Картинг на высшем уровнеУ наших картингистов еще сравнительно небольшой опыт выступлений в крупных международных соревнованиях. Накоплен он был только регулярным участием в розыгрышах Кубка дружбы спортсменов социалистических стран.,И вот в минувшем сезоне — дебют в чемпионате Европы на машинах класса «С». В польском городе Быдгоще, где проходили соревнования, собрались картингисты из 15 стран. Согласно регламенту, Италия, Швеция, ФРГ, Голландия, ЧССР, Дания и Польша выставили по восемь гонщиков. Кроме них участвовало также шестеро из Норвегии, по четверо от Франции и СФРЮ, по трое от Швейцарии, Бельгии и СССР, двое от Австрии н один спортсмен представлял Венгерскую Народную Республику. Всего, таким образом, почетное звание оспаривали 82 гонщика. От нашей страны были заявлены Михаил Рябчиков, Петр Бушланов и Роберт Акопов. К классу «С» относятся карты с двухтактным двигателем рабочим объемом до 125 см 3 без наддува ис коробкой передач, имеющей не менееЙтрех ступеней. Кроме того, контролировался общий вес карта и спортсмена в полном снаряжении — он должен быть не менее 150 кг. В остальном конструкция карта и двигателя каким-либо специфическим для этого класса ограничениям не подвергалась. Чемпионат Европы проводился на стаионарном картодроме в самом городе. лина трассы — 906 метров, ширина — от 8 до 12 метров. Наши спортсмены уже выступали здесь на Кубке дружбы в 1976 году. Трасса имеет очень хорошее асфальтовое покрытие, небольшой поперечный уклон на поворотах, хороший сток воды. В воскресенье, например, соревнования начинались под дождем, но луж не было. Все препятствия достаточно отдалены от дорожки, ео многих местах установлен забор из мягкой крупноячеистой сетки. Имеется небольшая трибуна для зрителей, расположенная на склоне холма и обеспечивающая прекрасную обзорность.В отличие от наших правил, тренировка спортсменов не регламентировалась и не учитывалась. Каждый определял себе время и объем тренировок. Интересно, что в течение всего времени, когда трасса была открыта, проводился предварительный контроль шума. Каждый спортсмен мог навести справку ив случае необходимости принять меры. Согласно требованиям ФИА, уровень шума, замеренный на расстоянии 22 метров от трассы в месте, где двигатели развивают наибольшие обороты, должен быть в пределах 90 децибел. Допустимое превышение — 3 децибела, иначе участник штрафуется дополнительными очками, а при 96 децибелах исключается из соревнований. Система зачета в чемпионате довольно сложная. Соревнования состоят по сути дела из двух самостоятельных этапов. Каждый день начинается с контрольных заездов на три круга, причем первый — разгонный, а остальные хронометрируются. В зачет участнику идет лучший результат. Порядок участия в контрольных заездах определялся для каждого дня жеребьевкой. Хронометраж проводился электронными печатающими устройствами, что было вполне оправдано, т аккак часто контрольные результаты различались лишь сотыми долями секунды, а в одной секунде «умещались» чуть ли не десятки участников. По результатам контрольных заездов всех их делили на три группы. В финальную вошли 32 гонщика, показавшие лучшее время. Они в этот день боролись за места с 1-го по 32-е. Следующие 25 спортсменов попадали в первую классификационную группу и разыгрывали места с 33-го по 57-е. Те, кто показал в контрольных заездах 58-й результат и далее, оспаривают в этот же день последующие места. В каждой группе проводится по три заезда из 16 кругов. Результатом дня служит наименьшая сумма очков, набранных в двух лучших заездах. За первое место в заезде очки не начисляются, за второе — 2 очка итак далее. За первое место, занятое за день, начисляется 100 очков, за второе — 98, за третье — 97 и т. д. Во второй день вся программа повторяется, начиная с контрольных заездов и комплектования групп. Очки, заработанные за два дня, суммируются для определения итогового результата чемпионата в целом. Итак, напряженный субботний день начался техническим осмотром. Судьи проверяли общий вес и все относящееся к безопасности — состояние рулевого управления, приводов, тормозов. Маркировали специальной краской двигатели и выхлопные системы, пломбировали головку и цилиндр двигателя. Можно было представить два нарта или запасной двигатель. Замена разрешалась только между заездами, что соответствует и нашей прантике. После техосмотра и короткой тренировки для последней регулировки двигателя состоялись контрольные заезды. Лучшее время показал итальянский спортсмен Джиан Франко Барони — чемпион Европы 1976 года. 906-метровый круг он про-шел с зачетным временем 40,48 с. Плотность результатов была очень высока. Пять спортсменов преодолели дистанцию быстрее чем за 41 с, 27 (!) уложились в интервал от 41 до 42 с. Все они и составили финальную группу первого дня. Наши участники выступили в контрольных заездах неудачно. Недостаточно освоенная техника и естественное волнение помешали им попасть хотя бы в первую классификационную группу. До начала основных заездов оставалось около полутора часов, и все наши усилия были приложены к тому, чтобы ликвидировать выявившиеся неполадки. Первый день. Стартует финальная группа. Основная борьба развернулась между прошлогодним чемпионом Барони, его соотечественниками Витторио и Оддино. В таком порядке они и пришли к концу. Барони выиграл два заезда из трех. Среди спортсменов социалистических стран в финальной группе первого дня выступали только Павел Кыселы (ЧССР) и польский гонщик Анджей Ратайчик — оба хорошо известные нам по совместному участию в Кубке дружбы. Среди наших гонщиков неплохо выступил Рябчиков. Он выиграл один заезд и был третьим во втором, что позволило ему занять третье место в своей второй классификационной группе и 60-е по общим итогам первого дня. Акопов занял 71-е место, Бушланов — 73-е. Воскресенье началось такжес контрольных заездов, по которым формировались группы для второго дня. Разница была лишь в том, что проходили они под дождем. Существенных изменений в состав групп это не внесло, но наши спортсмены, устранив неполадки, сумели, все трое, заслужить право выступать в первой классификационной группе, причем Бушланов по контрольному времени был здесь первым. В этот день Рябчиков занял в заездах 9-е и 12-е места, по итогам дня общее 44-е место, а в чемпионате в целом 53-е. Результат Акопова соответственно 48-е и 64-е места. Бушланову таки не удалось наладить карт, его результат — общее 71-е место. Звание чемпиона Европы второй раз подряд завоевал итальянский мастер картинга Джиан Франко Барони. С предельной суммой 200 очков он на 4 очка опередил ближайшего соперника, своего соотечественника Брессана Витторио. На третьем месте голландский спортсмен Мартин Гаделле. В числе лучших тридцати — три чехословацких участника — Павел Кыселы (14-е место), Милан Шимак — (24-е) и Юрий Крейчиржик (29-е). Один из хозяев чемпионата Анджей Ратайчик занял 27-е место. Д аже делая скидку на то, что это был дебют, мы все-таки ожидали от наших гонщиков более высоких результатов. Почему не сбылись ожидания? Причины две. Первая — недостаток опыта, неумение вести борьбу на равных с искушенными соперниками на очень высоких скоростях. При взгляде на ведущих картингистов, особенно в финальных группах, бросается в глаза строгая дисциплина ведения гонки, умение ездить с большой скоростью на минимальных дистанциях от других гонщиков, почти полное отсутствие ездовых ошибок и столкновении. Наблюдение за ведущими мастерами многому научило наших спортсменов. Теперь этот опыт нужно освоить на практике. Вторая причина — спортивная техника, которой мы располагали, не удовлетворяет сейчас требованиям соревнований такого масштаба. Наша команда была оснащена отечественными картами КС — 7 6 , выпущенными ленинградским производственным объединением ДОСААФ «Патриот». Карты показали себя очень хорошо. Однако двигатели фирмы «Майно», которыми они были оснащены, уступают большей части моторов кан по мощности, так и по надежности. Этими двигателями трек-четырехлетней давности другие спортсмены уже не пользуются. Можно сказать, что около двух десятков спортсменов' имели специальные одно- и двухцилиндровые двигатели водяного охлаждения, в основном на базе моторов «Ротенс», по мощности намного превосходившие одноцилиндровые воздушного охлаждения. Причем некоторые из них оснащены двумя золотниками, что, конечно, еще улучшает их параметры. Многие из двигателей японского производства взяты от кольцевых гоночных мотоциклов и имеют, по некоторым данным, мощность порядка 30 — 32 л. с. Все без исключения спортсмены используют бесконтактные системы зажи ­ гания типа «Мотоплат» и другие. Изве-Схема трассы в Быдгоще, где проходил чемпионат Европы по картингу: S — старт; М — финиш; 1 — трасса; 2 — место для судейской коллегии; 3 — трибуна для зрителей; 4 и5 — предстартовый парк Для автомобилей; 6 — дирекция соревнования; 7 — боксы; 8 — душ, туалеты; 9 — почта, телефоны.34