В организациях ДОСААФПоучительные примерыВ нынешнем году корреспондент «За рулем» побывал в Таджикистане, где знакомился с подготовкой водителей и механизаторов в организациях оборонного Общества. Кому сегодня доверено это важное дело! Насколько компетентны, инициативны, энергичны люди, отвечающие за него? Об этом речь ив первой (№ 7) н во второй, публикуемой здесь корреспонденции. Есть в Душанбе, столице республики, две школы. Первая из них — объединенная техническая — расположена буквально по соседству с ЦК ДОСААФ. Она одна из старейших в оборонном Обществе: через год отметит свое сорокалетие. К этой дате коллектив подходит с хорошими показателями. Если бы исполняющий обязанности начальника школы Виктор Андреевич Курченко даже не называл мне цифровых данных, то достаточно ему было показать парк автомобилей и классы лабораторнопрактических занятий, чтобы стало ясно: дела идут и впрямь неплохо. Практически материально-техническая база в школе обновлена полностью. Просторные чистые классы лабораторно-практических занятий. В одном из них восемь двигателей ЗИЛ—130. В другом — столько же от автомобилей горьковского завода. В школе отличные классы технического обслуживания. В одном — восемь автомобилей-экспонатов, в другом — четыре действующих автомобиля и столько же действующих двигателей рядом. Можно обслуживать мотор на стенде, и тут же повторить все на автомобиле, под капотом, закрепляя знания и навыки. А еще в стадии формирования находится класс горячей регулировки. В хорошем состоянии автомобильный парк. Машины стоят под навесами, каждой отведено постоянное место. Есть мойка. Хороший порядок, видимый сразу, — примета организованности, которая немало способствует тому, что коэффициент готовности не опускается ниже 0,85. Можно было бы еще рассказывать о классах теоретической подготовки, в которых не осталось ни одного бездействующего стенда, и о классе тренажеров АТ-70, работающем с полной нагрузкой, и о многом другом. Но важнее, наверное, представить людей, чьим достижением все это является. Классы и стенды — их дело, их жизнь, Дело таких, как преподаватель Л. Н. Макаров. Когда школе поручили оказать помощь горсобесу и подготовить группу водителей из немых, эту сложнейшую работу доверили именно ему. И он сумел с помощью переводчика обучить их так, чтовсе до одного сдали экзамены в ГАИ с первого раза. Это дело таких, как В. Н. Соков. Он работает в школе со дня ее основания, был здесь первым начальником. Закончил политехнический институт и получил звание «Заслуженный тренер СССР». Подготовил больше десяти тысяч водителей всех категорий. Это дело всего большого и дружного коллектива преподавателей и мастеров. В прошедшем 1977—1978 учебном году средний балл успеваемости поднялся в школе до отметки 4,35. Душанбинская объединенная техническая заняла второе место в республике, уступив только курган-тюбинской автошколе ДОСААФ. Это ли не пример того, как много можно добиться там, где коллектив работает творчески, с полной отдачей. Пример этот тем более поучителен, что последний год школа, по существу, оставалась без начальника. Назначенный в августе 1977 года на эту должность В. Г. Мальков сразу же противопоставил себя коллективу, не раз нарушал трудовую дисциплину, и с ним расстались. Приход в школу такого незадачливого руководителя трудно объясним, особенно после VIII съезда ДОСААФ, в решениях которого подчеркивалась необходимость улучшать подбор кадров, повышать их ответственность, оценивать их работу по реальному положению дел в организациях, строго спрашивать с тех, кто не справляется с обязанностями. Надо думать, случай с назначением Малькова послужит уроком для ответственных работников ЦК ДОСААФ Таджикистана, обяжет их с большим вниманием подходить к подбору начальников учебных организаций. Ну а то, что школа с честью вышла и из этого испытания, говорит о ее здоровом крепком организме.лы для изготовления стендов. Их так и использовали. А парк пополнили новыми, современных моделей. Надо заметить, что техническая школа — одно из немногих учебных заведений, построенных сразу л комплексе с общежитием. Однако общежитие до сих пор пустует, «Проект был сделан крайне неудачно, — говорил К. Ф . Пармон, показывая общежитие. — Отопление не предусмотрено, двери одинарные, выходят прямо на улицу. Поселить сюда людей — значит обречь их на болезни. Этого мы не допустим. Сейчас подводим в здание тепло, пристраиваем застекленную террасу. Устраняем строительные недоделки. И перегораживаем огромные помещения стенами, делим их на небольшие комнаты. Селить людей по сто человек вместе — заведомо создавать неудобства. Мы не можем этого допустить. Расселим повзводно, с учетом того, кто из каких районов приехал». В школе начинает складываться новый, работоспособный коллектив. Его костяк — такие, как Иван Гаврилович Сосков, уже 27 лет работающий преподавателем в системе ДОСААФ, как три его сына — мастера вождения Сергей, Владимир и слесарь Иван. Такие, как три брата Ганевы (Нил и Глизер — мастера вождения, Эльдар — механик). Такие, как опытный преподаватель, парторг Г. Раскаев, как недавние выпускники, ныне преподаватели А, Гольдинов, Р. Загрудников, Р. Пуртов, А. Песковацков. Я бы не хотел, чтобы у кого-то сложилось впечатление, будто за такой короткий срок новому начальнику душанбинской технической школы удалось решительно во всем выправить положение. Нет. Еще неважно оборудованы классы теории. Не до конца налажен учебный процесс. Не хватает специальной техники. Нет автодрома. А кранодром в последнее время исполком так «обрезал», что и работать стало невозможно. Но энергия Константина Федоровича, его горячее желание поднять школу совершенно очевидны. И коллектив преподавателей и мастеров поверил в своего руководителя, пошел за ним. «Приезжайте года через три-четыре, — говорил мне на прощание Пармон, — увидите, как мы развернемся. Наша цель — сделать школу образцовой. И это будет достигнуто», Знакомство с технической школой дало еще один пример. Пример того, как умный, волевой руководитель может повернуть в нужное русло всю жизнь учебной организации. Пример требовательности и деловитости. Одна из самых крупных учебных организаций ДОСААФв республике — ленинабадская объединенная техническая школа. Она готовит чуть ли не вдвое больше специалистов, чем душанбинская, о которой уже говорилось. И, в частности, водителей готовит, по отзывам работников ГАИ, неплохо. Здесь все устоялось, все на своем месте. В новое здание школа переехала в 1964 году. И в том же году к руководству пришел новый начальник, Василий Александрович Пибик. Строилась школа по проекту общеобразовательной «восьмилетки». И потому классов тут достаточно: восемь — для теоретических занятий, четыре — для лабораторнопрактических. И по той же причине» * *Иное положение сложилось в другой душанбинской школе, технической. Она была построена в 1972 году. Новые люди в новом здании не сразу сплотились. Несколько лет подряд коллектив лихорадило. В нем прижилась группа склочников и пьяниц. Разборы жалоб и персональных дел следовали один за другим, мешали нормальному течению учебного процесса. Но вот год назад начальником школы стал К. Ф. Пармон. Грамотный, энергичный, он решительно распростился с теми, кого, как говорится, на пушечный выстрел нельзя допускать к обучению будущих водителей. Коллектив заработал спокойнее, ритмичнее. Двор школы, доведенный бесхозяйственным предшественником до состояния свалки металлолома, за несколько недель был расчищен. Все, что не было заасфальтировано, вскопали, завезли 100 машин хорошей земли и высадили 120 плодовых деревьев, несколько сот корней кустарников, цветы. На освободившейся территории начали строить навесы и классы лабораторно-практических занятий, пункт технического обслуживания. Чтобы улучшить условия подготовки, учебы и отдыха курсантов (школа стоит на отшибе), открыли свой буфет. Из тех же соображений, учитывая, что в 40-градусную жару и учить и учиться в равной степени трудно, стали устанавливать в классах кондиционеры. Автомобили и автокраны, которые принял новый начальник школы, годились большей частью лишь как материаt