категорий, сотни трактористов и комбайнеров — солидная помощь труженикам полей. Однако можно сделать значительно больше, если резко улучшить материально-техническую базу спорттехклубов, курсов на селе.Л, БЕЛИКОВА (Якутск)Автомобильный транспорт занимает все большее место в развитии народного хозяйства республики. Якутское транспортное управление насчитывает десятки тысяч машин. Такие автохозяйства, как, например, в Артыке, представляют собой современные крупные предприятия. Автомобиль я значительной степени поддерживает жизнедеятельность всего края. Ведь ни морской транспорт или речные суда в короткие сроки навигации, ни самолеты не имеют возможности сделать то, что делают неутомимые колесные труженики на зимниках, на знаменитой якутской автотрассе. Особое внимание сегодня обращено на формирование Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, Решениями XXV съезда КПСС определены конкретные направления работы, Среди них — прокладка железной дороги БАМ—Тында—Беркакит, входящей в комплекс БАМ, развертывание строительства Нерюнгринского угольного разреза, обогатительной фабрики, Нерюнгринской ГРЭС, Жизнь на стройках буквально кипит, И шофер, автомобиль здесь в большом почете. ДОСААФ вносит весомый вклад в подготовку водительских кадров. Выпускников наших автошкол, спорттехклубов, курсов вы встретите за рулем МАЗов, КрАЗов, «уролов», «татр» на дальних трассах, в карьерах, на строительстве городов, поселков, наши воспитанники работают в сфере торговли, быта. Что же касается подготовки водителей категорий «А», «В», то она целиком ложится на плечи досаафовских учебных организаций. Обучение водителей и других механизаторских кадров ведется во всех тридцати двух районах республики, конечно, в разном объеме, Корреспондент. Как управляетесь с планированием, контролем на таких просторах? Л. Велико*!. По европейским понятиям, просторы у нас действительно сказочные, Например, город Алдан, один из близких, расположен в 500 с лишним километрах от столицы республики, a чтобы добраться до Черского — центра Нижнеколымского района, надо пролететь самолетом более 1700 километров.,. Как управляемся? Хотя за организацию подготовки кадров для народного хозяйства отвечаю лично я, фактически этим делом занимаются многие работники обкома ДОСААФ. Если кто-то вылетает или выезжает в район, ему дается ряд поручений, в том числе по контролю, оказанию помощи спорттехклубам, курсам, Особенно важно в наших условиях подобрать, расставить людей честных, работоспособных, инициативных, умеющих организовать дело, опереться на актив', не общественность. Очень много времени й труда отнимает планирование. Надо получить сведения с мест, прикинуть, сбалансировать. Переписка, радиотелефонная связь, поездки, вылеты — все средства хороши в этих случаях. Обком ДОСААФ ведет планомерную методическую работу с руководителями учебных организаций, препо-давателями, вопросы подготовки кадров для народного хозяйства обсуждаются на заседаниях президиума, на пленуме обкома. Все это помогает улучшить дело. Корреспондент. Многие участники сборов — сибиряки и дальневосточники — одним из узких мест, обстоятельств, тормозящих размах подготовки специалистов для народного хозяйства, считают слабую материально-техническую базу, особенно в районном эвене, в СТК при первичных организациях. Каково положение в Якутии? Л. Великом. Я думаю, что надо всем, абсолютно всем, начиная от ЦК ДОСААФ СССР, включая руководителей комитетов ДОСААФ на местах, повернуться лицом к отдаленным районам. У нас трудности на каждом шагу — не хватает учебной техники, запчастей, помещений, наглядных пособий. Поэтому не можем, в частности, ликвидировать очереди желающих стать водителями категории «В», поэтому качество подготовки специалистов для народного хозяйства оставляет желать лучшего,СИБИРЬ. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК >В. ГОРШКОВ (Хабаровск)За последнее время, особенно после II пленума ЦК ДОСААФ СССР, который выдвинул большие задачи и наметил конкретные меры по улучшению подготовки специалистов для народного хозяйства, в Хабаровском крае это дело стало заметно улучшаться. В самом краевом центре, в таких городах, как Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Биробиджан, Николаевск-на-Амуре, в Охотском, Ванинском, Верхнебуреинском и других районах автошколы, спорттехклубы, курсы ДОСААФ успешно справляются с, плановыми заданиями обучения всех категорий водителей. Все шире разворачивается подготовке шоферов, автокрановщиков, других специалистов для стройки веке — Байкало-Амурской магистрали. В частности, учебные организации Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Чегдомыни, Солнечного направили на БАМ уже сотни своих воспитанников. Стараемся удовлетворить не только спрос на водительские кадры автотранспортных предприятий, колхозов и совхозов, но и потребности владельцев личного транспорта, которые постоянно растут, Открываем новые спорттехклубы, курсы на крупных заводах, в селах. Приведу такой пример, Сотрудники ГАИ обратили внимание, что в районе имени Лазо много владельцев «ковровцев» и ИЖей ездят без водительских удостоверений. Председатель райкома ДОСААФ Галина Гармаш, женщина энергичная, настойчивая, поставила вопрос о создании районного СТК. Мы ее поддержали. И проблема была решена. Материальная база. О ней много говорится, И своими силами мы делаем немало. Не так давно для оборудования классов по подготовке водителей категории «А» сделали разрезы из 32 списанных мотоциклов, соорудили для них вращающиеся подставки и направили в спорттехклубы. Примеров изготовления учебных пособий силами энтузиастов-рационализаторов у нас множество, Но правы товарищи, которые ставят вопрос о необходимости создания производственных мощностей ДОСААФ для нужд учебных организаций Общества в районах Сибири и Дальнего Востока, Беседу вел А. БАБЫШЕВ г. УльяновскШЕНОМЕН ШУАЯТЬЕВА— У него получается все1 За что ни возьмется! — с жаром убеждает меня Светлана Горбунова, секретарь комитета ВЛКСМ кедровской автобазы. — Ведь есть же такие люди, которым все дается легко. Сколько я.знаю Володю, никаких трудностей в работе для него не существовало. Просто феноменально! Никаких трудностей.,. Феномен Шулятьева? Мне не терпелось увидеть этого везучего парня, и, подъезжая к стоянке на площадке у забоя, я всматривался в лица шоферов, пытаясь угадать, кто же из них Шулятьев. Он стоял у своего 40-тонного БелАЗа и казался маленьким. Это при росте-то метр восемьдесят! Открытое обветренное лицо, слегка намеченная улыбка. Спецовка распахнута. А погода, вопреки календарю, далеко не весенняя, — Воздушную ванну принимаю, — усмехнулся Шулятьев, — В кабине так напаришься, что любому ветру рад. Тем более сегодня. Пришлось покрутиться, Направили в северное ремонтное стройуправление грунт вывозить, Участок там новый готовят. Ни дороги, ни подъездных путей. Бульдозера тоже нет. Да грунт еще сырой, липнет к кузову, а механизма для очистки управление не подготовило. Ну, нет, думаю, дело так не пойдет, Ломать машину не буду. Строителям говорили о непорядках на стройплощадках. Пусть подумают. Связался с диспетчером (у нас это теперь просто: на каждой машине недавно установили рацию), И вот вожу уголек из этого забоя. Говорил он про эти не очень веселые вещи спокойно. Чувствовалось, что с неурядицами на производстве умеет справляться. Во всяком случае, из равновесия они его не выводят, Не в этом ли, подумалось, кроется секрет того, что трудности обходят его стороной? А может все дело в отношении к ним? Шулятьев в автобазе нарасхват. Все хотят работать с ним, ему поручают самые ответственные перевозки, Он первым на предприятии осваивает 40-тонный БелАЗ—548. 1976 год. Совместно с кедровским разрезом автобаза создает комплексную горнотранспортную бригаду, Экипажами экскаваторов руководит Р. Миллер, автомобилистами — В, Шулятьев. Под его началом 36 водителей,2 И 60-летию ВЛКСМ12 машин. Месяц напряженнейшей работы, счет времени — на минуты, секунды. Результат: переработано 500 тысяч кубометров горной массы, перевезено более миллиона тонн угля и породы. На следующий год эта же комплексная бригада устанавливает новый рекорд — переработано 510 тысяч кубометров вскрыши. — Иногда вспоминаешь и не верится, что все это было, — говорит мне Шулятьев, — Удивительно не то, что мы рекорд установили — как парни могли выдержать такой бешеный темп и напряжение.— Смогли бы работать так в течение года? — Нет, сил бы не хватило. — Тогда зачем рекорд? Он удивленно посмотрел на меня: — Я так понимаю наш рекорд: совершенная организация труда, при которой никакие сбои невозможны, и большое желание, даже не желание — страсть сделать как можно больше, лучше и быстрее. Мы тогда достигли наивысшей производительности труда. Конечно, это не предел. Появится новая техника, будем перестраиваться, искать другие приемы... — Что самое важное в работе? — Ритм. Ты его должен чувствовать, он должен быть в тебе. Точный, рассчитанный, как ход часов. Нельзя, чтобы накапливались недоделки, Они в конце концов спутают все твои планы, резко упадет производительность труда, Шулятьеву двадцать пять, Его производственный стаж одиннадцать лет. У некоторых в эти годы только начинается трудовая биография. Работать в пятнадцать лет... Может, кому-то это покажется суровым: ребенок, ему бы резвиться еще, играть... Но Владимир слесарил, здесь же, в автобазе, Вечерами ходил в школу рабочей молодежи. И не чувствовал себя обделенным. Был недоволен только одним: годы идут слишком медленно. Подсчитывал, сколько осталось до совершеннолетия — уж очень ему не терпелось сесть за руль. — Это у нас наследственное, любовь к технике, — усмехается он. — От отца, видно, пошло. Тоже шофер, и братишка младший, Сашка, в водители подался. Для меня лучше моей профессии дела нет. Призвание, наверное.,. Хочется ему позавидовать: так рано найти себя, испытать радость труда, успеха. Чем привлекает Шулятьева профессия водителя? Заработки у шоферов здесь высоки — триста — триста пятьдесят рублей. Но, как мне сказали, Шулятьев к ним относится спокойно, за рублем не гонится. Работа шофера, да еще на таком гиганте, как БелАЗ—548, понятно, не мед. Остряки ехидничают: где больше времени проводит водитель — в машине или под машиной? Но в том-то и дело, что Шулятьев отрицает стиль работы «под машиной» как устаревший. Профилактический осмотр и ремонт отлажен, чтобы в пути никаких остановок из-за неисправности машины. Когда говорят о многолетней безаварийной работе Владимира, даже бывалые шоферы относятся к этому с недоверием: в дороге всякое может случиться! Шулятьев исключил такую возможность. В его обязательствах есть пункт: пройти на БелАЗе 250 тысяч километров без капитального ремонта. — Если к машине относиться как к ДРУУ, — говорит Владимир, — она тебе отплатит сторицей. И привел пример. Когда сам осваивал БелАЗ—548, двигателя его машины хватило лишь на 28 тысяч километров, второго — на 45 тысяч, третий прошел 76 тысяч. Что значит освоить двигатель? Понять особенности того или иного механизма, нащупать слабые и сильные его стороны и определить свое отношение к нему. Следовательно, доброе отношение появляется от дотошного знания того же двигателя, умения использовать его качества,— Водитель и машина в пути — нечто единое, — считает Шулятьев. — Ты надеешься на машину, она — на тебя. Бывает, ведешь, все как будто нормально, а по звуку чувствуешь, что-то не то... Сигнал тебе подает: помоги! Она, как живое существо, внимания требует. У Шулятьева права водителя первого класса. Выбор работы широкий. Но свою предпочитает, Не из-за привычки или нежелания перемен. Нравится ему работать на своем гиганте, любит покопаться в машине, придумать какое-ни-. будь приспособление для ускорения ремонта, обнаружения неисправности. В этом для него соль профессии, в этом он видит свое призвание. — Ну, что особенного — шофер, иногда говорят. Окончил курсы и крути баранку. Если бы! Тут надо желание — это перво-наперво. Пришел ко мне, допустим, на практику парнишка, сразу видно: будет из него шофер или нет. Один тебе покоя не даст — то ему объясни, это... А другому вся эта механика, особенности вождения — до лампочки! Смотришь на него и думаешь: зачем ты, парень, себя мучаешь, у людей время отнимаешь? Не твое это дело. Или иногда жалуются — техника, мол, старая, работать неинтересно. А по мне нет техники неинтересной. Есть только люди, равнодушные к технике. У таких всегда куча неисправностей, и положиться на них в пути рискованно. Шулятьеву кажется, что он таким и родился — влюбленным в технику. Был несказанно рад, когда отец уступал ему на несколько минут место за рулем. У него, тринадцатилетнего мальчишки, захватывало дух, казалось, машина несется по пустынной дороге с бешеной скоростью! А спидометр показывал всего 30 километров. Машину изучил незаметно для себя еще задолго до курсов. Владимир не припомнит, чтобы когданибудь заставлял себя что-нибудь делать. Все, что он делал, делал с желанием. Эта черта, возможно, и послужила для его товарищей основанием считать, что ему все дается легко, что он все может, Несомненно, чтобы работать как Шулятьев, нужны способности. Но есть качество, без которого никакие способности не помогут. Трудолюбие. Это качество выработалось в нем естественн о — в семье все много работали. Володя понимал — не трудиться человек не может. Вместе с трудовыми навыками в нем формировалось нравственное самосознание, личность. И когда встал вопрос о том, кого назначить бригадиром, — выбор пал на Владимира Шулятьева. Когда комсомольцы собрались, чтобы выдвинуть делегата на свой XVIII съезд, единодушно была названа кандидатура Владимира Шулятьева. — В школе с Шулятьевым в одном классе сидела, — говорит мне Светлана Горбунова, комсомольский секретарь автобазы, — ничем особенным он не выделялся... А на производстве рекорды ставит... Нас всегда поражает открытие. Мы думаем о том, на чье счастье выпало оно, о таланте и труде человека. Но прежде, наверное, человек делает открытие в себе. Шулятьеву удалось это. В. ПИРОЖНИКОВ Фото Н. Тарасенко Кемеровская область, пос. Кедровский3