В организациях ДОСААФС точным адресомЕдинством обучения и воспитания достигается высокое качество подготовки водителей Как и все учебные организации оборонного Общества, пензенская автомобильная школа начала очередной учебный год в те знаменательные дни, когда вся страна готовилась к 60-летию Великого Октября, когда обогащенный на основе всенародного обсуждения коллективным опытом миллионов людей Основной Закон нашей жизни был принят внеочередной седьмой сессией Верховного Совета СССР. И конечно, коллектив автошколы жил этими событиями исторического значения и преломлял их в своих практических делах, сверял каждый свой шаг со статьями и положениями новой Конституции, материалами сессии, докладами и выступлениями Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева. Именно в те октябрьские дни преподаватели, мастера, курсанты, приняв повышенные социалистические обязательства, изыскивали дополнительные резервы улучшения качества обучения и воспитания будущих воинов-водителей, подготовки их к выполнению конституционного долга — службе в Советских Вооруженных Силах. Хочу поделиться впечатлениями о том, как выполняются обязательства коллектива и что лежит в основе его успехов. ...Василий Афанасьевич Ермишкин был первым из преподавателей, к которому я пришел на занятия, пришел, не будучи уверенным, что получу удовлетворение, не очень верил, что тема захватит курсантов. «Назначение и общее устройство автомобиля» не назовешь занимательной темой. Думал: как-то к ней отнесутся ребята? У одних на лицах заметил настороженность, ожидание, у других — иронические ухмылки: «слыхали, мол, про общее устройство...» Преподаватель, зорким взглядом уловив настроение тех и других, негромко, но внятно начал рассказ. Слово за словом, пример за примером — один ярче другого — постепенно стали как бы цементировать аудиторию. Рассказывая о схеме устройства современного автомобиля, Василий Афанасьевич то и дело обращался к действующим агрегатам и механизмам, потом, вроде бы незаметно, переходил к истории советского автомобилестроения, говорил о бурном развитии автомобилизации за последние годы, о боевых и трудовых подвигах водителей, называл имена, факты, цифры. И вот я вижу: ребята стараются уловить каждое слово преподавателя, усердно пишут в тетрадях. Особенно проникновенно говорил Василий Афанасьевич о требованиях, которые предъявляются к военному водителю сегодня, зачитал теместа из новой Конституции СССР, где сказано о долге Вооруженных Сил по защите социалистического Отечества, о том, что воинская служба — почетная обязанность советских граждан... В перерыве ребята окружают преподавателя, атакуют вопросами. Значит, задело за живое, увлекло, значит, нет скучных тем и все зависит от того, как преподнести материал. Из урока В. Ермишкина я сделал и такой еще вывод: взаимопонимание между воспитателем и его питомцами устанавливается с первых же часов их встречи, и если это произошло, то контакты крепнут от занятия к занятию. Для Василия Афанасьевича они не кончаются урочными часами. Офицер запаса, фронтовик, он знает цену отеческой заботе о молодых, о той смене, которой будут доверены оружие и сложная армейская техника, доверено самое дорогое — оберегать мирный труд нашего народа. Потому и не жалеет времени, чтобы повозиться, как он сам выражается, с ребятами. «Группа-то неоднородна, три десятка их, и все разные, — говорит Ермишкин. — Один по учебе отстает, помочь надо, у другого дисциплина хромает, с такого строже взыскиваю, у третьего домашние осложнения — к родителям иду или сюда приглашаю... Так вот и выравнивается группа. Обязательства ведь высокие взяты. Один-два потянут назад — и пиши в отстающие, а такого допускать нельзя... Точный прицел на каждого надо иметь, точный адрес, тогда дело пойдет...» Василий Афанасьевич Ермишкин — один из лучших преподавателей в школе, но не единственный, кто так мыслит и поступает. Для подавляющего большинства преподавателей, мастеров и, конечно, для руководителей коллектива тезис «Обучая, воспитывать» стал непреложным. Начальник автошколы А. Весельев, его заместитель по учебно-производственной части П. Кабанов, опираясь на методический совет, обеспечивают комплексное планирование учебно-воспитательной работы, тщательно контролируют выполнение планов, графиков, программ. Так же, как В. Ермишкин, умело, с настроением проводят занятия А. Кузнецова, М. Гуляев, Ф . Щербаков, А. Волчков. Они вовлекают курсантов в рационализаторскую работу, изготовление наглядных пособий, придают большое значение трудовому воспитанию будущих воинов-водителей. Мне показывали в классе технического обслуживания действующий стенд, который своими руками сделали курсанты В. Аксенов, Н. Галкин, С. Евстафьев и их товарищи. И не случайно будущие солдаты-автомобилисты успешно усваивают устройство автомобиля, Правила дорожного движения, приобретают прочные навыки в управлении автомобилем, техническом обслуживании, устранении неисправностей. Тесно увязываются с задачами технического, практического обучения курсантов политические занятия и политинформации. Руководит ими, заботится о их высоком идеологическом, организационном уровне заместитель начальника школы по учебно-воспитательной работе офицер запаса И. Садомов. У него постоянные связи с преподавателями, мастерами вождения и производственного обучения, он всегда в курсе дела,как выполняются социалистические обязательства в той или иной группе, знает передовиков учебы, отстающих. И когда лично проводит политзанятия, то каждую тему тесно увязывает с ходом учебного процесса. Адрес здесь тоже точен — это курсант, будущий воин, каким он должен быть. Политико-воспитательная работа автошколы всегда в поле зрения работников обкома Общества. Председатель обкома Е. Шкуров, его заместитель В. Шумилин и другие товарищи взяли за правило не реже раза в неделю посещать школьный коллектив, беседовать с преподавателями, курсантами, проводить политзанятия, политинформации, помогать в методической работе, организации социалистического соревнования. Конечно, все формы идейного, морального воздействия на юношей не перечислишь. Но разговор о некоторых из них все же следует продолжить. Это походы по местам революционной и трудовой славы области, встречи с ветеранами войны и труда, посещение краеведческого музея, выставок, просмотр военно-патриотических фильмов. Содержательно проходят в школе общие и групповые собрания, где подводятся итоги соцсоревнования, определяются победители, им вручаются награды, премии. Большое внимание в школе уделяется работе с активом. Возьмем учебную группу, где старостой А. Павлов. Она вышла победителем в соревновании. Здесь высокая дисциплина, посещаемость и успеваемость. Застрельщики соревнования — комсомольцы, их руководитель групкомсорг В. Белякин регулярно собирает комсомольцев, обсуждает с ними итоги учебы, которые затем отражаются в боевом листке ив общешкольной стенной газете. Не раз доводилось мне бывать в ленинской комнате. Она содержательно оборудована, наглядная агитация отражает актуальные вопросы жизни страны, армии и флота и, конечно, школы. Деятельно работает избранный из девяти человек совет, возглавляемый преподавателем М. Захаровым. Члены совета активно выполняют свои поручения и обязанности. Я, например, был очевидцем, когда преподаватели М. Гуляев и Ф. Щербаков давали консультации курсантам по новой Конституции, видел, как заместитель начальника школы по учебно-производственной части П. Кабанов советовался с коллегами насчет проведения встреч с ветеранами войны и труда, посещения краеведческого музея и памятных мест города. Присутствовал на совещании групкомсоргов, которое проводил заместитель начальника школы по учебно-воспитательной работе. Словом, ленинская комната никогда не пустует. Часто приходят сюда агитаторы, редакторы боевых листков. Здесь можно почитать книгу, написать письмо, сыграть в шахматы. Пензенская автошкола ДОСААФ много лет подряд стабильно занимает ведущее место в области. В основе ее успехов — прочная материально-техническая база, высокий нравственный настрой воспитателей, их горячее желание передать питомцам жар своих сердец, знания, свои принципиальные жизненные правила. Н. СТАНОВОВ, старший инспектор г. Пенза ЦК ДОСААФ СССРS