Канадский дебют «Лады»Каждый год в Торонто проходит международный автомобильный салон. В нынешнем году на этой выставке состоялась премьера «Лады», вызвавшая всеобщий интерес. Канадцы еще плохо знакомы с советской продукцией, в частности с автомобилями, и под влиянием антикоммунистической пропаганды относятся к ней с известным предубеждением. Потому нашу машину посетители выставки осматривали особенно придирчиво. Тем примечательней их реакция. За неделю в салоне побывало около 100 тысяч человек. Каждый тридцатый оставил письменную заявку: «Желал бы приобрести «Ладу». Надо знать психологию канадцев, чтобы понять: те, кто писал заявки, настроены совершенно серьезно. А ведь машина, сработанная умельцами с волжских берегов, пока в стране Кленового листа знакома лишь единицам. На протяжении последних двух лет «лады» проходили всесторонние испытания в условиях суровой канадской зимы. На спидометре этих двух автомобилей — десятки тысяч километров по бескрайним просторам Квебека и Северного Онтарио. Экзамен «Лада» выдержала блестяще. Недавно по канадскому телевидению показали кадры, снятые во время испытаний. «Русской малолитражке не страшна распутица, она легко берет крутые подъемы, маневренна, приемиста и имеет надежные тормоза, — восхищался ведущий. — К тому же она просторна и удивительно хорошо отделана». А по мнению Стефани Риз де Перес, спортсменки не раз представлявшей Канаду в международных ралли, «на шоссе «Лада» не уступит автомобилю с более мощным двигателем». В отличие от прежних, беспечных времен, нынче канадцы ценят в моторе не силу, а экономичность: горюче-смазочные материалы непрерывно дорожают. Галлон (3,78 л) бензина, например, стоит чуть меньше доллара, и здешняя реклама больше не хвастает: «Мы запрягли в вашу машину две сотни рысаков». В моде теперь бережливость. Покупателей зазывают посулами максимального пробега при минимальном расходе топлива. «Лада» и по этому параметру впереди многих собратьев. Чем еще советский автомобиль привлекает канадцев? Надежностью. Это качество сейчас здесь в особой чести, поскольку доверие к продукции местных автозаводов (филиалов американских фирм) упало до постыдно низкого уровня. Удобством и простотой конструкции. «По здешним стандартам, «Лада» — саморемонтирующийся автомобиль, — говорит президент компании «Лада карз оф Канада инкорпорейтед» Питер Деннис. — Североамериканцы все чаще предпочитают сами устранять мелкие поломки в своих машинах: сервис не каждому по карману. С местны3. «За рулем» № 9ми автомобилями, однако, это не так просто, а порой, чтобы заменить мелкую деталь, выбрасывают весь узел. Президент «Лада карз» принял меня в новом, только что открывшемся здании компании. Еще бродили по пустому помещению рабочие, обрызгивая из распылителя недокрашенные стены, в. большинстве оффисов дожидались будущих владельцев столы, но в кабинете П. Денниса уже трезвонил без умолку телефон, и его приветливая секретарша предлагала непременную чашку кофе. Моему собеседнику 48 лет. Родился в Англии в семье одного из пионеров автомобилестроения. На стенах кабинета — фотокопии чертежей машины, собранной отцом в 1896 году. — Видно, кровь первопроходца течет и во мне, — смеется П. Деннис. — Я всю жизнь стремлюсь бр'аться за чтонибудь новое, неизведанное. Занимаюсь импортом машин европейских марок больше двадцати Лет: работал с «роллсройсами», «волво», «альфа-ромео», БМВ. Увидел «Ладу» — и сразу влюбился. Чтобы ничто не мешало внедрять этот автомобиль на здешний рынок, я даже отказался от своей доли во всех других компаниях. Предыдущий опыт и инженерное образование подсказали: у вашей машины — большое будущее. Я установил контакт с торгпредством СССР в Канаде, там помогли снестись с «Автоэкспортом». Съездил в Тольятти, посмотрел производство. Знаете мое мнение? Завод, выпускающий «жигули» (их называют «ладами») — не только один из самых крупных в мире, но и один из наиболее современных. — Но почему же все-таки вы затеяли дело с «Ладой», а не с ФИАТом? —; задаю П. Деннису каверзный вопрос. — В Тольятти меня подкупили строгость ОТК, энтузиазм рабочих, их неподдельная гордость за выпускаемую продукцию. Отсюда и результат. К тому же эта машина лучше приспособлена к климатическим условиям Канады. «Завод, построенный на Волге с помощью итальянцев, ушел далеко вперед от своего прародителя, как, впрочем, и выпускаемые им машины», — отмечал недавно канадский журнал «Норзерн нейборз». В этих словах — еще один ответ на вопрос, который я задал П. Деннису. Но вернемся к журналу: «Пресловутому символу капитализма — конвейеру — в Тольятти намеренно задана меньшая скорость, чем на ФИАТе или, тем, более, на аналогичных предприятиях в Северной Америке. Производство «лад» организовано так, чтобы приносить прибыль социализму, но не в ущерб качеству продукции или здоровью рабочих». — За двадцать пять лет работы во внешней торговле я еще не встречал столь влюбленного в свое дело человека, как г-н Деннис, — отозвался о президенте «Лада карз» советский торгпред в Канаде А. Енгибаров. — И в том, что наши «жигули», еще не поступив в продажу, уже имеют доброе имя в Канаде, — и его заслуга. От П. Денниса веет уверенностью человека, который пустился в новое предприятие по здравому и тщательному размышлению («Такая уж у меня натура : привык докапываться до сути любого дела, за которое берусь»). — Первая партия «лад» должна прибыть в Канаду нынешним летом, — рассказывает П. Деннис. — Трезвые расчеты показывают: уже в этом году можно продать две тысячи машин. Много это или мало? Судите сами: ежегодно канадцы покупают около миллиона автомобилей, четверть из них — японского и европейского производства. Лидируют пока японцы. «Хонда», например, реализует на здешнем рынке до 50 тысяч машин в год. А такие фирмы, как «Волво», ФИАТ, «Пежо», «Рено», «Мерседес-Бенц», продают от полутора до шести тысяч. Эти цифры «Лада» без труда перекроет через пару лет. И потом не забывайте: «Фольксваген» начинал в Канаде с семи автомобилей, проданных в первый год, а теперь этоодна из наиболее популярных моделей. — В период испытаний за руль «Жигулей» предложили сесть рабочему с «Дженерал Моторс» Джону Доменико, — вспоминает П. Деннис. — Тот попробовал машину на разных режимах, довольный, вылез из кабины, спрашивает: «Что это за марка — «Волво», «Фольксваген»?» Узнав, что автомобиль сделан в СССР, отказался верить. Желал бы Доменико приобрести «Ладу» в личное пользование? Конечно, да вот загвоздка: компания не рекомендует пользоваться машинами иной марки, кроме собственной. Данный эпизод глава «Лада карз» упомянул не случайно. Между Канадой и США существует соглашение — так называемый «Автопакт», регулирующий отношения в производстве и сбыте машин. По идее, сборка автомобилей в филиалах американских компаний и изготовление запчастей к ним должны компенсировать канадцам импорт машин из-за южной границы. На деле же редкий год не приносит стране Кленового листа дефицита в сотни миллионов долларов. «Автопакт» больно бьет и по карману потребителя, отмечалось в передаче, показанной зимой по здешнему телевидению. За автомобиль идентичной марки канадец вынужден платить в среднем на 750 долларов больше, чем американец. Некое это имеет отношение к поставкам «лад» в Канаду? «Самое непосредственное, — подчеркивает П. Деннис: — Не только по своим ходовым качествам, но и по цене «Лада» — наиболее приемлемая машина для местного покупателя. С этой точки зрения я бы даже назвал ее самой демократичной. Я составил социологический портрет будущего владельца «Лады». Это — канадец умеренного и среднего достатка, для которого в автомобиле главное — не роскошь, а надежность и неприхотливость плюс комфорт». — Если оценивать предмет глубже, — продолжает П. Деннис, — то я неустанно твержу другим: развитие торговли с Советским Союзом в наивысшей мере отвечает нашим национальным интересам. — Чем больше мы будем у вас покупать, — убежденно говорит П. Деннис, — тем больше сможем продать сами. — Подумав, мой собеседник добавляет: — Кроме того, известно: тот, кто торгует, не помышляет о войне. По мнению П. Денниса, изделия волжских автомобилестроителей проложат путь на североамериканский рынок другим предметам массового потребления с маркой «Сделано в СССР». С начала 70-х годов в Канаду и США поставляются наши трактора, станки, турбины, другое машинное оборудование. У них здесь добрая слава, но известно об этом, по существу, лишь узкому кругу специалистов. Иное дело — автомобиль. Его появление наверняка поможет североамериканцам быстрее избавиться от предрассудков. — Убежден: после того как получит признание «Лада», местный потребитель гораздо охотнее станет покупать ваши телевизоры, радиоприемники, другие предметы домашнего обихода, — говорит П. Деннис. — Да и мы рассматриваем импорт советских легковых машин лишь как начало. У вас ведь строятся отличные тяжеловозы, самосвалы — как раз то, что нужно на горных разработках, при прокладке трубопроводов здесь, в Канаде... А. ПАЛЛАДИИ, соб. корр. АПН Торонто — Оттава13