СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАВЫПУСК ВАЗ-2101 НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ«Меня и многих моих товарищей интересует, правда ли, что будет прекращен в ближайшее время выпуск автомобиля ВАЗ—2101, — пишет нам от имени коллектива автолюбителей депутат горсовета г. Дунаевцы Хмельницкой области А. А. Лысенко.—Хотелось бы получить через журнал достоверную информацию, сохранится ли в 1978 году производство ВАЗ-2101?» Письмо А. А. Лысенко пришло в редакцию вместе с очередным номером многотиражки «Волжский автостроитель». Эта газета выходит через день, и в каждом ее номере — сводки о количестве машин, выпущенных ВАЗом за минувшие два дня. В том номере сообщалось, что с конвейера завода сошло 2459 автомобилей. Среди них, в соответствии с принятым графиком, — 753 машины ВАЗ—2101, 600 машин ВАЗ—21011, 447 машин ВАЗ—2106, 437 машин ВАЗ—2103, 194 машины ВАЗ—2102 и 28 машин ВАЗ—2121. Как видно из этих цифр, модель ВАЗ—2101 по-прежнему занимает ведущее место в общем выпуске, и, как нам сообщили в дирекции завода, ее производство на нынешний год будет сохранено.детонации. Чем выше октановое число, тем выше сопротивляемость — детонационная стойкость. Детонационная стойкость автомобильных бензинов определяется в лабораториях с использованием специальной аппаратуры по двум методам: по моторному и исследовательскому. В первом случае бензины маркируются только буквой «А» (например, А-66, А-72. А-76), во втором — буквами АИ (например, АИ-93, АИ-98). Для увеличения детонационной стойкости в бензины добавляют антидетонатор — тетраэтилсвинец (ТЭС). Исключения составляют лишь Б-70, А-72 и часть из выпускаемого АИ-93. В автомобильных бензинах содержание ТЭС в три-четыре раза меньше, чем в авиационных. При сгорании топлива с большим содержанием ТЭС часть его постепенно отлагается вместе с продуктами неполного сгорания бензина и масла на электродах свечей зажигания, клапанах, стенках камер сгорания, поршнях, образуя нагар. В свою очередь, нагар ухудшает охлаждение деталей двигателя, раскаляется и вызывает калильное или многоточечное зажигание. Все это приводит к перегреву отдельных деталей двигателя и выходу их из строя. Поэтому применять авиационные бензины на автомобилях не следует.бои в работе двигателя. К такому же результату приводит износ втулки подвижного контакта (молоточка) прерывателя или оси, на которой он сидит. Чтобы обнаружить образовавшийся вследствие этого люфт, покачайте контакт на оси, а затем снимите его и осмотрите поверхности. Изношенные детали замените, а если нет новых, временно можно восстановить более или менее нормальную работу контактов, повернув втулку и ось так, чтобы в рабочем положении они соприкасались неизношенными поверхностями. Износ кулачка или упора молоточка приводит к уменьшению зазора между контактами, для восстановления которого предусмотрена регулировка в некоторых пределах. Если же возможности регулировки исчерпаны, следует заменить контакт или кулачок. Труднее всего определить неисправность свечи. Дело в том, что наличие искры на снятой с двигателя свече не гарантирует того же результата, когда свеча находится в цилиндре, где давление достигает нескольких десятков атмосфер. Поэтому, чтобы исключить сомнение, лучше заменить ее новой или исправно работающей в другом двигателе.СЕМЬДЕСЯТ ОДИН ГОД НАЗАД«Читал в вашем журнале о выставке «Автопром-77» на ВДНХ, — пишет ленинградец Б. Никифоров. — В1974 году мне удалось побывать там же на выставке, посвященной 50-летию советского автомобилестроения, а тремя годами раньше — еще на одной автомобильной выставке., О всех писал ваш журнал. А вот ногда состоялась первая в нашей стране автомобильная выставка н чем она была примечательна?» Семьдесят один год назад, в 1907 году в Санкт-Петербурге состоялась I Международная автомобильная выставка. Для ее экспозиции был отведен Михайловский манеж (в настоящее время он переоборудован в зимний стадион). Поскольку тогда автомобилестроение страны находилось в зачаточном состоянии, то выставка стала витриной зарубежных фирм. Отечественная же промышленность на ней была представлена лишь заводом «Лесснер», который экспонировал там почтовый автомобиль, легковой автомобиль с кузовом петербургской фирмы «Иван Брейтигам», два легковых шасси и грузовик. Конструктором всех этих машин был русский инженер Б. Г. Луцкой, «Лесснер» (ныне завод имени Карла Маркса, производящий текстильные машины) на этой выставке был удостоен специального приза «За установление автомобильного производства в России».ВИНОВАТЫ ЛЮФТЫМотолюбители В. Ковтун из Запорожья и Л. Скребницкий из Новосибирска просят рассказать о причинах, из-за которых им не удается наладить зажигание на «Восходе» и ИЖе. Нарушение работы системы зажигания, проявляющееся исчезновением вспышек в цилиндрах двигателя, обычно вызывается износом деталей, которые обеспечивают регулярность возникновения искры в свече. К ним относятся контакты прерывателя, кулачок, подшипник коленчатого вала со стороны генератора и свеча. Чтобы определить конкретного «виновника», установите предписанный инструкцией зазор между контактами и, вращая коленчатый вал при помощи кикстартера или ключа, надетого на головку болта, крепящего кулачок, посмотрите, одинаково ли изменяется зазор от максимального до минимального при каждом повороте вала. Если зазор меняется неравномерно, поиски начните с подшипника. Снимите статор генератора и, взявшись обеими руками за якорь, покачайте его вверх и вниз. Заметное перемещение якоря, а стало быть коленчатого вала, указывает на люфт коренного подшипника, из-за которого кулачок, сидящий на цапфе вала, может, беспорядочно размыкая контакты, вызывать пере-БАТАРЕЯ ЗАРЯЖАЛАСЬ НЕПРАВИЛЬНО«По ошибке я заряжал аккумулятор, перепутав полярность зарядного устройства, — пишет В. Баранов из Горно-Алтайской области. — Что теперь нужно сделать с батареей, чтобы она нормально работала? Сократится ли срок ее службы?» В НИИавтоприборов, куда мы адресовали вопрос, нам ответили, что неправильно заряженную автомобильную аккумуляторную батарею нужно разрядить номинальным током в соответствии с инструкцией по эксплуатации. После этого ее можно вновь заряжать, правильно подключив к зарядному устройству. Читатель не сообщил, к ак долго аккумулятор заряжался при неверном подключении, т ак что на вторую часть вопроса ответить трудно, однако в принципе срок службы батареи не должен резко снизиться.О КАРБЮРАТОРАХ К62В связи с публикацией материала о новом мотоциклетном карбюраторе К62 («За рулем», 1977, № 9) в редакцию поступают письма с просьбой сообщить их основные параметры и уточнить формулировку, касающуюся высоты карбюратора и износа дросселя. Ответ на эти вопросы мы получили с завода. Ныне завод выпускает три модели карбюраторов, основные данные которых приводятся здесь в таблице. Уровень топлива в них пока не регулируется, однако эту возможность конструкторы сейчас прорабатывают. Другие модели проходят приемно-сдаточные испытания, поэтому говорить об их характеристиках преждевременно. Плоский дроссель (как у К36), примененный в К62, в 2—2,5 раза меньше подвержен износу, чем цилиндрический, и позволяет получить меньшую высоту карбюратора при тех же параметрах. Модели Параметры К62И Диаметр смесительной камеры, мм Диаметр диффузора, мм Масса поплавка, г Пропускная способность главного топливного жиклера, см 3 /мин Пропускная способность топливного жиклера холостого хода, см 3 /мин Пропускная 3 способность жиклера корректора, см /мин Диаметры калиброванных отверстий, холостого хода, мм: воздушного эмульсионного Диаметр распылителя, мм Диаметр регулировочной иглы, мм Масса карбюратора, кг Модель мотоцикла 32 32 9.8 260 60 260 1 1,4 2.65 2,5 0,85 «Планета-3» К62М 32 32 9,8 270 60 270 1 1.4 2.65 2.5 0,85 «Планетаспорт» К62С 28 26 9,8 170 60АВИАЦИОННЫЙ БЕНЗИН НЕ ПОДХОДИТВ. Дельянов из Тбилиси просит рассказать, как маркируются бензины и можно ли авиационные применять вместо автомобильных. Эта же просьба содержится ив ряде других писем. В маркировку бензинов входят буквенные и цифровые обозначения. Буквой «А» маркируются автомобильные, а буквой «Б» — авиационные бензины. Цифры — это октановое число топлива. Оно указывает на сопротивляемость его к самопроизвольному взрыву от сжатия -—0,6 1.3 2,6 2,5 0.85ммве3,11539