«Я слышал, что разработана и поступает в продажу специальная приставка к обычной системе зажигания. Это устройство называется «Тандержет» и позволяет без каких-либо переделок зажигания намного улучшить экономичность автомобиля и его пусковые качества, поднять мощность двигателя и снизить токсичность выхлопа. Познакомьте, пожалуйста, подробнее с этим приспособлением», — пишет в редакцию москвич Ю. Алкин. О «Тандержете» нас спрашивают и Ф. Семенов из Одессы, К. Боровиков из Перми, многие другие читатели. Мы попросили рассказать о таких «приставках» сотрудницу НИИавтоприборов инженера Т. А. ЛУКАШОВУ.Чудесное и реальноеные потери энергии и уменьшает величину максимума вторичного напряжения (кривая 3). Как видите, иногда это может вызвать отказ свечи из-за того, что не хватает напряжения для «пробоя». Когда система зажигания работает с чистыми свечами, шунтирующее сопротивление равно практически бесконечности и утечки тока нет. Надежность воспламенения топлива в цилиндрах двигателя на всех режимах определяется коэффициентом запаса (отношение вторичного напряжения к пробивному) и электрической энергией, выделяемой искровым разрядом в рабочем зазоре свечей. Развиваемое системой зажигания вторичное напряжение при реальных условиях эксплуатации обязательно должно ' превышать пробивное напряжение свечей. Этот коэффициент выбирают по вторичному напряжению при проектировании свечи для всех режимов работы системы не менее 1,4. А теперь обратимся от теории к практике. Ряд зарубежных фирм выпускает специальные приставки «Электроник-стартер» (Италия), «Вустер», «Тандержет» (Япония), «Марути» (Индия) и другие для установки на автомобиле в качестве дополнительного оборудования к системе батарейного зажигания. Основное назначение этих приборов — обеспечить воспламенение горючей смеси при сильном нагаре на свечах. Приставка соединяет высоковольтный вывод катушки зажигания с центральным электродом распределителя. Принцип действия основан наНОВОСТИ СОБЫТИ£ ФАКТЫСИБИРСКИЙ СПУТНИК КамАЗаТысячи КамАЗов разных модификаций уже работают в народном хозяйстве. Большая часть этих автомобилей рассчитана на буксировку прицепов и полуприцепов. С ростом производства в Набережных Челнах их понадобится все больше, и потому параллельно с сооружением гиганта на Каме было начато строительство предприятий, в программе которых — прицепной состав. Крупнейшее из них — в Сибири, недалеко от Красноярска. Эта большая стройка органически связана со всем комплексом развития края, с дальнейшим наращиванием экономического потенциала восточных районов страны. Сибирский спутник КамАЗа будет выпускать ежегодно 100 тысяч прицепов и полуприцепов. А кроме того, 95 тысяч тонн стального литья, 90 тысяч тонн чугунного и 70 тысяч тонн горячих стальных штамповок. Это будет первый в стране завод автомобильных прицепов такого масштаба. Вокруг заводов-новостроек часто складываются новые города. Хорошо известны автограды на Каме и Волге. Сегодня в сосновом бору под Красноярском начинается сибирский автоград под названием Сосновоборск. Он объявлен ударной комсомольской стройкой. Четыре года назад- на этом месте новоселы освоили первый жилой дом. Сейчас здесь выросли многоэтажные кварталы со всеми городскими службами. Вокруг них — широкие асфальтированные улицы и дороги. Пройдет еще немного времени — и красноярские прицепы и полуприцепы. вместе с омскими и красноярскими шинами, вместе с новосибирскими комплектами инструмента для КамАЗа, вместе с машинами читинского автосборочного, станут весомым промышленным вкладом Сибири в развитие советского автомобилестроения.Напряжение на электродах свечи при искровом разряде: 1 — так нарастает напряжение до момента разряда при исправной и чистой свече; 2 — на этом уровне происходит «пробой» зазора между электродами свечи и проскакивает «искра»; 3 — в «грязной» свече ток утекает через шунтирующие мостики, и напряжение не достигает уровня «пробоя» — свеча не работает; а — время, за ноторое напряжение нарастает до величины «пробоя». По вертикали отложены значения величины вторичного напряжения, по горизонтали — время.Сначала — небольшое предисловие. Зажигание — одна из важных функциональных систем двигателя. Для создания искрового разряда между электродами свечи, воспламеняющего смесь, нужно очень высокое напряжение. В автомобильных двигателях широко используются классические системы, ток высокого напряжения в которых создает индукционная катушка, а источником питания служит аккумуляторная батарея. Отсюда произошло название — батарейное зажигание. Принцип его работы заключается в следующем. При замыкании контактов прерывателя через первичную обмотку катушки зажигания начинает протекать ток, создающий магнитное поле, в котором накапливается электромагнитная энергия. После размыкания контактов прерывателя во вторичной цепи катушки возбуждается ток высокого напряжения, достигающего 15—20 кВ. В тот момент, когда оно, нарастая (кривая 1 на рисунке), достигнет величины пробивного напряжения (линия 2) свечи, происходит пробой ее искрового промежутка с последующими разрядными процессами. Однако нарастание вторичного напряжения не мгновенно, оно протекает определенное время. Это явление органически связано с индуктивным сопротивлением вторичной обмотки катушки зажигания, имеющей большое число витков. При работе двигателя на конусе изолятора свечи откладываются продукты сгорания топлива в виде сажи и обуглившихся частиц масла. Они попадают в камеру сгорания через поршневые кольца. Образуется нагар, обладающий определенной электрической проводимостью, которая шунтирует электроды свечи. В результате часть вторичного тока протекает через эти шунтирующие «мостики», создает дополнитель-создании дополнительных искровых промежутков. Рассмотрим работу системы зажигания с приставкой, когда свечи имеют сильный нагар на изоляторе. Нарастание вторичного напряжения будет происходить не на свече, а в зоне дополнительного искрового промежутка, где явление шунтирования исключено. Пока нарастает напряжение в приставке, напряжение на свече отсутствует, и не происходит никакой утечки вторичного тока. После разряда на приборе напряжение поступает на электрод свечи практически мгновенно, так как индукционное сопротивление подводящего провода очень мало. Таким образом, в некоторых случаях, в частности при сильном загрязнении свечей, приставка улучшает работу системы зажигания. Установка «Электроник-стартера» или аналогичного ему прибора при работе на чистых свечах не имеет смысла, так как наличие дополнительных искровых промежутков в этом случае только бесполезно увеличивает потери энергии напряжения. Как показали испытания систем батарейного зажигания, с приставкой энергия искрового разряда снижается на 15—25%, а вторичного напряжения — соответственно на 1,5 — 3 кВ. Какой-либо экономии топлива или прироста мощности при этом практически не происходит. В настоящее время для этой цели на автомобилях можно рекомендовать устанавливать в основном электронные системы зажигания с контактным и бесконтактным управлением. Такие системы «Искра-2»,, «ПЭЗ-1», «Электроника-М», «Импульс» и др. обеспечивают стабильность пробойного напряжения и повышают надежность воспламенения, улучшают пуск двигателя в жестких условиях эксплуатации.ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВНедавно специалисты проектного института «Узгипроавтодор» разработали схему транспортного обустройства 33 основных дорог, имеющих важное народнохозяйственное значение. Возле них намечается разместить 83 автозаправочные станции, 75 автовокзалов, автостанций и Гостиница и ресторан «Саёхат» на дороге Андижан — Шахрихан.ИгИИшДшДВШ18