РПравофланговые«АВТО ДИЗЕЛЬ»Эта маркашироко известна. Она именует одно из крупнейших не тольков нашей стране, но ив Европе моторострои тельных объединений. Специализированный ярославский комплекс предприят ийпроектируетипроизводит дизели многоцелевого назначения мощностью от 90 до 520 л. с. В годы девятой пятилеткивыпуск двигателей здесь возрос в 1,7 раза, и за успешное выполнение заданий пятилетнего плана «Автодизель» был Удостоен ордена Октябрьской Революции. А еще раньше , в 1966 году, ЯМЗ (тогда еще не было объединения) был награжден орденом Ленина . Я рославский «Автодизель» — одно из старейших предприятий автомобильной промышленности нашей страны . Начало его истории относится к 1916 году, к огда был пущен « А втомобильный завод акци ­ онерного общества В. А. Лебедева». Одн аков то время, несмотря на этот офиц иальныйакт , завод не построил ни одного автомобиля. В первые годы Советс кой власти ремонтировали грузовикии изготавливали дрезины . Позднее, к огда особую важность для развития автотранспорта в стране приобрело создание собственных автомобилей, завод переориентировали на производство грузовиков . На Ярославском автомобильном заводе (так он стал именоваться) первые автомобили были собраны 6 ноября 1925 года — годом позже , чем на АМО. Автомобильная часть историинынеш ­ него «Автодизеля» известна машинами большой грузоподъемности . В довоенный период были созданы грузовикиразных моделей, с ыгравшие свою роль в развит ии народного хозяйства страны . Вскоре после нападения фашистской Германии ярославцы освоили производство гусеничныхтягачей , а в 1944 году собрали первый образец дизельного гру ­ з овика ЯАЗ —200. Еще шли бои, а в Минс кеуже закладывался завод, который должен был стать преемником ЯАЗа в производстве тяжелыхгрузовиков . Самим Двенадцатицилиндровый дизель ЯМЗ — 240 мощностью 360 л. с. Им оснащают 27-тонные БелАЗ — 540А. А втоматическаялиния обработки блока цилиндров двигателя ЯМЗ —240. Один из моторных стендов в лаборатории ускоренногоиспытания двигателей. Сборка шестицилЧндровых дизелей ЯМЗ —236. Эти двигатели применяются на грузовиках семейства МАЗ —500. Ф ото А. Владимироваж е ярославцам предначертано было специализироваться на дизелях. Это произошло в 1958 году, к огда производство последних автомобилей было передано из Ярославля вКременчуг , но еще до этого на ЯАЗе был организованвыпуск четырех- и шестицилиндровых дизелей, к ото ­ рые нашли применение на грузовиках ЯАЗ, МАЗ, автобусах ЗИС, гусеничных тягачах. Стране был нужен для тяжелыхгру ­ зовиков новый мощный, э кономичный , надежный и неприхотливый в эксплуатац ии дизель, и такой двигатель был создан. Точнее, это было целое семейство унифицированных между собой двигателей, р азличающихся числом цилиндров (6, 8, 12) и единичными дополнительными деталями. Эти дизели работают на автомобилях МАЗ, К рАЗ , БелАЗ, МоАЗ, на строительных и дорожных машинах, колесных тракторах. Двигатели ярославскогомоторного завода (так теперь называется это предприятие) постоянно совершенствуются, растет их надежностьи моторесурс. В этом большая заслуга коллектива , его уководителей — лауреатов Ленинскойи осударственной премийдиректора объед инения «Автодизель» А. М. Д обрынина , главного конструктора , доктора техничес кихнаук Г. Д. Ч ернышеваиглавногоинженера В. А. Д олецкого . В августе 1971 года родилось производственное объединение «Автодизель», в которое кроме головного моторного завода вошли тутаевский завод дизельных агрегатов и два ярославских завода — дизельной аппаратурыи завод топливной аппаратуры. Ярославцы одиннадцать лет подряд зан имают первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании. С успехом в девятой пятилеткеколлектив объединения поздравил в своем приветствии Генеральный секретарь ЦК КПСС Л . И. Брежнев. За создание семейства двигателей многоцелевого назначения иорганизациювкороткийсрок их высокомеханизирован ­ ного производства 11 работникам объединения присуждена Государственная премия СССР 1972 года. В 1976 году Государственная премияприсуждена большой группе испытателей двигателей. Объединение «Автодизель» разработало и внедрило комплексную систему управ ­ ления качеством продукции . Она позволила поднять моторесурс дизелей с 3000 до 10 000 часов иувеличитьгарантийныйсрокихработы . Сегодня 89% основной продукции объединения выпускается сгосударственнымЗнаком качества. Эта инициатива «Автодизеля» получила одобрение ЦК КПСС. Коллектив объединения не останавливается на достигнутом . Его специалисты разрабатывают новые, более совершенные конструкции моторов. В числе экспо ­ натов, представленных объединением на выставке «Опыт предприятий автомобильной промышленности — победителей во Всесоюзном социалистическом соревновании», был ЯМЗ — 238П — ч етырехтакт ­ н ыйвосьмицилиндровый двигатель стур бонаддувом мощностью 280 л. с. Он предназначен для новых автомобилей и автопоездов минского завода. Модель ЯМЗ —740 — базовая и первая в семействе двигателей для КамАЗов. Созданием ее ярославцы в кратчайший срок выполнили важный государственн ыйзаказ . Работа над этим дизелем состояла из целого ряда технологических находок и изобретений. На многие техни ­ ческие решения модели ЯМЗ —740 ярославцы получили авторские свидетельстства и патенты за рубежом . Разработанные для КамАЗа дизели пойдут и на тя ­ желые грузовики МАЗ, К рАЗи на автоб усы . Они будут способствовать решен ию общей задачи — дизелиэации нашего автомобильного парка . ЯМЗ —740 — это четырехтактный , V-обр азный , в осьмицилиндровый дизель рабочим объемом 10,85 л, м ощностью 180 — 210 л. с. п ри 2600 об / м ин . Двигатель ЯМЗ —740 выпускается сер ийно , а в объединении уже ведутся большие работы по созданию нового семейства десятицилиндровыхи двенадцатицилиндровых мощностью от 290 до 650 л. с. Высокий современный технический уровеньпредприятий «Автодизеля» и его крупная научно-исследовательская база — залог успехов объединения в десятой пятилетке . Намечено увеличить вып ускпродукции на 36,7%, освоить производство нового семейства высокомощных дизелей. Г. КОНСТАНТИНОВ, Е. МАТВЕЕВ