ОРГАНИЗАЦИЯМ ДОСААФПрошло время, когда мы занимались подготовкой водителей в тесных комнатушках, даже в полуподвалах и времянках. Досаафовские учебные организации постоянно строятся, оснащаются современными средствами, новой учебной техникой, обогащаются кадрами преподавателей, мастеров с высшим и средним специальным образованием, любящих свое дело, умеющих воспитывать молодежь. Однако успокаиваться еще рано. Да и простую истину не следует забывать: совершенствованию пределов нет. Это относится ик оборудованию классов. Казалось бы, чего проще — бери пособие, разработку, учебник, которых, кстати, выпускается у нас в ДОСААФ не так уж мало, и оборудуй нласс согласно рекомендациям. В жизни же происходит порой не так, как предписывают инструкции. Многочисленные проверки, которые мы проводим, личные наблюдения убеждают в том, что разнобоя, нерационального использования учебной площади, просто плохого размещения оборудования еще немало. Вот почему хотелось бы в самом сжатом виде еще раз дать совет, как лучше оборудовать учебный класс, назначение которого вынесено в заголовок. Рекомендации эти рождены жизнью — в них обобщенный опыт передовых автомобильных и технических школ Общества, таких, например, как брестская, вильнюсская, витебская, волгоградская, житомирская, зеленодольская, каунасская, казанская, куйбышевская, и многих других. Для подготовки водителей категории «С» нужно иметь помещение не менее 70 м2. В нем размещаются два комплекта разрезных и полностью укомплектованных агрегатов грузовых автомобилей двух изучаемых марок: двигатели в сборе со сцеплениями и коробками передач; раздаточные коробки, передние и задние мосты, механизмы управления. Для изучения устройства, порядка технического обслуживания и устранения неисправностей необходимы отдельные узлы, детали, приспособления и инструмент в количестве, обеспечивающем эффективное проведение занятий по всем темам. ! Если, например, ведется подготовка водителей только на карбюраторных автомобилях, то в соответствии с программами устанавливают агрегаты автомобилей марок ГАЗ и ЗИЛ последних выпусков или ГАЗ и «Урал», а для обучения на карбюраторных и дизельных автомобилях — ГАЗ и МАЗ или ГАЗ и КамАЗ. На передней стене крепят классную доску, а справа и слева от нее — рейки (подставки) для вывешивания (установки) на время занятий нужных по теме макетов, щитов, плакатов. На других стенах класса желательно вывешивать на рейках только макеты и щиты с комплектами деталей и приборов, механизмов, систем и узлов. Для хранения небольших по размеру уэл.ов и деталей используются стеллажи. Рядом с кафедрой преподавателя устанавливают демонстрационный стол, где показывают эти узлы и детали. Таковы общие требования к оборудованию комплексного класса по устройству автомобилей. Само собой разумеется, учебное оборудование должно быть комплектным, при необходимости — разъемным, разрезанным, с подсветками и действующим от электродвигателя. Даже незначительная некомплектность создает трудности во время урока, а может и изменить представление о сложности выполнения регулировок и устройстве механизмов и систем. Только один пример: если установить двигатель без радиатора, то невозможно полностью показать, как циркулирует жидкость в системе охлаждения. Разъемы, разрезы и подсветки на агрегатах, узлах и приборах необходимы для лучшего показа взаимодействия деталей, путей движения жидкостей и газов. Наибольшую трудность вызывают разъемы на двигателе. Их следует делать без нарушения внешних форм агрегатов и без использования вспомогательных рычагов и приспособлений.в помощьКЛАСС УСТРОЙСТВА АВТОМОБИЛЕЙПри оснащении класса важно правильно разместить учебное оборудование, добиться, чтобы оно «смотрелось», помогало преподавателю при объяснении материала ив то же время отвечало требованиям эстетики. Агрегаты должны быть хорошо обозримы, удобны при пользовании и окрашены в цвета, принятые заводом-изготовителем, а разрезы — в красный цвет. Все стенды, крупные узлы и детали устанавливают на жесткие, устойчивые подставки и надежно в них закрепляют. Из технических средств обучения в таких классах находят применение в основном все экранные средства статической и динамической проекции. В последнее время все больше используется так называемый демонстрационный шкаф, размещаемый, как правило, у передней стенки класса, обычно высота его 2,6 м, ширина 4,2 или 5,6 м. Он состоит из двух частей — верхней и нижней. В верхней размещают в два ряда четыре или пять ящиков высотой 1,6 ми шириной 1,4 м каждый. Два или три изних устанавливают неподвижно непосредственно у стены (если общая ширина шкафа 5,6 м, то четыре ящика), а два перед ними на роликах, чтобы, перемещая их от края к центру, получить доступ к неподвижным ящикам. Стремление учебных организаций к улучшению наглядности в классах устройства автомобилей, постоянное совершенствование самих пособий и их размещения, других учебных средств — верный путь к повышению качества обучения водителей. А. БОГАЧКИН, заместитель начальника управления ЦК ДОСААФ СССР В руставской автошколе ДОСААФ (Грузия) стенд кинематики автомобиля ЗИЛ —130 размещен на одной из стен класса (вверху). Так выглядит демонстрационный шкаф в классе устройства автомобилей в автошколе Волгоградского района г. Москвы.