Водители должны понимать это сами, ведь перед каждым поворотом знак «Обгон запрещен» не поставишь. Конечно, будут у вас на пути и участки, когда обогнать другого водителя можно, но делать это надо с большой осторожностью и предусмотрительностью. Знайте, что здесь так быстро набрать скорость, как на равнине, вам удастся не всегда. Высоко в горах плотность воздуха уменьшается, что ведет к худшему наполнению цилиндров и, естественно, падению мощности двигателя. Скажем, на высоте 2000 метров тяговые качества автомобиля снижаются настолько, что путь разгона возрастает на 85—90%, то есть почти вдвое. Это обстоятельство осложняет обгон, и не учитывать его нельзя. Чем выше в горы подымается автомобиль, тем суровее становятся и климатические условия. Здесь и зима дольше, и часты метели, туманы, гололед, и температура воздуха всегда ниже. При изменении рельефа она порой дает такие перепады, что водителю и машине часто в течение одного дня приходится двигаться в разных климатических зонах — жаркой, умеренной, холодной. Неожиданные осадки и температурные колебания делают дорогу скользкой и опасной, а погода в горах меняется быстро. Поэтому не расслабляйтесь, будьте в постоянной готовности к преодолеванию возможных препятствий на пути. Конечно, хорошо было бы выпрямить дороги в горах, уменьшить крутизну подъемов и спусков, увеличить радиусы закруглений и ширину обочин. Однако надо реально смотреть на вещи. Все это связано с большими объемами земляных работ, с труднейшей выемкой скальных грунтов, а потому требует огромных материальных затрат и времени. При реконструкции все это по возможности делается, разумеется, но видеть в этом главный путь к повышению безопасности движения в горных районах страны пока преждевременно. Более доступно улучшение таких эксплуатационных качеств существующих горных дорог, которого можно достичь и без больших капитальных вложений. Прежде всего я имею в виду улавливающие карманы на спусках. Они позволят спасти положение ив случае выхода из строя тормозов, на которые, как известно, в горах ложится большая нагрузка. Устройство на подъемах дополнительной полосы для движения тихоходных машин ликвидировало бы многие аварийные ситуации при обгонах. Специальное шероховатое покрытие проезжей части горных дорог и колесоотбойные брусья и тумбы значительно снизили бы вероятность заносов автомобилей и тяжесть их последствий. На поворотах нужны переходные кривые, позволяющие плавно вписаться в поворот с постепенным нарастанием центробежной силы. Они значительно повышают устойчивость автомобиля, облегчают управление им. Весьма эффективны здесь и виражи, но хочу заметить, что на крутых поворотах малого радиуса целесообразно делать их ступенчатыми, когда наибольший наклон имеет внешний край. Такие конструкции виражей позволяют увеличить безопасную скорость на 20—40%. Я уж не говорю о том огромном значении, которое имеет на опасных участках дорожная разметка — осевые и разделиНе думайте, что эта тема касается узкого круга водителей. Горные районы в нашей стране занимают около трети всей территории. Многие из них очень населены, имеют развитое народное хозяйство. А главное — основным здесь, а иногда единственным видом транспорта является автомобиль. Все чаще забираются в горы и автотуристы. Однако условия движения в горах отличаются особой сложностью. Потому, к сожалению, и аварийность здесь выше, и последствия любых происшествий тяжелее. Как же должны учитывать водители, да и не только они одни, специфику горных дорог, что надо сделать для повышения безопасности движения в этой обстановке? Горные дороги редко идут напрямик. Они петляют в ущельях, огибают выступы скал, взбираются на перевалы, скрываются в туннелях. Здесь часты затяжные подъемы и спуски, крутизна которых достигает 10—12%, тогда как на обычных дорогах продольные уклоны не превышают, как правило, 3—5%. В плане они изобилуют многочисленными поворотами, которых иногда набирается до 10—15 на одном километре. Представьте себе, что это значит: 50—100 метров в пути — и поворот. Если учесть к тому же, что примерно у трети закруглений радиусы составляют всего 40—70 метров, а порой и того меньше, то нетрудно понять, какие высокие требования предъявляются здесь к водителям в части правильного выбора скорости. Это подтверждает и статистика ДТП: типичные аварии на таких участках — занос машины, опрокидывание или съезд с дороги, главным образом в результате ошибок в выборе скорости движения. Здесь спешить нельзя. Чтобы вписаться в поворот, порой надо снизить скорость автомобиля в два-три раза, а нередко и 20 км /ч оказываются выше допустимого. Кто забывает об этом, без преувеличения, рискует жизнью. Ведь дороги в горах очень часто проходят по самому краю обрывов, пропастей. Но это не все. Многочисленные повороты, спуски и подъемы резко ограничивают видимость. Стало быть, приходится отказываться от обгонов и держаться своей стороны проезжей части.тельные линии, направляющие островки и т. п. Есть за что критиковать не только дорожников. Нуждается в улучшении и третье звено рассматриваемой системы — автомобиль. Скажем, наши серийные грузовики недостаточно приспособлены к специфическим условиям эксплуатации в горах. Назрела необходимость в горных модификациях с устройствами, компенсирующими падение мощности двигателя с увеличением высоты над уровнем моря, дополнительными тормозными системами, более жесткими кабинами и т. д. Нужны надежные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей, установки, обеспечивающие оптимальный микроклимат, который благотворно сказывается на работоспособности водителя. Одним из важнейших условий безопасности движения на горных трассах является безупречное техническое состояние автомобиля, особенно его тормозов и рулевого управления. Их выход из строя приводит к тяжким последствиям и на равнинных дорогах, а в горах становится катастрофичным. Выезжая в горы осенью и зимой, запаситесь цепями противоскольжения. Они особенно эффективны при движении по заснеженной дороге. Возвращаясь к водителям, скажу, что их работа за рулем на горных дорогах отличается большой физической и психической нагрузкой. Здесь к ним предъявляются особенно высокие требования. Нередко ошибочные действия водителя в экстремальных ситуациях объясняются ограниченностью его психофизиологических возможностей. Убежден, что ездящих в горах надо периодически проверять на специальных тренажерах, имитирующих различные аварийные ситуации. В автопредприятиях, где налажен предрейсовый медицинский осмотр, проводить его следует ежедневно для всех без исключения водителей. С молодыми, недостаточно опытными водителями необходимо проводить специальные занятия по вождению в горных условиях. В их программу должно входить торможение на затяжных спусках, преодолевание затяжных подъемов, выбор безопасной скорости в различных ситуациях, вождение в гололед, грязь, туман. Для отработки действий водителя в аварийной обстановке стоит оборудовать специальные площадки. Естественно, что решить проблему безопасности движения на горных дорогах какими-либо отдельными мероприятиями невозможно. Тут нужен комплексный подход. Помимо всего сказанного, весьма важное значение имеет совершенствование системы организации движения, четкий контроль за работой водителей, оперативная помощь им. Например, на безопасность движения в горах особенно сильно влияет метеорологическая обстановка. Поэтому необходимо ежедневно оповещать водителей о состоянии погоды и проезжей части дороги, своевременно предупре. ;дать об ожидаемых метелях, гололеде, туманах, обвалах и оползнях, резком изменении температуры воздуха, атмосферного давления. Т. ШИЛАКАДЗЕ, г. Тбилиси28