Год минувший ушел в прошлое. Прощаясь с ним, каждый из нас хотел бы проститься и со всем, что было досадного, грустного, неприятного. И взять в год наступающий воспоминания о сердечных встречах, добрых улыбках, чутких, отзывчивых товарищах. В канун Нового года мы выбрали нескольких представителей из многомиллионной аудитории своих читателей и задали им пять вопросов. 1. Какое автомобильное событие минувшего года, коснувшееся вас лично, вы считаете наиболее значительным! 2. Что, на ваш взгляд, мешает дальнейшему улучшению морального климата дороги! 3. Какая встреча с представителями ГАИ оставила настолько приятное впечатление, что ее хотелось бы повторить в Новом году! 4. Если бы вы писали в новогоднюю ночь письмо об автосервисе, о чем бы шла в нем речь! 5. Какие из проблем автомобилизма, по вашему мнению, следует считать наиболее актуальными! Вот какие ответы получила редакция.гОлег ПОПОВ, народный артист СССРГеоргий ГРЕЧКО, Герой Советского Союза, летчиккосмонавт, председатель спортивной секции московского городского совета общества автомото любителейНАШАГеоргий ЗАХАРОВ, Герой Советского Союза, генерал-майор в отставке, председатель гаражного кооператива1. Соревнование в Брянске, когда командамосковскогогородского совета заняла второе место. Этим результатом мы очень довольны . В первую очередь потому , что выступалидружно . И мне как председателю спортивной секции особенно приятно было видеть становление коллектива , в которомкаждый думал окоманде больше, чем о себе. Для меня личносамымуспешным было вы ­ с тупление на « ф игурке » весной 1977 го ­ да, к огдая занял второе место. Но лю ­ б имый вид — ралли. Т утмывыступаемв паре ссыном . Он пока ездит штур ­ м аном , работает хорошо . Т ренирую его на водителя, и в последнем ралли один «Доп» за рулем прошелон . Надеюсь, будет водить лучше , чем я. 2. За рулем я проехал около 200 тысячкилометрови был очевидцем разныхси ­ т уаций на дорогах . У меня сложилось впечатление, что чем больше машина , чем сложнее условия управления ею, тем лучшеи внимательнее шоферы . Я бы поставил впример водителей рефри ­ ж ераторов . И не только по квалифика ­ ц ии , а и по тому, к акони ведут себя на дорогах : всегда готовы оказатьпомощь , не мешаютобгону , п равильнопользуют ­ ся светом и т. д. Я бы сказал , о ни проявл яют доброжелательность, что способствует атмосфере спокойствия на дороге.3. Т акая встреча была. Правда, не впрошлом году, а лет 15 назад вМинске . Мне надо было попастьвмастерскуюпроверитьаккумулятор . Д орогу туда я знал плохо, а на пути оназался объезд, у которого стоял инспектор ГАИ. Опасаясь окончательнозаплутать , попросил разрешения проехать прямо, объяснив, в чем дело. Он разрешил . К сожалению , м астерская не работала. Когда я возвращался обратно, и нспектор меня остановил. Честно говоря , меня это задело: туда пропустил , а обратно? К аковоже было мое удивление: и нспектор сел ко мне в автомобиль, п ривезв свой гараж , проверил плотностьэлектролита , добавил до уровня. 4. Мои пожелания не отличаютсяори ­ г инальностью . Побольше настоящего сервиса во всем значении этого слова. 5. Среди задач, к оторыеможнорешитьв течение года, я ставлю на первое место вопросысамоподготовки водителей. С читаю , что водители-непрофессионалы должнысовершенствовать свои навыки , преодолевать диспропорцию , в озникаю ­ щ уюмеждудинамикойразвития соврем енного автомобиля и слабыми водит ельскиминавыками . В связисэтим было бы очень полезно, чтобы водители приходили во ВДОАМ иактивно участвовали всоревнованиях .1. В прошедшем году я был очень заг руженобщественнойработойкак вицеп резидент общества «СССР — Ф ранция » и член Советского комитета ветеранов войны . Поэтому для меня год был не очень « а втомобильным » . Но знаменательное событиемогуназвать : м ызавершили строительство девятиэтажного кооперат ивногогаража . Состояние своей «Волги» по прошествиишестнадцати лет ярасцениваю все еще как очень хорошее .Наталья ТОДОРОВА, автоспортсменка, работник Управления контроля качества АЗЛК1. Главным событием для меня было участиев авторалли «Москвич-77». Это был мой раллийный дебют. А вообще в спорте я не новичок — с 12 лет занимаюсь картингом . Что сказать? Впечатление от участияв ралли захватывающее. Я была штурманому водителя-виртуоза Сергея Смирнова. И хотя , пройдя хорошо 2/3 трассы , из-за поломки мы выбыли из соревнований , п итаю большие надежды на этот вид спорта . 2. Дорога является средством общениятысяч людей, к оторые ведут между собой «разговор» на ее специфическомязыке . Он вежлив или груб , этот язык , в зависимости от того , соблюдают водители правила или не соблюдают. Хотела бы , чтобы все мы вели разговор на правильном, вежливом языке дороги. 3. Не знаю , х орошо это или плохо, но такой встречи у меня не было. 4. Письмо об автосервисе в новогодн юю ночь? Такое можеттолькоприснить ­ ся. А во сне каких чудес не увидишь ! . . 5. Считаю назревшим вопрос о создан ииженскогоэкипажа для участияв соревнованиях. Часто шепчемся об этом сподругой Наташей Гуракоеой . Но всегда возникает вопрос: где взять машину? Кто поможет ее подготовить? Надеюсь, что наступающий год решит эту проблему.Владислав ТРЕТЬЯК, заслуженный мастер спорта СССР 1. К оличественный рост автотранспор ­ та вообще инаходящегосяв личном пользованиивчастности . Это очень заметно и радует, к акпоказательростапроизводственныхмощностейикак показатель повышенияжизненногоуровня народа.4 1. Когда в магазине с первого захода приобрел нужную деталь для своего «Москвича». Поскольну это непросто, то именно эпизод в магазине считаю для себя самым знаменательным. 2. Хотел бы чаще встречать уважаю ­ щих друг друга водителей. Приходится, к сожалению, видеть: стоит кому-нибудь попасть в затруднительное положение, допустить ошибку , к ак тут же следует реа кция со стороны «соседей» по движению: грубость, а порой и брань. А ведь они, соседи, сами возможно попадут втакуюжеситуацию . Больше взаимного уважения — вот мое пожелание.3. Я не из святых, и случаи нарушений у меня были. По разным причинам : то задумаешься о работе, то по рассеянности, то не заметишь светофор, который почему-то висит чуть не на пятом этаже. И вот однажды (я был виноват) меня остановил сотрудник ГАИ. Ш траф . А я забыл дома деньги. Объясняю ситуацию, говорю, что сейчас привезу. Отпустил он меня. Я скорее вцирк , взял деньги и обратно. И знаете — не оштрафовал. Сказал, что достаточно того, что я понял и прочувствовал нарушение . Это было и приятно и поучительно!4. В первую очередь о том, что надо бы установить «равноправие» между « ж игулями » и «москвичами», к которым явно не хватает уважения . 5. Проблему содержания дорог, от которой во многом зависит безопасность движения. Безответственность людей, к оторые , о ткрывлюк , «забывают» поставить ограждение (а иьогда и люк-то не закрывают , уходя); небрежность коллегводителей, т еряющих из нузовов кирпи ­ чи и бревна, равнодушие тех, кто обязан по службе следить за состоянием покры ­ тия, — вот неполный перечень бед, от которых страдает дорога.НОВОГОДНЯЯ АНКЕТАИ объясняю это тем, что у меня есть гараж . Решение проблемы строительства гаражей для автолюбителей, на мой взгляд, является очень важным делом, 2. Количество автомобилей растет быстро. Хотел бы верить, что пропорционально станет расти чувство взаимопомощи иуважения среди водителей. 3. Однажды зимой в гололед я не смог вовремя остановить автомобиль и «въехал» в такси . Работники ГАИ не только объективно оценили случившееся, но и оказали мне полное содействие. Знакомство, зародившееся на столь неп риятной «основе», имело продолжение: я для работников ГАИ на Ленинскомпроспекте сделал доклад, а они мне дали практические советы по вождению. Тан ую встречу готов повторить, правда без печального повода, к оторыйк ней привел. 4. Недостаток в станциях обслуживания создает большие трудности и, безусловно, ведет кснижению качества работ. Д умаю , что проблему сервиса можно будет решить только увеличением количества станций . В этой области делается многое, и надеюсь, что будет сделано еще больше. 5. Ш ирокое развитие автомобильного транспорта ставит дорожную проблему на одно из первых мест. От состояния дорог в большой степени зависит сохранение техникии безопасность движения . 2. Полагаю, что водителям, будь то профессионалы или «любители» (увы, особенно «любителям»!) не хватает элементарной вежливости, когда они находятся за рулем. Даже затрудняюсь объяснить, в чем причина , почему, садясь за руль, вместо того чтобы предъявить к себе повышенную требовательность, некоторые люди распускаются . Впрочем, требование быть внимательными друг кдругуи взаимно вежливыми относится ик профессионалу-шоферу ик пешеходу, к аковым бывает каждый из нас. 3. За три десятилетия профессиональной работы шофером у меня, естественно, было много различных ситуацийи встреч сработниками ГАИ. Не выделяя какую-то одну, с кажу , что приятное чувство оставляет встреча стеми , к то , уваж ая себя и тебя, проявляет вежливость, кто справедлив и требователен. 4. Очень многое зависит от технического состояния автомобиля ив деле безопасности движения , и в деле выполнения трудового долга. Обслуживание автомобилей должно отвечать возрастающим требованиям, а не отставать от них. Тем более что правильно обслужить свой автомобиль под силу не каждому . 5. Многое не только надо, но и можно решить. Среди таких проблем явижу повышение квалификации водителей, особенно индивидуальных владельцев машин.Николай ТРОПНИКОВ, Герой Социалистического Труда, бригадир 2-го автокомбината «Мосстройтранса» 1. М инувший год настолько насыщен событиями, что трудно выделить самое знаменательное. Для меня, н апример , в числе таких событий была поездка в составе советской делегации на Кубу, откуда только что вернулся. Там я еще раз убедился, к акое огромное внимание привлекают наша страны , труд советских людей, к акое влияние мы оказываем на судьбы мира.2. Не создавать нервных ситуаций на дорогах. Взять хотя бы такойпример : заглох двигатель, и ты остановился. Начинается такая «критика сигналами», что ничего, к роме чувства растерянности, это не может вызвать. Немногие дадут тебе возможность спокойно развернуться. Такая недоброжелательность приносит только вред. 3. Самым приятным общением с раб отниками ГАИ было мое выступление перед нимивдружеской обстановке в Балашихе. Д ругого повода для встреч не хотелось бы. 4. Мое имя было названо в числе шести лучшихигроковтурнира «Кубок Канады», проходившего в сентябре 1976 года. И всем шестерым японская фирма «Тойота» подарила по автомобилю. У машины значительный гарантийный срок. но уже сейчас с беспокойством думаю о том времени, к огда ее придется ремонтировать. Так что пожелание н автосервису одно — чтобы он чуть-чуть опережал нашизапросы . 5. В нашей стране много замечательн ых мест, к оторые хотелось бы повидать. Манят Урал, Сибирь, Дальний Вос ток . Но для этого нужны дороги, побольше хороших дорог. И еще нам нужныгаражи . Думаю, что решение этих двух проблем будет еще больше способствовать развитию автомобилизма.Василий ЖАБИН, начальник автошколы ДОСААФ Пролетарского района г. Москвы 1. Повышение требований к подготовке водителей всех степеней: и профессионалов, и владельцев личных автомобилей. Смысл этих требований — в улучшении качества обучения.2. Основы правильных взаимоотношений между водителями часто формируются ужев автошколе. И мы всячески способствуем этому. Г руппы комплектуются из людей разного возраста, о пыта , образования. Автомобилизм сближает, объединяет многих , и мы знаем примеры, когда эти отношения сохраняются надолго, что, в конечном счете, способствует и правильным взаимоотношениям водителей на дороге. 3. У нас две формы общения с работн иками ГАИ: в связи с нарушением ие связи сэкзаменами , к оторые они прин имаютвшколе . Есть такие сотрудники , которые, принимая экзамен, учитывают мнение инструктора , з нающегокаждогоученикаиимеющего большой стаж преподавания; у читывают неизбежное волнение при сдаче экзаменов и создают атмосферу благожелательности. Таких инспекторов немало, и это очень приятно. 4. Автосервис серьезно отстает от потребностей. Пожелание одно — л иквиди ­ ровать этот разрыв . 5. У лучшение качества дорог. Особенно — в сельской местности. В моей родной деревне, н апример , где несколько лет назад не было ни одного автомобиля, теперь 15 «жигулей» и «москвичей». А выехать на магистральное шоссе, за 22 ки ­ лометра, их владельцы могут только всухую погоду.