СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАСреди важнейших задач, стоящих сегодня перед автомобилестроителями, — повышение топливной экономичности и снижение токсичности отработавших газов. Успешное решение этих двух, тесно связанных проблем в первую очередь определяется совершенством топливоподающей аппаратуры. Это значит, что в ее конструкции нужны устройства, оптимизирующие работу двигателя. «Оптимизирующие» — означает создающие наивыгоднейшие условия для приготовления и подачи в цилиндры горючей смеси. Она должна наилучшим образом соответствовать переменным (иначе говоря, нестационарным) режимам работы двигателя, а характеристики этих режимов — быть неизменными на протяжении длительного периода эксплуатации. Среди довольно широкого многообразия появившихся за последнее время устройств, оптимизирующих работу двигателя, можно выделить три. С каждым (подробнее речь о них пойдет ниже) димитровградский автоагрегатный завод имени 50-летия СССР совместно с управлением главного конструктора ВАЗа, НАМИ и ЦНИТА немало экспериментировал и после всесторонних испытаний применил их на карбюраторе новой конструкции. «Озон» (рис. 1) по сравнению с предыдущими моделями («За рулем», 1977, № 6) карбюраторов ДААЗа получил три новых устройства. Автомат пуска и прогрева двигателя исключает вмешательство водителя, порой не всегда достаточно квалифицированное. Это устройство обеспечивает нормальный пуск и прогрев двигателя при температуре окружающего воздуха до минус 25°. Оно сокращает время работы двигателя на богатых смесях во время прогрева с прикрытой воздушной заслонкой, поскольку режим его работы не зависит от навыка или индивидуальных особенностей водителя. Таким образом, уменьшается выброс в атмосферу окиси углерода (то есть продуктов не полностью сгоревшей рабочей смеси), сокращается расход топлива, упрощаются действия водителя — нет необходимости при пуске и прогреве холодного двигателя вручную управлять воздушной заслонкой карбюратора. Этот автомат (рис. 2) представляет- собой воздушную заслонку 6в первичной камере карбюратора, термосияовой элемент 1, который по мере прогрева двигателя по заданной программе открывает заслонку через соединяющий их привод. Программа определена подбором характеристик (интервала температур срабатывания) наполнителя элемента 1, который обогревается потоком охлаждающей жидкости двигателя, поступающей через патрубки 2и 11 в крышку 10. При прогреве двигателя и, соот-«ОЗОН»вететвенно, постепенном нагревании элемента жидкостью происходит последовательное расширение наполнителя. Он увеличивается в объеме и воздействует через тягу 9и рычаг 7 на воздушную заслонку в, открывая ее, и через систему фигурных рычагов — на дроссельную заслонку 5 первичной камеры, прикрывая ее. Помимо этого основного назначения автомат пуска и прогрева обеспечивает дополнительное открытие воздушной заслонки в начале движения автомобиля при еще не полностью прогретом двигателе. Кроме того, он фиксирует эту заслонку не полностью закрытой на остывающем двигателе (чтобы избежать ее примерзания). Пневматический привод дроссельной заслонки вторичной камеры. У карбюраторов с последовательным включением смесительных камер один из важных моментов в работе — вступление в действие вторичной камеры. В момент открытия ее дроссельной заслонки поток воздуха в карбюраторе раздваивается и происходит резкое переобеднение горючей смеси. Поэтому для вторичной камеры регулировку дозирующих элементов устанавливают на обогащение, так как именно эта камера должна обеспечить хорошую динамику автомобиля и высокую максимальную скорость. Однако, в свете современных требований по снижению токсичности отработавших газов, чрезмерно обогащенная топливная смесь на переходных режимах нежелательна, поскольку она полностью не сгорает. Избежать этого недостатка можно, применив взамен чисто механическогб пневмомеханический привод дроссельной заслонки вторичной камеры. Он обеспечивает более плавное ее включение и делает ненужным сильное обогащение смеси. Основа этого привода (рис. 3) — диафрагменный механизм 1. Одна из полостей его корпуса, разделенная подпружиненной диафрагмой 2, связана каналами с узкой частью диффузоров первичной и вторичной камер через управляющие жиклеры 8и9и каналы. Под воздействием меняющегося разрежения диафрагма 2 действует на шток 3и систему рычагов 5, 6, 7, связанных с дроссельной заслонкой 4 вторичной камеры. Пневмопривод автоматически регулирует положение заслонки 4 по мере изменения скоростного режима работы двигателя. Кроме того, с увеличением нагрузки (при неизменном полном открытии дроссельной заслонки в первичной камере) число оборотов двигателя, а следовательно, и разрежение в управляющих жиклерах 8и9 обеих камер уменьшается. В этих условиях диафрагменный механизм не в состоянии удерживать дроссельную заслонку вторичной камеры открытой, преодоле-Рис. 1. Общий вид карбюратора «Озон»: 1 — автомат пуска и прогрева; 2 — пневматический привод дроссельной заслонки вторичной камеры; 3 — автономная система холостого хода с клапаном, отключающим подачу топлива на принудительном холостом ходу.Рис. 2. Автомат пусна и прогрева: 1 — термосиловой элемент; 2 и 11 — патрубки подвода охлаждающей жидкости; 3 — пусковое устройство; 4 — канал, сообщающий полость пускового устройства с эадроссельным пространством первичной камеры; 5 — дроссельная заслонка первичной камеры; в — воздушная заслонка; 7 — рычаг; 8 — ось воздушной заслонки; 9 — тяга; 10 — крышка. вая сопротивление пружин. Поэтому она начинает прикрываться, и основной поток воздуха следует уже через первичную камеру; его скорость там возрастает, н в результате происходит более тонкое распыливание топлива, иными словами, улучшается смесеобразование. При резком «сбросе газа», то есть при закрытии дроссельной заслонки первичной камеры, связанный с заслонкой рычаг блокировки 7 вмешивается в работу пневмопривода и принудительно закрывает через рычаг 6 дроссельную заслонку 4 вторичной камеры. Таким образом предотвращается повышенное число оборотов двигателя в этот период. В то же время создание разрежения в полости над диафрагмой 2 благодаря соединению ее с диффузорами вторичной и первичной камер исключает возможность самоколебаний механизма пневмопривода. Автономная система холостого хода с клапаном отключения подачи топлива на принудительном холостом ходу. В современных карбюраторах система холостого хода корректирует совместно с главной дозирующей системой состав смеси на всех режимах работы. Как показали исследования, в условиях интенсивного городского движения через систему холостого хода в двигатель поступает до 25% общего количества топлива, доля работы двигателя на режимах малых нагрузок велика, и для них характерны низкие показатели процесса сгорания и высокая токсичность отработавших газов. Неудивительно, что при постоянно возрастающих требованиях к снижению токсичности конструкторы заняты в первую очередь усовершенствованием системы холостого хода. У большей части карбюраторов, в том числе и тех, которыми оснащались и оснащаются «жигули» и сейчас, система холостого хода была подключена после главного топливного жиклера и, таким образом, не была независимой (автономной) от главной дозирующей системы. В этом случае не всегда удается обеспечить на холостом ходу равномерную структуру, как говорят специалисты, гомогенность смеси.Рис. 3. Пневматический привод дроссельной заслонки вторичной камеры: 1 — диафрагменный механизм; 2 — диафрагма; 3 — шток; 4 — дроссельная заслонка вторичной камеры; 5 — нажимной рычаг; б — рычаг дроссельной заслонки; 7 — рычаг блокировки; 8 и9 — управляющие жиклеры.Результаты испытаний серийных карбюраторов на выброс токсичных компонентов и нормы № IS ЕЭК ООНВыброс токсичных компонентов, г/испытание Карбюраторокислов углерода (СО)углеводородов(СИ)5,8 7.3 8,0 7,1окислов азота (NOx) 7,1 4,2 12,0Применение автономной системы холостого хода, как сделано в карбюраторе «Озон», дает как раз гомогенную горючую смесь и ее хорошее распределение по цилиндрам. Эти меры улучшили характеристики распыливания, в результате чего удалось существенно уменьшить содержание окиси углерода в отработавших газах при работе на режимах холостого хода и малых нагрузок. Несколько слов о так называемом «принудительном холостом ходе» — термине пока мало известном широкому кругу автомобилистов. Это режим, когда во время торможения двигателем, при переключении передач дроссельная заслонка прикрыта или же когда положение дросселя неизменно, а число оборотов двигателя растет, например при движении автомобиля под уклон. Для такого режима характерно принудительное (полностью или частично) поддерживание числа оборотов двигателя за счет кинетической энергии, накопленной машиной. Как результат, в цилиндрах двигателя увеличивается относительное количество остаточных газов и уменьшается заряд свежей горючей смеси. В итоге состав смеси выходит за пределы воспламеняемости, начинаются пропуски рабочих циклов, хлопки в глушителе, выброс несгоревшего топлива (следовательно, токсичных веществ) в атмосферу. Если учесть, что при езде по городу двигатель 25—30% времени работает на принудительном холостом ходу, становится ясным, насколько актуальны и важны усовершенствования, направленные на снижение токсичных выбросов на этом режиме. Примененный на «Озоне» клапан отключения подачи топлива на принудительном холостом ходу исключает выброс в атмосферу окиси углерода и углеводородов и одновременно уменьшает расход топлива, главным образом при езде в городских условиях. Помимо трех новых устройств, о которых шла речь, у карбюратора «Озон» по сравнению с другими моделями, выпускавшимися и выпускаемыми ДААЗом, обедненная регулировка обусловливается ужесточением производственных допусков на все дозирующие элементы, влияющие на расходные характеристики, — жиклеры, диффузоры и т. п. Для обеспечения оптимальных процессов сгорания обедненных смесей при использовании «Озона» предусмотрены изменения в конструкции распределителя зажигания и, естественно, в его характеристиках. Что дали все эти усовершенствования? В статье Г. Либефорта «Испытывается «Озон» («За рулем», 1979, № 2), к сожалению, был допущен ряд неточностей в описании устройств карбюратора и результатов испытаний его опытных образцов. Там были приведены не подтвердившиеся при дальнейших испытаниях величины выброса окиси углерода (165 г/испытание), данные по динамике разгона (до 100 км/ч за 29 с) «жигулей» с карбюратором «Озон» и некоторые другие. Теперь, когда новый карбюратор утвержден к серийному производству, обратимся к последним результатам испытаний «Озона». Из них следует, что динамика разгона до скорости 100 км/ч «жигулей», оснащенных серийными карбюраторами новой конструкции, не ухудшилась, а ездовые качества даже улучшились. На испытаниях по так называемому ездовому циклу с серийным образцом «Озона» был получен расход топлива на 13% меньший по сравнению с широко известным карбюратором «жигулей». Сравнительные эксплуатационные испытания автомобилей ВАЗ с серийными карбюраторами ДААЗ новой и прежней модели показали уменьшение расхода топлива на 1,0—1,2 л/100 км. Что касается содержания токсичных компонентов в отработавших газах, то серийный «Озон» во время испытаний не только показал преимущество перед своим предшественником, но и зарекомендовал себя полностью отвечающим довольно жестким международным нормам Ni .15 Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН (см. таблицу). Производство карбюраторов «Озон» описанной здесь конструкции уже начато ДААЗом. Они предназначены для комплектации автомобилей ВАЗ. Хотим обратить внимание читателей на тот факт, что часть «жигулей» в 1979 году будет выпущена с «озонамн», еще не полиостью укомплектованными устройствами, описанными выше. Это вызвано тем, что по термосиловому элементу автомата пуска и прогрева, а также по распределению зажигания измеиенной конструкции еще ведется подготовка производства. Однако даже в такой комплектации «Озон» обеспечивает выполнение норм по токсичности отработавших газов и снижает на 5—10% расход топлива. А СИМАТОВ, главный конструктор ДААЗа г. Димитровград Вниманию владельцев автомобилей. Ни завод-изготовитель, нн редакция не занимаются торговыми операциями, а поэтому не имеют возможности оказывать помощь в Приобретении «Озона» даже в исключительных случаях. Купить новый карбюратор, как и любой другой узел или деталь автомобиля, можно только в установленном порядке, через станции технического обслуживания или специализированные магазины.«Озон» Предыдущая серийная модель Действующая норма Норма, вводимая с норма, 1.10.1979 года46 48102 1078710,27