Гонку ведут операторыСоветские автомоделисты начинают _в первые дни года стартами моде_ лей автосаней. Затем в борьбу вступают спортсмены, конструирующие скоростные кордовые модели, копии, за ними — радиоуправляемые. К встречам последних отношение особое. Оно объясняется появлением на спортивной арене совершенно нового класса — скоростных радиоуправляемых моделей. Вплоть до последних лет у нас проводились состязания между моделями-копиями (фигурного курса) серийных автомобилей на 100-метровой сложной трассе. Благодаря хитроумной системе исполнительных механизмов эти маленькие машинки показывали на ровной асфальтированной площадке целый каскад фигур высшего автомобильного «пилотажа»: «восьмерки», «змейки», «движение задним ходом», «проезд сквозь узкие ворота» и т. п. Однако скорости, развиваемые ими, были недостаточно высоки, да и стартовали они по одной, что, конечно, снижало зрелищность соревнований. Новые модели — скоростные радиоуправляемые — стартуют вместе по пятьшесть, и болельщики видят весь ход борьбы. Стоят на них не бесшумные электрические, а «громкоголосые» двигатели внутреннего сгорания. И наконец (что самое главное), они развивают скорости, сопоставимые с автомобильными. III Всесоюзные соревнования по радиоуправляемым моделям были весьма представительными. В Тбилиси на большой асфальтированной площади на берегу Куры собралось около 60 участников, приехавших из 11 союзных республик, Москвы и Ленинграда. Первыми приняли старт скоростные модели формулы I. (Ф-1) — это копии автомобилей с открытыми колесами. Их было шестнадцать. Победитель определялся по сложной многоступенчатой системе зачета, Отмашка судьи-стартера — и шесть моделей начали однокилометровую гонку. Крутые повороты, захватывающая борьба на прямых — все было как на настоящих шоссейно-кольцевых гонках. По результатам трех туров, победителем в классе моделей Ф-1 вышел экипаж из Грузии в составе мастера спорта Д. Чхаидзе (оператор) и мастера спорта Н. Осиновского (механик). Их машина в iHHanbHoft 20-минутной гонке прошла 3 круга. На втором месте — также спортсмены из Грузии — мастер спорта Г. Бахтадзе (оператор) и В. Циклаури — 28 кругов. На третьем — спортсмены из Таджикистана — перворазрядник A. Найко (оператор) и его отец кандидат в.мастера спорта Б. Найко — 26 кругов. Не менее напряженно проходили гонки моделей в классе Ф-2 — копии автомобилей с закрытыми колесами. На старт вышли 20 участников. Победителями здесь стали спортсмены из Литвы — мастер спорта Г. Висоцкас и кандидат в мастера спорта В. Чаховский — 38 кругов. Вторые — ленинградцы мастер спорта B. Аркадьев и кандидат в мастера С, Ралецкий — 29 кругов. Третий результат у представителей Украины — перворазрядника В. Старчевского и перворазрядника И. Лебединского — • тоже 29 кругов, но с худшим временем. А затем трасса была предоставлена спортсменам с радиоуправляемыми моделями фигурного курса. Никогда еще кордодромы страны не видели такого безупречного и быстрого прохода трассы, какого добился мастер спорта из Литвы Г. Висоцкас: его копия автомобиля «Лотос» без единой ошибки прошла 100метровую трассу за 31,4 с. На втором месте был мастер спорта Д. Чхаидзе, на третьем — мастер спорта из Белоруссии В. Олейник. А на десерт была преподнесена сенсация. Впервые в нашей стране стартовали радиоуправляемые модели совершенно нового класса «юниор».* Их отличие от традиционных — упрощенный кузов, который способен сделать даже начинающий спортсмен. Победителем в этом классе стал тбилисский школьник П. Шарипошвили, показавший совсем «взрослое» время — 36,8 с. Второй результат — у Д. .Дурдина из Москвы. Р. ОГАРКОВ. судья республиканской категорииСПОРТИВНЫЙ ГЛОБУСматическая подвеска и другие новинки встречаются в самых разнообразных сочетаниях. Лучшие образцы мотоциклов располагают мощностью 28—30 л. с. Сочетание быстроходных машин с большим числом талантливых спортсменов делает в этом году чемпионат особенно интересным. I этап (Австрия). 1-й заезд: 1. Г. Эвертс (Бельгия), «Сузуки» 2. Г. Райе (Бельгия), «Ямаха»; 3. А. Ватанабе (Япония), «Сузуки»; 4. И. Хуравый (ЧССР), 43; 5. 3. Лернер (Австрия), КТМ; 6. В. Нани (Италия), «Жилера»; 7. Ю. Худяков (СССР), 43. 2-й заезд: 1. Эвертс; 2. Ватанабе; 3. Лернер; 4. Д. Перфини (Италия), СВМ; 5. Г. Лильегрен (Финляндия), «Априлиа»; 6. М. Ринальди (Италия), «Априлиа». II этап (ФРГ). 1-й заезд: 1. Эвертс; 2. Ватанабе; .3. Д. Дзокки (Италия), «Гаджина»; 4. Хуравый; 5. М. Аутио (Италия), «Сузуки»; о. Лильегрен. 2-й заезд: 1. Эвертс; 2. Ватанабе; 3. Худяков; 4. М. Миеле (Италия), КТМ; 5. Лильегрен; 6. Аутио. III этап (Голландия). 1-й заезд: 1. Эвертс; 2. Ватанабе; 3. Аутио; 4. Райе; 5. Д. Вильстра (Голландия), «Сузуки»; 6. П. Гроневельд (Голландия), «Хонда»... 8. А. Корнеев (СССР), 43. 2-й заезд: 1. Эвертс; 2. Ватанабе; 3. Гроневельд; 4. Аутио; 5. Вильстра; 6. Лернер. Сумма очков после трех этапов: Эвертс — 90, Ватанабе — 70, Аутио — 29, Гроневельд — 22, Лернер — 21, Хуравый — 20.МОТОКРОССПервенство мира в нлассе 250 см в нынешнем году вновь разыгрывается в 12 этапов, по два заезда в каждом. К началу чемпионата ведущие заводы, делающие кроссовые мотоциклы, подготовили новые, усовершенствованные модели. Лучшие уникальные образцы уже располагают мощностью 4445 л. с. При массе машины около 90 — 95 кг это означает почти такой же запас Мощности, как у мотоциклов для спидвея. Следовательно, к мастерству гонщика предъявляются еще более высокие требования. У новейших моделей подвеска с очень большим ходом колес — до 280—300 мм. Почти у всех мотоциклов — пять-шесть передач, очень жесткие рамы. I этап (Испания). 1-й заезд; 1. Я. Фальта (ЧССР), 43; 2. X. Карлквист (Швеция), «Хускварна»; 3. Р. Диффенбах (ФРГ), «Кавасаки»; 4. В. Семменс (Англия), «Майко»; 5. Н. Хадсон (Англия), «Майко»; 6. В. Кавинов (СССР), КТМ. 2-й заезд: 1. Карлквист; 2. А. Элиас (Испания), «Бультако»; 3. Хадсон; 4. Г. Майш (ФРГ), «Майко»; 5. Фальта; 6. Г. Моисеев (СССР), КТМ. II этап (Голландия). 1-й заезд: 1. Карлквист; 2. Моисеев; 3. В. Вилькен (Голландия), «Хускварна»; 4. Хадсон; 5. К. ван ден Веен (Голландия), «Майко»; 6. Кавинов. 2-й заезд: 1. Карлквист; 2. ван ден Веен; 3. Моисеев; 4. Вилькен; 5. Хадсон; 6. Я. ван Вельтховен (Бельгия), КТМ. III этап (Италия). 1-й заезд: 1. Хадсон; 2. Кавинов; 3. Диффенбах; 4. ван Вельтховен; 5. Майш; 6. Фальта. 2-й заезд: 1. Карлквист; 2. Моисеев; 3. Кавинов; 4. Хадсон; 5. Майш; 6. Диффенбах. IV этап (Бельгия). 1-й заезд: 1. Хадсон; Я. Моисеев; 3. Карлквист; 4. Диффенбах; 5. ван ден Веен; 6. ван Вельтховен. 2-й заезд: 1. Карлквист; 2. Хадсон; 3. Моисеев; 4. ван Вельтховен; 5. Г. Иобе (Голландия), «Сузуки»; 6. Вилькен. Сумма очков после четырех этапов: Карлквист — 97, Хадсон — 80, Моисеев — 61, Диффенбах — 37, Кавинов — 35, ван Вельтховен и Фальта — по 30.3АВТОГОНКИНа первых этапах чемпионата мира — автомобили формулы I — все машины имели примерно одинаковую снаряженную массу (около 480 кг), но ощутимо различались по мощности («Рено» — 530 л. с , «Брэбхэм-альфа-ромео» — 525 л. с , «Феррари» — 510 л. с , остальные машины с моторами «Форд-косворт» — от 485 до 500 л. с). IV этап (США): 1. Ж. Вильнев (Канада), «Феррари-312-Т4»; 2. И. Шехтер (ЮАР), «Феррари-312-Т4»; 3. А. Джонс (Австралия), «Вильямс-ФВ-06»; 4. М. Андретти (США), «Лотос-79»; 5. П. Депэлле (Франция), «Лижье-ЖСП»; 6. Ж. Жарье (Франция), «Тиррел-009». V этап (Испания): 1. Депэлле; 2. К. Рейтеманн (Аргентина), «Лотос-79»; 3. М. Андретти (США), «Лотос-80»; 4. Шехтер; 5. Жарье; 6. Д. Пирони (Франция), «Тиррел-009». VI этап (Бельгия): 1. Шехтер; 2. Ж. Лаффит (Франция), «Лижье-ЖСП»; 3. Пирони; 4. Рейтеманн; 5. Р. Патрезе (США), «Эрроус»; 6. Д. Уотсон (Англия), «МакЛарен-М26». Сумма очков после шести этапов: Шехтер и Лаффит — по 24, Вильнев и Депэлле — по 20, Рейтеманн — 19, Андретти — 12.t* * *Чемпионат мира в классе 125 см3 проводится тоже в 12 этапов. Здесь специалисты отмечают в развитии конструкция наиболее ярко выраженный прогресс. Водяное охлаждение, распределение смеси дисковым золотником, тефлоновое покрытие камеры сгорания, пневПОПРАВКА В февральском номере журнала в статье «Перед техосмотром» допущена ошибка. Высота между центрами ручек спортивного руля на мотоцикле и плоскостью его седла должна составлять 260—280 мм. Приносим читателям извинения. Главный редактор И. И. АДАБАШЕВ Редакционная коллегия: Л. Л. АФАНАСЬЕВ, Г. М. АФРЕМОВ, А. Г. БАБЫШЕВ, П. Ф. БАДЕНКОВ, И. М. ГОБЕРМАН, С. Н. ЗАЙЧИКОВ, Г. А. ЗИНГЕР, В. П. КОЛОМНИКОВ, А. Е. КУНИЛОВ, Н. И. ЛЕТЧФОРД, Б. П. ЛОГИНОВ, В. В. ЛУКЬЯНОВ, Д. В. ЛЯЛИН, Б. Е. МАНДРУС (отв. секретарь), В. Л. МЕЛЬНИКОВ, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, М. Г. ТИЛЕВИЧ (зам. главного редактора), А. М. ХЛЕБНИКОВ, К. Н. ХОДАРЕВ, Л. М. ШУГУРОВ, Л. А. ЯКОВЛЕВ Зав. отделом оформления Н. П. Бурлака. Художественный редактор В. П. Макаров. Корректор М. И, Дунаевская Адрес редакции: 103092, Москва, К-92, Сретенка, 26/1. Телефоны: 207-19-42, 207-16-30. Сдано в произвол. 28.4.1979 г. Подписано в печать 28.5.1979 г. Тираж 3 200 000 Рукописи не возвращаются. Бум. 60x90%, 2 бум. л. = 4 п. л. Цена 80 коп. Зак. 2514 Г-24462 3-я типография Воениздата Издательство ДОСААФ, Москва ©«За рулем», 1979 г.