16
17
Что течет,то изменяетсяСреди недели горожане видят такую картину сплошь и рядом. Но стоит наступить субботе, добрая половина машин сбросит заснеженные чехлы и... Почему в мороз двигатель не желает пускаться, тормоза «дубеют», задние колеса не вращаются? Как и что нужно делать, чтобы автомобиль не зависел от капризов зимы? Сегодня в нашем «Клубе» выстудит автомобилист с многолетним стажем кадровый «зиловец» Н. В. РАЗИНЧЕВ и расскажет о жидкостях, которые помогают нам эксплуатировать машину зимой. Этим материалом начинает свою деятельность новый отдел редакции — эксплуатации и сервиса, которым руководит Н. Разинчев. Как всегда, делясь с читателями своими планами и начинаниями, обращаемся к вам, товарищи автомобилисты: присылайте свои предложения, пожелания, материалы для нового отдела. Это было в пору моей автомобильной юности. Новенький «Москвич—408» к декабрю прошел около семи тысяч километров. Мотор работал исправно, печка «тешилась», ездить было приятно, и я не спешил ставить машину на зимнее хранение. Незаметно для самого себя я дождался морозов, так и не собравшись приспособить свой «четыреста восьмой» к зимней эксплуатации. Каждое утро ровно в шесть я ставил на газовую плиту два ведра воды, чтобы иметь к «семи ноль-ноль» кипяток. Наокоро позавтракав, — вниз к автомобил ю : надо смести с него снег и установить аккумулятор, который ночью был дома, в тепле; затем приходило время бежать за горячей водой и, обжигаясь и обливаясь, заливать ее в радиатор. В сильный мороз вода успевала остыть и, дойдя до сливного юраника в блоке, замерзала. Приходилось поливаггь его снаружи. Наконец из краника начинала течь вода. Одно ведро уходило через двигатель на снег. Второе оставалось в чуть нагревшемся моторе. Мокрая рукавица примерзала к заводной рукоятке, но я упорно старался прокрутить коленчатый вал, чтобы немного 16 облегчить работу стартера и чуть-чуть закачать масло в магистраль системы смазки. Рукоятка гнулась, время шло. К восьми ноль-ноль я вставлял ключ в замок зажигания, и стартер с надрывом пытался раскрутить коленчатый вал. Двигатель давал лишь отдельные вспышки. Потом, после «...надцатой» попытки, когда аккумулятор капитулировал, ему на смену приходили буксирный трос и «добрый» грузовик. Первые полкилометра задние колеса, хоть тресни, ползли юзом. Местами на сухом от мороза асфальте они чуть прокручивались, но, снова попав на заснеженный участок, ползли и ползли. Наконец и это было позади. Колеса вращались, валы в коробке передач тоже. Но как включить передачу — вот проблема! Вилки переключения не двигались на валиках, и рычаг в руке угрожающе гнулся. Через 3—4 километра катания на буксире — первые успехи: передача включена, и с одной из попыток,. выбросив уйму бензина через выхлопную трубу, ожил двигатель. О нормальном прогреве не могло быть и речи. Стрелки часов судорожно приближались к началу рабочего дня, и я «летел» на холодном моторе к заветной проходной, едва успевая притормаживать перед перекрестками «деревянной» педалью тормоза. Днем мне удавалось всякими правдами и неправдами пару раз выскочить к машине, запустить двигатель, прогреть его сколько возможно и немного подзарядить аккумулятор. После работы, прежде чем ехать домой, я делал два круга по Садовому кольцу с той же целью. На следующий день все повторялось сначала. Я был молод. Энергии хватало на все, и, главное, я чувствовал себя «стопроцентным» автомобилистом. Такое невозможно вспомнить без улыбки. Полтора десятка следующих зим снабдили меня кое-какими познаниями, небесполезными для автолюбителя, отважившегося «зимовать на колесах» и не имеющего теплого гаража. Любой современный автомобиль достаточно хорошо приспособлен к зимней эксплуатации. Но отдельные его составляющие требуют специального внимания. В первую очередь — это все, что течет. А таких компонентов шесть: охлаждающая жидкость в двигателе, масла в агрегатах, электролит в аккумуляторе, тормозная жидкость, топливо, жидкость для обмыва лобового стекла. Они и создают главные причины зимних шоферских злоключений. Об их характере ио том, что с ними происходит, когда мы надеваем шубы, я и хочу напомнить на пороге настоящих холодов. С началом широкой продажи незамерзающей жидкости (антифриза) почти не осталось энтузиастов зимней эксплуатации автомобиля с водой в системе охлаждения. Необходимость еже,дневной процедуры заправки двигателя водой, постоянного беспокойства об автомобиле в часы его стоянки, чистки сливных краников и потери времени обходятся значительно дороже пары пятилитровых емкостей с ТОСОЛом. Именно поэтому основная масса новых автомобилей, которые поступают в торговую сеть, уже заправлена антифризом. При всех достоинствах возможности незамерзающих жидкостей не безграничны, а одно из свойств просто опасно. Антифриз, основу которого, к ак правило, составляет технический етиленгликоль, растворенный в воде, — ЯД. Об этом нужно помнить прежде всего. Не лучшим образом воздействует он и на окрашенные поверхности кузова. Но, главное, конечно, не в этом. При очень низких температурах антифриз кристаллизуется, не увеличивая своего объема и соответственно не вызывая разрушения того сосуда, в котором он находится. Обычно основа антифриза состоит из 54% этиленгликоля и 46% воды. Добавление антикоррозионных и антивспенивающих присадок, что важно для автомобильного двигателя, позволяет ТОСОЛу два года работать в закрытой системе охлаждения без замены. Бывают случаи, когда из-за в конечном итоге, аккумулятор начинает капризничать в самый неподходящий момент. Иногда по осени рук не хватает на все дела, и автомобиль зимует с разряженным аккумулятором. И, наверное, не всегда мы помним, что даже при самой благоприятной для наших северных условий плотности 1,25... 3 1,29 г / с м на литр замерзающей воды в электролите приходится всего лишь 3 310... 385 см незамерзающей серной кислоты. В инструкции по эксплуатации любого автомобиля можно найти величину требуемой плотности электролита, правила доливки воды в аккумулятор и приготовления электролита в домашних условиях из купленной в хозяйственном магазине серной кислоты. Не лишне напомнить о сугубой осторожности при работе с кислотой ио том, что, разводя ее, нужно понемногу лить кислоту в воду и никоим образом не наоборот. Можно эти сведения дополнить только короткой таблицей 2, которая поможет вам сохранить аккумулятор.Таблица 2Плотность электролита, г/смз Температура замерзания . °Снеплотностей в соединениях деталей системы охлаждения жидкость вытекает или выпаривается водная часть ее состава. В зависимости от причины потери объема в систему доливают дистиллированную воду ' (при выпаривании) или антифриз той же марки. Не всегда возможно быстро определить причину падения уровня жидкости в системе охлаждения. Поэтому, перед тем как доливать воду, не лишне проверить ареометром плотность работающего в двигателе антифриза. Она, кстати, служит хорошим показателем и концентрации этиленгликоля и температуры замерзания данного состава. Наиболее характерные соотношения этих параметров даны в таблице 1. Таблица 1Концентрация этилен^ гликоля, % 26,4 36,4 45,6 52,6 Температура замерз ания , "С — 10 — 20 —30 — 401,05 1,10 1Д5 1,20 1,25—3 —7 — 14 —25 —50ряется на морозе. Но современные автомобили оборудованы всякими приспособлениями для подогрева воздуха, идущего в карбюратор, и точной дозировки бензовоздушной смеси, что практически нейтрализует влияние низкой температуры. Здесь собака зарыта в... воде! Той самой воде, которая вместе с бензином попадает во время заправки в бензобак, которая то каплями дождя, то снежинками залетает в горловину бака и остается там .же на дне. Зимой она просто замерзает в баке и, болтаясь в нем кусочками льда, не причиняет особых неприятностей. Но в период неустойчивой погоды эта вода может попасть в бензопровод или в топливный фильтр и образовать в нем хорошо замаскированную пробку. В это же время, которое в народе называют «ни зима ни лето», много неприятностей доставляет езда с грязным лобовым стеклом. Заливать в бачок для обмыва стекла воду не имеет смысла — к утру она замерзает, и вся система обмыва не работает. Когда вы добрались до работы, бачок оттаял, вода потекла, но вы уже полчаса размазывали щетками по стеклу дорожную грязь и соль. Конечно, один из вариантов — заливать в бачок для обмыва водку. Правда, несколько накладно. Известное облегчение автомобилистам может доставить специальная незамерзающ ая жидкость НИИСС-4 для очистки стекол, которая выпускается предприятиями «Союзбытхим». И наконец, о маслах. Заставить любой агрегат автомобиля удовлетворительно работать на загустевшем от мороза масле невозможно. Не говоря уже о том, что резко возрастает сопротивление движению автомобиля из-за падения КПД каждого агрегата и кривая расхода топлива стремится в заоблачные высоты, происходит усиленный износ трущихся деталей. Застывшее масло не образует прочной смазывающей пленки. Она рвется, давая возможность деталям работать в тесном контакте — металл по металлу. Масляный насос двигателя не способен прокачать застывшее масло по всей системе, подать его ко всем деталям. Те поверхности, которые смазываются разбрызгиванием, получают только отдельные густые капли масла вместо хорошей масляной «аэрозоли». Поэтому для всех агрегатов автомобиля, и особенно для двигателя, необычайно вредна работа с большими нагрузками сразу же после пуска. К ак показали проведенные специалистами исследования, одна зима с постоянными холодными запусками двигателя на густом масле и прогревами его с закрытой воздушной заслонкой (то есть с излишками бензина, вымывающего и без того скромное количество смазки в цилиндрах) по износу цилиндров и поршней равна годовой эксплуатации автомобиля в благоприятных условиях. Сегодня нашей промышленностью выпускается достаточное количество всесезонных, зимних и летних масел для всех агрегатов автомобиля. Инструкции по эксплуатации автомобилей содержат конкретные проверенные рекомендации по их применению. Значит, только от нас самих зависит и общая сумма затрат на зимнюю эксплуатацию (или весенний ремонт!) наших автомобилей, и удовольствие от зимних поездок.Фото С. ВетроваПлотность1,0340 1,0506 1,0627 1,0713Выводы из этой таблицы сделать несложно. Ко второму, по важности для беззаботной жизни, текучему телу, поддающемуся нашему контролю и воздействию, я отнес бы электролит в аккумуляторной батарее. На мысль о важности электролита наводит не только вид буксирного троса, но и воспоминания об одном «размороженном» аккумуляторе стоимостью 60 руб. Случается так, что за лето мы раздругой доливаем аккумулятор дистиллированной водой по мере ее выпаривания из банок. Часть электролита выплеснем через вентиляционные отверстия в пробках лихим переездом через канаву. Не всегда под рукой окажется электролит, чтобы долить взамен случайно пролитого. Да мало ли бывает разных мелких причин, из-за которых,Значение хорошо работающей тормозной жидкости переоценить трудно. Особенно если она сохраняет свои свойства круглый год. Тем, кто ездит на «жигулях» и «москвичах», заправленных «Невой», об этом не приходится думать. Но для владельцев «запорожцев», «волг» и старых «москвичей», тормозные системы которых заправлены разными спирто-касторовыми тормозными жидкостями, эта проблема не из числа последних. У меня до сих пор свежи в памяти яркие впечатления от торчащей «колом» тормозной педали и заднего борта грузовика, буксировавшего мой «408-й». Беда этих жидкостей в том, что при низких температурах касторовое масло, входящее в их состав, вымерзает и теряет подвижность. Процесс кристаллизации начинается уже при минус 15 — 17°С, а при минус 50°С вязкость жидкости возрастает в 2000 раз! Это уже почти твердое тело, которое, невозможно протолкнуть по трубкам и цилиндрам тормозов. Для владельцев «москвичей» и «волг» Г АЗ — 2 1 выход из этого затруднительного положения — только в замене жидкости на «Неву». Тем, кто ездит зимой на «запорожцах» и «волгах» модели ГАЗ—24, можно посоветовать лишь осторожность. Резиновые детали тормозных систем этих автомобилей не приспособлены для работы в паре с гликолевыми жидкостями, к которым относится «Нева». Из оставшихся трех автомобильных жидкостей одна требует не столько внимания, сколько простой аккуратности, и то раз в год — осенью, — чистки емкости для ее хранения на автомобиле. Это бензин. .Сам по себе бензин мало меняет свои качества в зависимости от температуры. Он, конечно, хуже испа17