ИВЯНа основании стендовых и дорожных испытаний заводом определена довольно значительная долговечность и работоспособность этих узлов и деталей. На практике картина, естественно, получается несколько иной. Анализ причин досрочного выхода их из строя показывает, что решающими факторами оказываются условия эксплуатации и режимы работы, задаваемые водителями. Так, сроки службы амортизаторов, шаровых опор, рычагов передней подвески во многом зависят от правильного выбора скорости движения, а долговечность распределительного вала и рычагов в приводе клапанов определяется правильностью регулировки теплового зазора и режимом работы двигателя. Ресурс дисков сцепления и деталей тормозной системы в первую очередь зависит от манеры вождения автомобиля и квалификации водителя. Долговечность аккумуляторной батареи находится в прямой связи с условиями ее хранения и соблюдением правил ухода и т. д. Таким образом, водитель во многом сам определяет эксплуатационную надежность автомобиля и расходы на поддержание его в исправном состоянии. Умение правильно сбалансировать доход и расход для семьи также важно, как и на любом предприятии, хотя масштабы здесь, конечно, несоизмеримы, и означает оно прежде всего способность четко ориентироваться в каждой из статей расхода, без чего немыслима какаялибо попытка разумно сократить их. Эксплуатационные затраты на автомобиль индивидуального пользования подсчитываются по формуле:К - 1ТАБЛИЦА 4 Эксплуатационные затраты В. Абрамова на автомобиль ВАЗ—21011 В среднем за один годСтатьи затратвсех видов налогов и сборов, связанных с использованием автомобиля. При укрупненных расчетах считают, что величина этих расходой пропорциональна длине автомобиля (1) и обратно пропорциональна годовому пробегу (L) С г = . Принимая коэффициент пропорциональности (К) для автомобилей индиви5 дуального пользования равным 10 , длину автомобиля 4,07 м, а средний годовой пробег 15 000 километрам, получим Сг = =27,1 коп/100 км. Затраты на шины определяются по специальной формуле и для легкового автомобиля с пятью колесами (включая запасное) равны 0,01 от цены шины, или Сш = 0 , 6 7 руб/100 км = 67,0 коп/100 км. Остается только сложить все затраты, что и сделано в табл. 3. ТАБЛИЦА 3 Средние затраты на автомобиль ВАЗ—2101 индивидуального пользования за год эксплуатации Затраты, коп/ 100 км 198,0 206,0 75,0 53,3 27,1 67,0 626,4руб. 1 %Бензин АИ-93 Масла Запасные части и дополнительное оборудование Автокосметика Техническое обслуживание на СТО Оплата услуг за мелкий ремонт (вне СТО) Страховые взносы, налоги, техосмотры Прочие расходы Итого 385.6 4,7 204,0 7,7 143,3 23,0 61,0 12,7 842,0 45,8 0,6 24,2 0,9 17,1 2,7 7,2 1.5 100,0%Статьи затрат Амортизация Топливо Техническое обслуживание и эксплуатационные материалы Текущий ремонт Гараж-стоянка Шины Итого(_. = L.a -}- С т -f- (_-т0 Т" ^ р ~ " ^-т "Т *-*ш 1Т представляющей собой сумму затрат: С а — на амортизацию автомобиля; С т — на топливо; С то — на техническое обслуживание и эксплуатационные материалы; С р — на текущий ремонт; С г — на содержание гаража-стоянки; С ш — на шины. Амортизационные отчисления на ВАЗ—2101 определяются нормами, утвержденными Советом Министров СССР 14 марта 1974 года, едины для всей страны и равны 0,36% от его стоимости (для владельца машины — цены) на 1000 километров пробега. Приведя их к привычным нам 100 километрам, получим, что С - 1,98 руб. /100 км = 198 коп./ 100 км. Затраты на топливо определяются ценой топлива (Ц т ), равной для бензина АИ-93 20 коп/л, и эксплуатационным расходом его (Q), который для ВАЗ2101 индивидуального пользования составляет 10,3 л/100 км. Подставив эти цифры в формулу СТ =Ц Т -<Э, получим 206 коп/100 км. Затраты . н а техническое обслуживание и эксплуатационные материалы Ст0 включают цену замененных при ТО деталей и ( Ц зд ) . цену самого обслуживания (Цто) эксплуатационных материалов ( Ц 9м ) . В се три величины определяются на основе утвержденного перечня регламентных работ при обслуживании по талонам сервисной книжки с использованием эксплуатационных расходов трансмиссионного и моторного масел, консистентных смазок и технических жидкостей. В результате получены следующие усредненные данные: на замену деталей при ТО—Ц 41,8 коп/100 км: на работы при ТО — эл 'т о = 24,9 коп/100 км; на эксЦ плуатационные материалы — Ц эы = 8 ' 3 коп/100 км, которые в сумме дадут 75,0 коп/100 км. Затраты на текущий ремонт автомобиля (Ср) состоят из цены замененных деталей (Ц д ) и трудовых затрат, связанных с заменой (Ц р ), то есть Ср = Ц д - г Цр . Обе составляющие формулы определены наблюдениями за эксплуатацией автомобилей ВАЗ—2101 в Ленинграде и области и составляют 40,5+12,8=53,3 коп/100 км. В затраты на содержание гаража-стоянки условно включается также оплатаТаким образом, в первые три-четыре года стоимость каждой сотни километров на собственном ВАЗ—2101 можно удержать на уровне 6 рублей и, планируя среднегодовой пробег в 15 000 километров, отложить из семейного бюджета чуть более 900 рублей. Результаты специальных исследований подтверждает личный опыт москвича В. Абрамова. Его письмо в редакцию мы приводим полностью. В течение трех лет я учитывал все расходы по содержанию автомобиля. Новый ВАЗ—21011 был куплен в январе 1976 года. Все операции по регулировке, обслуживанию и ремонту выполнял на СТО. Исключение составили простейшие работы (замена перегоревших ламп, предохранителей, доливка масла в картер, дистиллированной воды в аккумулятор и т. п.). Аварий не было. Пробег машины в 1976 году — 21 000, в 1977 году — 21 000 ив 1978 году — 18 500 километров. Дороги — 80% с асфальтобетонным покрытием, 20% — грунтовые. Половина общего пробега — в городе. Машина хранится без гаража, но под тентом. Все эксплуатационные затраты я дифференцировал на восемь статей (табл. 4) и привожу их в ценах, действующих с 1978 года. В статье «Запасные части и дополнительное оборудование» учтено приобретение наиболее ходовых запчастей и материалов, которые необходимо иметь под рукой или брать в дорогу. Это, например, тент, замки для колес и бензобака, противоугонное устройство, приспособление для быстрого снятия наружного зеркала, чехлы для сидений, резиновые коврики, лебедка, багажник, набор крепежных болтов, крышка распределителя, прерыватель, запасные лампочки, предохранители. Весь комплект шин (по этой же статье) заменен на третий, год эксплуатации, после пробега 47 000 километров. Под «Автокосметикой» имеется в виду приобретение и использование препаратов по уходу за лакокрасочным покрытием и хромированными деталями кузова.В затраты на «Техническое обслуживание на СТО» включена цена семи ТО в соответствии с рекомендациями завода. Сюда же включены расходы по обработке машины «Тектилом» и замене термостата, одной фары, стеклоподъемника левой передней двери, аккумулятора. В промежутках между техническими обслуживаниями на специализированных станциях возникала необходимость в мелких ремонтах и регулировках. Например, регулировали тормоза, заменили прерыватель в системе зажигания, чистили и регулировали карбюратор и т. п. Эти работы выполнялись вне СТО с оплатой без прейскурантов. Часть затрат связана с добровольным страхованием машины (на 3000 рублей), а также с уплатой обязательных налогов на эксплуатацию автотранспорта и технических осмотров. К прочим расходам я отношу вступительные годовые взносы в общество «Автомотолюбитель», а также штрафы за незначительные нарушения правил движения. Таким образом, среднегодовые затраты на эксплуатацию личного автомобиля составили 842 рубля, или 70 рублей с копейками ежемесячно. Средний расход бензина я поддерживаю на уровне 9,6 л/100 км. Без учета амортизации машины стоимость 100 километров пробега — 4 руб. 20 коп.Для вас и вашей машины Регулировка с индикаторомКаждый автомобилист знает, как важно точно установить клапанные зазоры в двигателе. Публикации в журнале на эту тему всегда вызывают живой интерес у читателей. Владельцам «жигулей» можем сообщить, что Ленинградское инструментальное производственное объединение наладило выпуск приспособления 88700 для регулировки клапанных зазоров (см. фото), сделанное подобно предложенному В. Кормилицыным в июньском номере журнала «За рулем» за прошлый год. Комплект, уложенный в добротный футляр, помимо основания и индикатора включает, вильчатый ключ, облегчающий поднятие рычагов, и инструкцию, подробно излагающую порядок регулировки. Цена приспособления — 11 руб. 50 коп. Оно начало поступать в. магазины автомобильных товаров. Сведениями о наличии приспособления в том или ином магазине редакция не располагает.15