стиле вождения можно судить хотя бы по тому, что 353 тысячи километров моя машина прошла без какого бы то ни было ремонта. При этом пробеге был произведен только небольшой текущий ре-. монт двигателя — замена поршней, поршневых колец, вкладышей и распределительного вала с шестерней привода. При этом были установлены детали номинальных размеров, которые и поныне исправно работают в моторе. Интенсивность износа основных деталей двигателя зависит не только от стиля езды, но и от условий, в которых он работает. За полмиллиона . километров в бензобаке моей «Волги» не было другого бензина, кроме АИ-93, и ни разу автомобиль не тронулся в путь с холодным мотором. Будь то летом или зимой, но пока температура воды в системе охлаждения не перевалит за 60° С, двигатель работает на холостых оборотах и автомобиль стоит на месте. С максимальными оборотами он не знаком даже в прогретом виде. Есть у «Волги» маленькая, но важная деталь, которую, к сожалению, приходится менять через 60—70 тысяч километров, — термостат. Но, зная за ним .этот грех, я внимательно^ слежу, чтобы температура воды не поднималась, выше 100° С, ' и своевременно определяю момент выхода его из строя. Как и всякий механизм, автомобиль очень чутко реагирует на внимание к себе. Не было случая, чтобы я на своей «Волге» пропустил хотя бы одно техническое обслуживание или оставил хоть один узел неотрегулированным. Так же, как и не было случая, чтобы автомобиль подвел меня в пути неожиданным отказом. Несколько слов о кузове. Впервые серьезный ремонт коснулся его через шесть лет эксплуатации — пришлось заменить проржавевшие передние крылья и одну дверь. Плохо, что завод не делает надежной антикоррозионной защиты скрытых полостей. Не освоена технология ее ив автотранспортных предприятиях. Приходится дедовскими методами мазать пороги и внутреннюю поверхность дверей отработанным маслом, и с грустью чувствуешь свое бессилие остановить ржавчину под крыльями ив глухих местах кузова, куда просачиваемся вода. Через восемь зим забот с кузовом прибавилось, и по сей день в машине лежат баночка с краской и кисточка. Заметил царапину или скол краски — тут же закрасил ее. Сейчас это пять минут, позже процесс ржавления не остановишь и часами ремонта. Многое можно постигнуть собственным опытом, но главное, из чего складывается грамотное обращение с машиной, для меня книги. По ГАЗ—24 я собрал своего рода библиотечку. Здесь и инструкция по эксплуатации, и руководства по ремонту и обслуживанию, есть литература, касающаяся надежности и долговечности автомобиля. В наше время, считаю, непростительно безразличное отношение к технике, с которой живешь в теснейшем контакте.СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАЦВЕТНОЙ БЕНЗИН«Журнал сообщал уже, что этилированные бензины разных сортов окрашиваются, — пишет бакинец А. Яндовицкий. — Однако, покупая недавно АИ-93, я заметил, что он окрашен не так, как указывалось в журнале и справочной литературе. Чем это объясняется?» С таким же вопросом обратились в редакцию Б. Никифоров из Кинешмы, москвич. С. Дмитриев, другие читатели. С 1 января 1979 года в действие вступил ГОСТ 2084—77 «Бензины автомобильные», который предусматривает окраску этилированных бензинов, отличную от применявшейся ранее. Так, А-66 имеет теперь зеленый цвет (вместо оранжевого), А-72 — розовый (ранее не окрашивался), А-76 — желтый (вместо зеленого)-, АИ-93 — оранжево-красный (вместо синего), АИ-98 — синий (вместо желтого).«РЕВЕРСНЫЙ» ПУСК ИСКЛЮЧЕН«Когда я купил мотоцикл «Восход—2», то порой при пуске вал двигателя начинал вращаться в обратную сторону. Новичка, каким был я, это явление застает врасплох, — заключает мотолюбитель из Казани Б. Никифоров и задает вопрос: — Нельзя ли оснастить машину каким-нибудь устройством, чтобы исключить этот «обратный» запуск?» Отвечают специалисты завода. Учитывая пожелания потребителей, завод имени Дегтярева разработал такое устройство для выпускаемых в настоящее время мотоциклов «Восход—2М» и с марта нынешнего года комплектует им двигатели. Речь идет о так называемом безреверсном датчике, встроенном в модернизированный генератор Г427. Это новшество обеспечивает двигателю хорошие пусковые качества и полностью исключает вращение вала в обратную сторону (реверс) при пуске. Модернизированный генератор по присоединительным размерам и посадочным местам взаимозаменяем с прежним. Поэтому он может быть установлен и на «Восходе—2».УДАЛИТЕ ВМЯТИНЫ«На мотоцикле ИЖ при включении сцепления стали ощущаться рывки, а Переключение передач затруднилось. В чем может быть причина?» — спрашивает В. Кольцовский из Алтайского края. Такое явление характерно для всех мотоциклов с многодисковой муфтой сцепления. Возникает оно оттого, что со временем на рабочих поверхностях наружного барабана образуются вмятины, затрудняющие перемещение дисков. Перекашиваясь при включении, они соприкасаются не всей поверхностью, вызывают рывки при троганье и не полностью разъединяются, затрудняя включение передач. Чтобы устранить неисправность, разберите муфту сцепления и осмотрите барабан и зубцы (выступы) на дисках. Личным напильником обработайте пазы и выступы до удаления вмятин, соблюдая три условия. Во-первых, снимайте минимальный слой металла, чтобы не слишком увеличились зазоры между соприкасающимися поверхностями, вызывающие стуки при включении сцепления. Во-вторых, все пазы старайтесь подпиливать одинаково, обеспечивая контакт всех зубьев диска с пазами барабана, иначе будет работать только часть из них, изнашиваясь быстрее часть из ' В-третьих, следите за быстрее прежнего. них, изнашиваясь за прежнего. рабочих следитепазов параллельностью В-третьих, кромок пазов паралбаралельностью рабочих кромок заедания. , барабана, что избавит диски от бана, что избавит диски от заедания. , В дальнейшем старайтесь включать сцепление плавно, не допуская резких ударов дисков о барабан. Это обеспечит долговечность и исправную работу механизма.«СКИФ» СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯАвтолюбители В. Корнилов и Н. Слепченко из Ленинграда, К. Елабугин из Махачкалы, другие читатели просят рассказать, какие изменения введены в конструкцию прицепа модели «Скиф-М». Отвечают работники завода. Автомобильный туристский прицеп постоянно совершенствуется с учетом опыта эксплуатации. Большая работа, проведенная заводом по улучшению его конструкции, технологии .производства, привела к созданию новой модели «81062» «Скиф-М», получившей в прошлом году государственный Знак качества. «Скиф-М» заметно отличается от предшественника. У него несколько иная форма палатки и веранды, более крутой скат крыши, лучше обеспечивающие водонепроницаемость, которой способствует также алюминизированная прорезиненная ткань, примененная для крыши палатки. Она, кстати, хорошо отражает солнечные лучи и защищает помещение от нагрева. Каркас палатки ныне выполняется из алюминиевых, а не стальных труб, что снизило вес и облегчило его установку. Ткань повышенной водоупорности для палатки и веранды имеет ныне более привлекательные цвета, меньше выгорает на солнце, а сетка на окнах стала более прочной. Улучшена внутренняя отделка палатки, ворсонитовый настил пола заменен синтетической ковровой дорожкой. Ступенька для входа в палатку, занимавшая много места, теперь складная. Для повышения надежности и долговечности прицепа изменена конструкция колесных ниш и пола, введены более совершенные антикоррозионные и герметизирующие материалы. Теперь установка палатки занимает меньше времени благодаря тому, что переделанные колышки позволяют регулировать натяжение и длину растяжек. В комплект прицепа введены банка с краской и отрезки ткани на случай мелкого ремонта. Высокие надежность и долговечность, удобства эксплуатации вывели «Скиф-М» модели «81062» на уровень лучших иностранных образцов и способствуют росту спроса на внутреннем и внешнем рынках.ОБОРОТНАЯ СТОРОНА «АВТОМАТИКИ»«Читал, что автоматическим трансмиссиям свойственны повышенные потери энергии по сравнению с коробками передач обычного типа, — пишет ленинградец Д. Севрюгов. — Хотелось бы узнать конкретно, в чем это выражается». Автоматические трансмиссии в настоящее время уже не являются привилегией больших дорогих машин, а все чаще и чаще применяются даже на малолитражных. Для примера возьмем довольно распространенную легковую модель «Фольксваген-гольф ГЛ». Она оснащена двигателем рабочим объемом 1457 смз и мощностью 70 л. с. Ее масса в варианте с четырехместным трехдверным кузовом — 780 кг, а длина — 3815 мм. По данным завода «Фольксваген», с обычной четырехступенчатой коробкой передач машина разгоняется с места до 80 км/ч за 9,2 с, до 100 км/ч — за 14,3 с. При установке гидромеханической трансмиссии приемистость становится хуже — соответственно 10,4 и 16,3 с. Максимальная скорость также несколько страдает145 вместо 150 км/ч. Что касается эксплуатационного расхода топлива, то с обычной коробкой передач он составляет в среднем 9,1 л/100 км, а с «автоматикой» — 9,7 л/100 км. Правда, автоматическая трансмиссия существенно облегчает управление машиной, но ради удобства надо чем-то жертвовать.Читатель — шурнал — заводВОССТАНАВЛИВАТЬ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНООдессит А. Лобачев посетовал на то, что приходится выбрасывать колодки передних тормозов автомобилей ВАЗ, на которых износился фрикционный материал. «Неужели нельзя реставрировать их?» — спрашивает он. С письмом редакция ознакомила Волжский автозавод. Как нам сообщили, на ВАЗе прорабатывалась технология ремонта передних тормозных колодок в расчете на заводские условия. Оказалось, что очистка металлических пластин от фрикционного материала и последующая их обработка довольно сложна, трудоемка и экономически невыгодна не только заводу, но и потребителю. Ведь реставрированная колодка стоит в два раза дороже, чем новая. Вот почему нецелесообразно изношенные тормозные колодки восстанавливать для повторного использования.19