Обществу содействия обороне МНР — 5 0летОСЕДЛАВ МОТОРНОГО «КОНЯ»В июле нынешнего года Обществу содействия обороне МНР исполняется 50 лет. За свою полувековую историю OCO немало сделало в военно-патриотическом и интернациональном воспитании молодежи, в подготовке технических специалистов для народного хозяйства и армии республики, развитии военно-технических видов спорта. На государственном гербе МНР изображен всадник. И действительно, было время, когда конь олицетворял единственное средство передвижения в республике. С первых дней победы народной революции был взят курс на развитие промышленности и сельского хозяйства, науки и культуры, на повышение жизненного уровня народа. Страна, вступившая на путь строительства социализма, остро нуждалась в тракторах и экскаваторах, автомобилях и станках, другой технике. Неоценимую помощь в этом нам оказал и оказывает Советский Союз. В 30-х' годах началось широкое внедрение техники в народное хозяйство. Чтобы быстрее обучить свои национальные кадры, их прикрепляли к высококвалифицированным советским специалистам, трудившимся в Монголии. Коня на дорогах потеснили самосвалы, панелевозы, автобусы, легковые машины и мотоциклы. Последние пользуются особенно большой популярностью в Монголии. Их можно увидеть чуть ли не у каждой юрты, даже в отдаленных сомонах (районах). После народной революции были приняты конкретные меры по внедрению в жизнь населения физической культуры и спорта. Нарастающими темпами шла механизация народного хозяйства, а также быта трудящихся. Все это дало толчок развитию военно-технических видов спорта. В 1933 году в честь 12-й годовщины победы народной революции были проведены первые в нашей стране состязания мотоциклистов. Спортсмены выступали на собственных машинах. С того времени и до 1955 года, когда стали проходить чемпионаты страны, у нас устраивали мотосоревнования, приуроченные к праздникам и знаменательным датам. Большую помощь в развитии спорта в Монголии, в том числе мотоциклетного, оказали советские тренеры. В 1955 году при нашем Комитете по физической культуре и спорту по инициативе мастера спорта Алексея Пискарева была организована первая мотосекция. Инструктором стал тов. Нямсурэн, ныне машинист депо Уланбаторской железной дороги. В этой секции занималось 13 мотоциклистов, имевших свои ИЖ —49. Тренировались два раза в неделю, выступали в соревнованиях. Среди этих пионеров мотоспорта были наши мастера старшего поколения Ц. Адилбиш, Д. Базарсад, Н. Элбэг, С. Ойдов и Б. Дамбий. В разные годы с монгольскими мотоциклистами работали приглашенные из Советского Союза специалисты — тренеры Н. Абдрахманов, Ю. Христофоров и другие. 2 мая 1955 года состоялся первый чемпионат МНР по мотокроссу на дистанции в 50 километров. Он вызвал большой интерес у жителей столицы. На соревнованиях присутствовало более 5 тысяч зрителей. За гонками наблюдали руководители нашей партии и правительства товарищи Ю. Цеденбал и Ж. Самбу. Первое место занял спортсмен из общества «Худулмур» («Труд») Д. Базарсад. До 1967 года чемпионаты республики проводились каждый, сезон. Нужно учесть, что тогда у нас не было спортивных мотоциклов, и участники с большим энтузиазмом, преодолевая трудности, сами готовили собственные машины к соревнованиям. С 1965 года мы начали получать из Советского Союза мотоциклы М—72 и другие модели, предназначенные для гонок. Стала укрепляться материально-техническая база спортивно-технических клубов. Благодаря вниманию и принятым партией и правительством МНР мерам по дальнейшему развитию мотоспорта произошли качественные изменения в самом проведении соревнований, повысилась их массовость, мастерство участников; были подготовлены судьи республиканской категории (первым среди них стал Л. Тэрбиш). Наряду с мужчинами в мотоспорт пришли и женщины. Поначалу в Секции принимали только тех, кто имел мотоцикл. После обучения наиболее способным выдавали спортивные машины. В начале 60-х годов развитие мотоспорта в республике достигло такого уровня, что появилась возможность и потребность в выходе на международную арену. Официальным дебютом стало выступление монгольских мотоциклистов в чемпионате Европы по мотогонкам на льду, проходившем в Советском Союзе. И здесь большую помощь нашим спортсменам в подготовке техники и освоении езды по ледовой дорожке оказали советские механики, тренеры и гонщики. Монгольские «ледовики» выступали во многих городах СССР. Особенно заметных успехов добился . мастер спорта Ж. Сэржбудэ, который в полуфиналах чемпионатов Европы занимал призовые места. Новым шагом в развитии мотоспорта в МНР и фактом признания его авторитета на международной арене явилось вступление нашей страны в ФИМ в 1965 году. Теперь на счету монгольских мотоциклистов немало наград, завоеванных в различных международных соревнованиях. В настоящее время у нас проводятся чемпионаты по мотоспорту в аймачном (областном) и городском масштабах ежегодно, а в республиканском — раз в два года. Кроме того, через каждые четыре года проходит Спартакиада по техническим видам спорта. Это позволило привлечь к соревнованиям многих любителей мотоцикла. В республике сейчас 35 мастеров спорта, более 20 судей республиканской категории, а спортсменов-разрядников и судей — более 1000. В целях дальнейшего развития технических видов спорта постановлением Политбюро ЦК МНРП в 1975 году было намечено создание добровольных спортивно-технических клубов (на общественных началах) и поставлена задача превратить технический спорт во всенародный. Она успешно претворяется в жизнь. В качестве примера можно привести деятельность добровольного клуба при Уланбаторском совете ОСО МНР, созданного в медицинском институте по инициативе заведующего кафедрой физкультуры, заслуженного учителя республики, мастера спорта тов. Лувсандаша. Здесь многие молодые люди получили прочные навыки в управлении мотоциклом, привлечены к этому интересному и мужественному виду спорта. Менее развит в Монголии автоспорт. В основном проводятся соревнования по фигурному вождению машин и на экономию топлива. Такие состязания — непременный атрибут праздников в честь знаменательных дат, они также входят в программу спартакиад. Монгольские автомобилисты имеют и некоторый опыт зарубежных выступлений. Так, водитель 22-й автобазы столицы тов. Чулунсух одержал победу в соревнованиях по фигурному вождению среди молодежи социалистических стран, которые проводились в 1972 году в ПНР. Развитие военно-технических видов спорта, в том числе мотоциклетного и автомобильного, позволяет Центральному совету, аймачным комитетам, первичным организациям Общества содействия обороне МНР, которое объединяет в своих рядах более 278 тысяч членов, успешно решать задачи по военно-патриотическому и интернациональному воспитанию молодежи, подготовке технических специалистов для народного хозяйства и армии республики. При этом особую дань признательности мы отдаем ДОСААФ СССР, которое всегда оказывает нам помощь и поддержку, богатый опыт которого мы изучаем постоянно. Все наши успехи в развитии военнотехнических видов спорта являются плодами интернационального сотрудничества между Монголией, Советским Союзом и другими братскими социалистическими странами. Г. ОНЦОР, начальник Центрального автомотоклуба ОСО МНРНастала пора финальных стартов VII летней Спартакиады народов СССР. В этом грандиозном по своим масштабам и значимости смотре народного здоровья участвуют и представители военно-технического спорта. Они разыгрывают награды по 25 видам соревнований, в том числе по 12 автомобильным, мотоциклетным и автомоделизму. Как же будут отмечены лауреаты скоростных трасс, воздушных, водных и земных арен? Жетоны, призы, вымпелы и дипломы для победителей и призёров в личном и командном зачете уже ждут своих будущих владельцев в штабе Спартакиады по военно-техническим видам спорта. Вот главные из них. Переходящий приз Совета Министров СССР (вверху слева) будет вручен сборному спортивному коллективу республики или городов Москвы и Ленинграда,^внявшему первое общекомандное место по итогам финальных всесоюзных соревнований. До этого им владела сборная РСФСР. Переходящий приз, учрежденный ВЦСПС (внизу слева), предназначен коллективу, который добьется лучших показателей в массовости соревнований. В штаб Спартакиады он прибыл из организации ДОСААФ Белорусской ССР, которая завоевала его в 1975 году. С того же времени находился на хранении в §еспубликансной организации ДОСААФ стонской ССР переходящий приз Комитета по физической культуре и спорту СССР (вверху справа): на предыдущей VI Спартакиаде она добилась самых высоких результатов в подготовке мастеров спорта. Какая надпись появится теперь в паспорте этой красивой вазы? И, наконец, один из переходящих призов ЦК ДОСААФ СССР. Такие кубки будут вручены тем сборным спортивным коллективам, которые займут с третьего по шестое включительно общекомандные места по итогам финальных всесоюзных соревнований. Четыре года назад этими призами были награждены дрсаафовские организации Украинской ССР, г. Ленинграда, Эстонской и Латвийской ССР. Скоро мы узнаем победителей и призеров Спартакиады. Финальные соревнования уже начались.