядок технического осмотра машины перед выездом, запрещали шоферу перед работой и во время ее употреблять спиртные напитки и наркотические оредст,ва, разговаривать и курить во время движения. Заключительная часть Тре-бований обязывала шофера «всегда помнить, что несоблюдение правил езды и движения, повреждение машины и ее оборудования, чрезмерный расход эксплуатационных материалов, нетрезвое поведение и т. п. могут повлечь за собой не только дисциплинарное взыскание с отметкой в трудовом списке, но и лишение права на управление автомотомашиной, исключение из профсоюза и предание суду». Предупреждение об исключении из профсоюза имело в те времена серьезное значение. Ведь в 20-х и даже в начале 30-х годов в нашей стране еще была безработица, и существовавшие тогда органы трудоустройства — таи называемые биржи труда — направляли на работу в первую очередь членов профсоюза. «Основные правила езды» состояли всего из 17 параграфов и умещались на трех листках водительского удостоверения. Некоторые из них могут вызвать сейчас недоумение или улыбку. Например, в параграфе 3 было записано, что автомобиль должен иметь освещающий номерной знак фонарь, который нельзя было бы выключить с места шофера. Это препятствовало попыткам нарушителя скрыться сНА АОРОГАХ ВСЕГО СВЕТАВЕНГРИЯ. Предприятие «Хунгаркамион» выпустило компактный прибор, названный «Реаконом», который контролирует водителя в длительной поездке. Установленный в кабине, он время от времени, если не получает информации об активности водителя (торможение, переключение передач и т. д.), дает предупредительный сигнал, в ответ на который водитель должен нажать специальную кнопку, как бы говоря: «Слышу, бодрствую, все в порядке». Не нажми водитель кнопку, автомат включает сильный звуковой сигнал тревоги. Если и это не поможет, «Реакон» зажигает мигающие огни и останавливает машину. ГДР. Народное предприятие в Ораниенбурге начало выпуск двух новых сортов 26 светящихся красок. Они ярко светятся даже днем и предназначены для широкого использования на транспорте. Новая краска получила название «Флюоксон». ПОЛЬША. Прогнозируя развитие автомобилизации в стране, градостроители считают, что к концу столетия на 1000 человек в среднем будет 250 автомобилей индивидуального пользования. В Варшаве эта цифра достигнет 270. Вместе с тем, в центральных районах городов этот вид транспорта будет принимать на себя только пятую часть общего объема перевозок. Как и раньше, преимущественное развитие в городах получит общественный транспорт. Совершенствование транспортных систем в крупных городах предусматривает в качестве главных мер строительство метрополитена скоростных автомагистралей. и РУМЫНИЯ. На дорогах страны резко ограничена скорость движения автомобилей. Во всех населенных пунктах «потолок» 40 км/ч, вне населенных пунктов — в зависимости от объема двигателя: до 1500 емз — 80 км /ч. до 2000 емз — 80 км/ч, свыше 2000 см 3 — 100 км/ч. АНГЛИЯ. Один из параграфов служебной инструкции для постовых-полисменов и автоинспекции гласит следующее: «Если после столкновения двух автомобилей оба водителя убегают с места происшествия, это почти наверняка означает, что они оба ехали на краденых машинах».