сад и краеведческий музей с богатой коллекцией археологических экспонаЧерез древний Збараж, известный по освободительной войне, которую в 16481654 гг. вел Богдан Хмельницкий, прибываем в центр западного Подолья Тернополь. Город возник в XVI веке на перекрестке торговых путей, его первоначальное название Терен-поле (окружавшие его степи были покрыты зарослями терна). На протяжении XVI и XVII веков его неоднократно разоряли крымские татары и турки, поэтому памятников архитектуры прошлого в нем сохранилось немного. Самый интересный из них — церковь Рождества (XVI век). Нынешний Тернополь — административный, промышленный и культурный центр области. Это современный город с многочисленными промышленными предприятиями, новыми жилыми массивами, красивыми улицами и нарядными площадями. Здесь работают медицинский институт, несколько техникумов, музыкально-драматический театр, филармония, есть краеведческий музей, картинная галерея. В память о суровых днях Великой Отечественной войны в Тернополе воздвигнуто несколько памятников: монумент-танк в честь освобождения города от фашистских захватчиков, памятники летчикам и танкистам — участникам освобождения, обелиск Славы. Из Тернополя направляемся в центр Северного Подолья — город Хмельницкий. Шоссе проходит по местам с мягким волнистым рельефом. Большая часть территории безлесна, только в низинах можно найти удобное лесистое место для отдыха. Хмельницкий (бывший Проскуров) раскинулся на пологих склонах долины Южного Буга. В прошлом — это уездный городок Подольской губернии. Здесь в конце XIX века служил в полку писатель А. И. Куприн, изобразивший быт и нравы офицеров в повести «Поединок». Это был грязный, неблагоустроенный город: «Проезд по улицам г. Проскурова с началом весны стал совершенно невозможным и опасным для проезжающих» — свидетельствуют материалы городской управы. В наши дни облик города преобразился: поднялись кварталы многоэтажных домов, протянулись новые улицы. На привокзальной площади сооружен памятник Богдану Хмельницкому. В городе есть музыкально-драматический театр, филармония, интересный краеведческий музей. Далее наш путь лежит на восток через старинные города-крепости. Среди них поселок Меджибож — в прошлом грозная крепость на Южном Буге. Ее древние стены и башни и сейчас выглядят неприступными. Следующий город на нашем пути — Летичев, также в прошлом крепость, известная с ХШ века, ее руины можно видеть и сегодня. Вскоре прибываем в Литин. В XV веке в нем была построена крепость, которую в XVIII веке сделали тюрьмой, где содержали крестьян-бунтовщиков. Среди них был легендарный предводитель наодного восстания в Подолье Устим армалюк. Здесь же, в Литине он и похоронен. Далее на нашем пути лежит самый крупный город Подолья — Винница, привольно раскинувшийся на берегах Южного Буга (о Виннице рассказывалось в прошлом номере журнала). Отсюда направляемся на север к начальному пункту маршрута — Житомиру. По дороге попадаем в Бердичев. О его древней и интересной истории напоминают крепостные стены XVI века, остатки кармелитского монастыря, а также здание костела, в котором в 1849 году состоялось бракосочетание французского писателя Оноре де Бальзака с Эвелиной Ганской. Маршрут проходит по благоустроенным дорогам, на нем достаточно мест для отдыха. Если не спешить, то за две недели можно достаточно подробно осмотреть главные достопримечательности, в общем, с пользой и интересно про-gсотрудник Центрального совета по туризму и экскурсиямD.MLJnUD,Рекомендуем прочитать: Советский Союз, Украина. Районы. М., издательство «Мысль», 1969'. По автодорогам Украины. Киев, издательство «Реклама», 1971.2*Сохранение и восстановление кузовов легковых машин — одна из главных забот автомобилистов. И это легко объяснить. Кузов — самая дорогая и самая подверженная разрушению часть машины. Он в первую очередь страдает от неблагоприятных и естественных по своей природе окислительных процессов — попросту ржавления, нередко к его ускоренному выходу из строя причастен владелец автомобиля. Одна только цифра: ежегодно автозаводы нашей страны выпускают миллионы кузовных деталей, идущих на замену поврежденных в авариях и сгнивших до срока. Как подсчитали эксперты США, убытки от ржавчины на автомобилях составляют несколько миллиардов долларов. Министерство автомобильной промышленности СССР, его объединение «Союэавтотехобслуживание» принимают энергичные меры для решения проблемы «долгожительства» кузовов. Их усилиями процессы антикоррозионной обработки внедряются повсеместно на заводах ив автосервисе, пропагандируются в печати, на различных выставках. Мы уже писали о состоявшейся в конце прошлого года выставке «Авторемонт-78» («За рулем», 1979, № 3). Сейчас продолжаем знакомство с ее экспонатами. Один из них — передвижная мастерская для антикоррозионной обработки любых машин и механизмов (верхнее фото) — достижение венгерских инженеров. Большим достоинством этой мастерской является ее приспособленность для работы с сельскохозяйственными Машинами в полевых условиях. Шведская фирма «Самефа» у же более 45 лет производит оборудование для автомобильной промышленности и станций обслуживания. В Москве она показала универсальный стенд «Кэролайнер» (второе фото) для рихтовки кузовов легковых автомобилей, который был высоко оценен специалистами-кузовщиками. В нашей стране уже работают моечные установки финской фирмы «Таммерматик», обслуживающие легковые автомобили. На этот раз из Тампере в Москву была доставлена большая, полностью автоматизированная установка «Таммерматик-радуга» (третье фото), три мощные щетки которой способны отмыть машину любого размера — от «Запорожца» до автопоезда КамАЗ. Советские автомобилисты хорошо знакомы с названием «Тектил». Этим антикоррозионным средством шведской фирмы «Свенска валволайн ,ойл АБ» обрабатываются кузова «жигулей». На «Авторемонт-78» специалисты из Стокгольма привезли не только новые образцы «Тектила», но и специальное оборудование для работы с ним (нижнее фото). московская выставка послужила основанием для заключения многих полезных контрактов на поставку в СССР специального кузовного оборудования.