очень мало места для машин. Двор-то на них не был рассчитан. Тем не менее машины размещаются и каждый день выходят на учебные маршруты. Есть в школе свои маяки — те, на кого равняется коллектив. Двадцать три года работает здесь заместитель начальника Емельян Израилович Цыдулко — образованный человек, к которому всегда можно прийти за советом. Еще больше стаж у преподавателя Латыфа Касымова. Двадцать семь лет обучает он водителей. Сам за это время закончил пединститут. Трижды награжден Почетным знаком ДОСААФ, удостоен Почетной грамоты Президиума Верховного Совета Таджикистана. Такой же грамотой отмечен двадцатилетний труд мастера практического обучения вождению И. И. Кильдашева. Словом, тут есть кому учить, есть у кого учиться. И есть все что нужно для учебы. Даже свой автодром. Пусть не удивляет никого многозначительность этой последней фразы. Вопрос об автодроме в Таджикистане совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Горы занимают 93% территории республики. Каждый клочок земли здесь на счету. И, скажем, у душанбинской технической школы автодрома нет, она «ходит на поклон» к соседям. В таких условиях автодром ленинабадцев, занимающий 5 гектаров, — большое достижение. Но далось оно нелегко. Площадку школа получила у самого подножия гор. Пришлось провести огромную работу, выравнивая ее, удаляя валуны и обломки скал. И тут выручила находчивость. Оказалось, что в соседнем ПТУ, готовящем бульдозеристов, подошла пора практических занятий. Вот будущие бульдозеристы и проявили свое умение на досаафовской территории. Думается, и этот пример может оказаться поучительным. В том смысле, что успех государственно важного дела — подготовки водителей для страны, ее армии, ее народного хозяйства решают инициатива, знания, ответственность людей, которым это дело доверено.МОСКВАРИГАКРАТЧАЙШИМ ПУТЕМЖурнал «За рулем» представляет автомобильную дорогуСхема маршрута — на стр. 10—11Идет к концу третий год десятой пятилетки, пятилетки эффективности и качества. Патриотические почины «Работать без отстающих», «Пятилетке качества — рабочую гарантию», родившиеся в производственных коллективах, получают право на жизнь ив учебных организациях ДОСААФ. Понятно, эффективность и качество имеют здесь свои измерения. Отношение преподавателя и мастера к делу оценивается, конечно, итогом — тем, как усвоили курсанты теорию, какие практические навыки получили они в процессе учебы. А этот конечный итог зависит от квалификации тех, кто учит, их общеобразовательного уровня. Это понимают многие работники школ ДОСААФ. Тот же К. Ф . Пармон считает, что для мастеров обучения вождению недостаточно двух-трехдневных сборов. Им нужны курсы повышения квалификации, то есть учеба обстоятельная, серьезная, включающая и совершенствование чисто водительских качеств, и составление методических разработок, и просто глубокое изучение автомобиля. К этому мнению следует прислушаться. Б. ДЕМЧЕНКО, спецкор «За рулем» г. ДушанбеИз Москвы в Ригу на автомобиле, как известно, можно проехать разными путями. До сих пор наиболее популярными среди автотуристов были два: по Минскому шоссе через Смоленск и Витебск и по Ленинградскому через Новгород и Псков. Мы хотим познакомить читателей с не менее удобной дорогой по Волоколамскому шоссе через Великие Луки и Резекне. Собственно, это именно та магистраль, которая и поименована в атласах и картах как МоскваРига — ее маршрутная марка «11». Однако в связи с реконструкцией дороги, отсутствием на некоторых участках усовершенствованного покрытия это направление признанием у водителей не пользовалось. Сейчас — другое дело. Хотя на одном перегоне (между Маево и Пустошкой) ремонтные работы еще не закончены, достаточно объехать этот участок через Невель, и у вас на всем протяжении будет под колесами только асфальтобетон. Если к тому же учесть, что даже при объезде, который надо будет делать еще, пожалуй, года два, этот путь в Ригу самый короткий, а интенсивность движения на нем не идет ни в какое сравнение с напряженностью Минского или Ленинградского шоссе, то он в известной мере даже предпочтительнее традиционных направлений. Маршрут интересен своими достопримечательными местами. На нем немало военно-исторических памятников Великой Отечественной войны, таких, как мемориалы и музеи героев-панфиловцев у разъезда Дубосеково под Волоколамском, Героя Советского Союза Александра Матросова в Великих Луках, жертв фашистского террора в Саласпилсе. По пути можно побывать на родине ив музее М. П. Мусоргского под Торопцом, в Пушкинском заповеднике (эта дорога к нему на 200—250 километров ближе любой другой). Наконец, трасса проходит по живописным лесным и озерным участкам Калининской и Псковской областей и юго-востока Латвии, где немало прекрасных мест для отдыха, купания, рыбной ловли. Все это делает дорогу неутомительной и приятной, если не превращать путешествие в гонку. Из Москвы надо выезжать по магистрали М-11, которая берет начало от развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе. На участке до Истры вам придется двигаться с довольно умеренной скоростью: дорога неширокая, с многочисленными поворотами ик тому же проходит через деревни и поселки. Вполне закономерно, что знаками или разметкой проезжей части на этом участке нередко запрещены обгоны, стоянка, а иногда и остановка транспортных средств. Так что проявляйте дисциплину и терпение, не пытайтесь быть быстрее всех. Еще два-три десятка километров, и вы получите возможность ехать с максимально допустимой скоростью. Не в населенных пунктах, конечно (а их на первых 100 километрах трассы довольно много). Кстати, на дороге указатели их наименований двух цветов — белого и голубого (на схеме в части тиража журнала — черного). Напоминаем, что за указателями голубого цвета скоростные ограничения и другие правила движения, принятые для населенных пунктов, не действуют. От Волоколамска и до самых Великих Лук дорога в основном прямая, но проходит по холмистой местности и то взбегает на пригорки, то спускается к мостикам через многочисленные реки и речушки. Видимость в этих условиях порой весьма ограниченна. Поэтому будьте внимательны при обгонах, не выходите перед гребнями на полосу встречного движения. Особого внимания и строгой дисциплины требует участок дороги от границы Латвии до Резекне. Здесь немало крутых поворотов, довольно опасных при высоких скоростях. Меры предосторожности не только не помешают, но просто необходимы. К тому же дорога проходит в лесных массивах, откуда, особенно на рассвете или ранним утром, могут появиться животные. У них «тормозов» нет, так что вся надежда только на ваше благоразумие в выборе скорости и внимательность за рулем. Старайтесь не останавливаться, а тем более надолго, на обочинах. На наш взгляд, в этом и нет необходимости: вдоль всей трассы достаточное количество специально оборудованных площадок, буквально через каждые 10—15 километров. После Нелидово по обеим сторонам дороги немало озер, возле которых есть смысл останавливаться на отдых в жаркую погоду. Озерный край начинается и от границы Латвии, а последние 100 с лишним километров перед Ригой дорога идет по берегу Даугавы. Чтобы поездка была и приятной и безопасной, советуем проделать весь путь за два дня. У вас выйдет по 450—500 километров в сутки. В этом случае для ночлега, если нет палатки, можно остановиться в гостиницах Великих Лук и Невеля, Пустошки. Такой перегон займет часов десять, а больше за рулем находиться просто опасно, да и ни к чему. Так как на пути масса мест для отдыха у рек и озер, можно пройти все расстояние и за три дня. Первая остановка где-нибудь в районе Нелидово—Западная Двина, вторая — Лудза—Резекне. Кстати, в 20 километрах перед Резекне на берегу озера Цирма есть кемпинг. С обслуживанием машины на трассе нет проблем. В среднем через каждые 40—60 километров расположены АЗС, а через 150 — станции технического обслуживания. Немало эстакад и на площадках для стоянки. Бригада «За рулем» Фото В. Хватова5