Н 60-летию Советсиих Воорутенных Сил7 ноября 1932 года. Бронеавтомобили БА — 27 парадным строем проходят по Красной площади в Москве. Фото ТАССПОД ИНДЕКСОМ БА-27Полвека назад родился первый советский бронеавтомобиль, который получил индекс БА—27. Красная Армия к середине двадцатых годов располагала, двумя сотнями танков и бронеавтомобилей. Это были оставшиеся от старой армии или же трофейные машины. Все они устарели ик тому же были предельно изношены. Перед промышленностью молодой республики Советов стояла ответственная задача — обеспечить свои Вооруженные Силы современной боевой техникой. Разработать технический проект первого советского броневого автомобиля для организации его серийного производства было поручено заводу АМО. К конструированию новой машины приступил коллектив специалистов под руководством талантливого инженера Бориса Дмитриевича Строканова. Задания на проектирование машины в современном представлении не было — только краткий перечень рекомендаций, каким должен стать броневик. И среди них главная — чтобы он не уступал лучшим современным машинам, состоящим на вооружении армий ведущих капиталистических стран. В качестве базы предстояло использовать модернизированное шасси АМО—Ф15 с двигателем мощностью 35 л. с. Ведущим конструктором проекта, а точнее автором нового бронеавтомобиля, стал Евгений Иванович Важинский — специалист высокой квалификации. Вместе с ним в выполнении этого почетного задания принимали участие практически все сотрудники конструкторского отдела Создатели первого отечественного бронеавтомобиля не пошли по проторенному пути копирования известных западных образцов. Они обобщили опыт постройки в 1914—1917 годах русских бронеавтомобилей, их ремонта и частичной реконструкции на заводе в годы первой мировой и гражданской войн — и все это поставили на прочную теоретическую базу. К тому времени появились специальные научные труды советских ученых: «Теория устойчивости броневых автомобилей во время движения» профессора В. Гиттиса, «Краткие теоретические сведения по стрельбе из пулемета для броневых частей» известного русского специалиста Д. Иванова и другие, использованные создателями первого советского броневика. Это была однобашенная машина с пушечно-пулеметным вооружением, с двухпостовым управлением. При разработке конструкции корпуса и башни особое внимание уделили такому расположению броневых листов, чтобы обеспечить рикошетирование осколков снарядов, пуль и тем самым повысить надежность защиты. Предварительные расчеты показали, что боевая масса броневика на одну тонну превысит полную массу грузового автомобиля АМО—Ф15. Поэтому пришлось усиливать раму, рессоры, установить шины повышенной грузоподъемности. Реконструкции подвергли систему охлаждения двигателя, механизм сцепления, применили электрическое наружноеРасполо ж ение экипажа в БА —27.6и внутреннее освещение (на АМО—Ф15 первых выпусков стояли ацетиленовые фонари) и электростартер двигателя; установкой дополнительного бензобака увеличили запас хода. Летом 1927 года технический проект и образец прошедшего испытания шасси, а также макет бронекорпуса были готовы. Прибывшая на АМО комиссия рассмотрела и утвердила предъявленную техническую документацию и передала ее Ижорскому заводу в Колпино. Там предстояло изготовить бронекорпус и смонтировать его на шасси. Рабочие этого предприятия имели достаточный опыт бронировки по отечественным чертежам шасси «Остин», ФИАТ, «Рено» и других. Еще в 1914 году их руками были изготовлены 15 первых русских пулеметных бронеавтомобилей на базе шасси отечественного грузовика «Руссо-Балт». И неудивительно, что первые образцы новых машин были здесь изготовлены в весьма короткий срок. Они получили обозначение БА —27 (то есть броневой автомобиль 1927 года) и успешно прошли приемочные полигонно-войсковые испытания. В начале 1928 года броневик приняли на вооружение Красной Армии. Теперь к его названию добавили «образца 1928 года». На первом советском броневике был корпус из брони толщиной 4 — 7 миллиметров. Во вращающейся башне — шестигранной, с наклонно расположенными бронеплитами — размещались 37-миллиметровая скорострельная пушка и новый пулемет конструкции Дегтярева (7,62 мм). С БА —27 было положено начало вооружению скорострельной пушкой всех выпускавшихся в последующее время отечественных средних и тяжелых броневых автомобилей. Это давало им возможность вести огневой бой с танками, бронеавтомобилями и частично с артиллерией противника. БА—27, имевший боевую массу 4,4 т, развивал скорость до 50 км / ч по дорогам с твердым покрытием, располагал запасом хода по топливу 270—300 км , обладал достаточной маневренностью и проходимостью. Наличие надежной и мягкой подвески позволяло вести при движении прицельный пушечный и пулеметный огонь. Габарит машины: длина — 4,6 м, ширина — 1,7 м, высота — 2,7 м. Первоначально броневики оснащали двумя постами управления: передним, обычным, и задним, дополнительным. В дальнейшем признали нецелесообразным вводить машину в бой задним ходом из-за низкой скорости (8 км/ч) и отказались от второго поста управления, а это позволило упростить конструкцию машины и сократить численность экипажа. К 1932 году общее число бронеавтомобилей в Красной Армии выросло до 213 единиц, главным образом за счет БА — 27. Первый советский броневик сыграл важную роль в ее оснащении новой техникой, став отличной учебно-боевой машиной. Бронеавтомобили БА—27 успешно прошли испытания ив военных условиях, находясь на вооружении частей, принимавших участие в ликвидации басмачества в Средней Азии, в разгроме китайских милитаристов, спровоцировавших осенью 1929 года военный конфликт у наших дальневосточных границ на КВЖД, в ликвидации последних очагов бандитизма. Советские люди, проявляя заботу о повышении боеготовности Красной Армии, активно откликнулись на призыв организовать сбор средств на строительство колонны бронеавтомобилей. Летом 1931 года в Москве в торжественной обстановке такая колонна из 12 машин была передана одной из частей. Производство БА — 27 в конце 1931 года было прекращено в связи с переходом АМО на выпуск новой модели грузовика. Удачные конструктивные решения, принятые при создании БА — 27, и в дальнейшем нашли применение на новых бронеавтомобилях, которые строились на шасси ГАЗ—АА и ГАЗ —AAA. Характерно, что опытные образцы этих броневиков, к аки их предшественники, назывались БА — 27 и БА —27М. По мере поступления в войска новых машин отслужившие свой срок БА — 27 передавали в военно-учебные центры и пункты допризывной подготовки Осоааиахима, где они также успешно продолжали нести службу по обучению кадров автомобилистов и танкистов для наших Вооруженных Сил. Полковник-инженер в отставке Ю. БАКУРЕВИЧ