Преподавателям автошкол и клубовРЯДОМ с новичкомЗаметки мастера практического вождения. IПодготовка водителей, повышение их квалификации — одна из постоянных тем нашего журнала. Вспомните рубрики «Беседы на обочине», «Школа молодого шофера», «Будущему воину», серию статей «Двое в кабине». И вот теперь новый цикл — «Рядом с новичком». Он подсказан редакционной почтой, просьбами рассказать о труде инструкторов, мастеров вождения, обучающих будущих водителей в школах, на курсах ДОСААФ, в других учебных организациях; о методике, искусстве обучения, то есть о том, что в немалой степени влияет на начальный опыт человека за рулем, его умение управлять автомобилем, ориентироваться в трудных ситуациях, соблюдать правила движения. „ Интерес к этой теме вполне закономерен: каждый год водительские удостоверения получают сотни тысяч людей. Они вливаются в транспортные потоки, и от того, что они знают и умеют, во многом зависит климат наших дорог. В новой серии статей своим опытом делится Николай Тимофеевич ТУШЕВ — один из лучших мастеров практического вождения подольской (Московская область) автошколы ДОСААФ, водитель 1-го класса. За двадцать с лишним лет работы в школе он накопил немало ценных наблюдений, выработал собственные приемы, взгляды на процессы обучения и воспитания. Все это нашло отражение в заметках, которые предлагаем вниманию читателей. Надеемся, что в них найдут полезное для себя и те, кто обучается вождению. тельный ответ, удивляется еще больше: «Неужели не надоело?» Последний раз встретились недели две назад. Приятель за то время, что я его не видел, погрузнел, полысел, еще больше задубело у него лицо. Но первый вопрос был тот же : «Все на своем месте? Не раздражают тебя эти «пацаны» и автовладельцы? Дрожат за автомобиль, трясутся за рулем... Приходи к нам. Заработок у меня вдвое больше твоего. Нервотрепки меньше. С первым классом нам мужики во как нужны!» И почему-то впервые подумалось: «А может, он прав? Может, зря я третий десяток лет сажусь в машину не слева, а справа, уступая место за рулем очередному ученику?» Но стоило вспомнить об этих ребятах, представить себе их озорные или взволнованные, такие разные лица — и сомнения ушли. Осталось убеждение: все правильно, другой работы не хочу... ятся что-нибудь сломать, боятся, что не успеют повернуть руль, затормозить. А молодежь не так усидчива. Что-то схватывает на лету, а что-то пропускает мимо ушей. И преподавателю, мастеру нужно это учитывать, проверять, поверхностные или глубокие знания у ученика. Что же касается вождения, то, по моим наблюдениям, допризывники скорее добиваются успеха. Особенно в освоении таких элементов, где нужна быстрота движений, их координация. И мастеру это тоже нужно иметь в виду при проведении занятий, соответствующим образом готовиться к каждому из них. Мне иногда задают вопрос: «Николай Тимофеевич, всегда ли было трудно учить? Наверное, раньше дела обстояли проще, не те ведь предъявлялись требования к ученикам, не то требовали и от вас, инструкторов!» Да, действительно. Когда я начинал здесь работать, положение, конечно, было другим. Не та материальная база. И главное — не те были ученики. Я имею в виду молодых. Когда меня спраг шивают, хуже или лучше, я, честно признаюсь, не могу ответить на этот вопрос. Те, прежние, были, конечно, слабее подготовлены — шли к нам после шестого, седьмого класса в лучшем случае. Учеба давалась им трудно. Но они, помнившие суровые послевоенные годы, учились охотно, тянулись к делу — и это многое компенсировало. Нынешние ребята гораздо грамотнее, почти все приходят с десятью классами. Однако многим из них так легко все в жизни дается, они так привыкли получать готовенькое, что ик учебе порой относятся как-то легкомысленно. Таким приходится строго внушать, на примерах показывать, что без серьезной подготовки не получится настоящего водителя. Но уж если они осознают свою роль, то схватывают все легко, с ходу, только подавай. И потому наша первоочередная задача состоит как раз в том, чтобы заинтересовать парня, пробудить в нем желание к освоению техники. И эту работу нужно вести с самой первой встречи. Обучение-то короткое. Откладывать нельзя ни на один день. Тем более что первая встреча обычно самая волнующая. И если кто-то из ребят (а то — и из взрослых!) в это время излишне весел, шумлив, то это тоже от волнения. Вот этот момент яи стараюсь использо-На мысль о том, что нужно свои наблюдения оформить в виде записей, меня навел разговор с одним давним приятелем. Он работает на дальних рейсах. А я тут, в автошколе. Изредка встречаемся. И он нет-нет да спросит удивленно: «Ты все там же?» Получив утверди18Я — инструктор, мастер практического вождения. Пришел в подольский автомотоклуб (так называлась тогда автошкола) в 1954 году курсантом. И остался. Сколько людей за эти годы обучил — не знаю. Такого учета не вел. Хотя, может быть, и зря. Но время от времени приходят письма с воинскими штемпелями — это пишут те, кто недавно отучился и теперь служит. Получаю открытки — к празднику. Иной раз долго не могу вспомнить лицо того, кто прислал, — по фамилии вспомнишь не вдруг. Часто в городе бывает: посигналит встречный «Москвич», мигнет фарами самосвал — ученики мои здороваются. И это, конечно, приятно — видеть, что они, некогда такие неумелые, робкие, теперь уверенно управляют и личным автомобилем, и грузовиком. Последние годы мне больше, правда, приходится учить молодых ребят. Но иногда занимаюсь ис теми, кого еще недавно мы называли «любителями», а теперь приходится именовать «водителями категории «В». И вот что замечаю. Владельцы личных автомобилей, как правило, старше. И уже поэтому серьезнее. В теоретической подготовке они преуспевают, дотошно вникают во все тонкости. А вот вождение осваивают медленнее, труднее: слишком осторожны, бо