Перед вами фотография . На ней — большой старинный автомобиль и сделанная по - ф ранцузскинадпись : «Первый Руссо-Балтии номер один . Р ига . 26 мая 1909 года по русскомустилю » . И витиеватая подпись — «Поттера». О ригинал этого редчайшегоснимкапринадлежитамериканскому автомобильному истори ­ к уАлекуУльманну , к оторый не раз помещал его вкнигахижурналах . Мы воспроизводимпортретпервого «Руссо-Балта» по случаю 70-летия начала выпуска автомобилей На Русско-Балт ийскомвагонном заводе (РБВЗ) в Риге . Идею производства « р усского автомобиля» в ыдвинулв 1908 году в совете РБВЗ в Риге инженер М. В. Ш идловский . Совет, несмотря на то , что буквальнов это же время петербургский завод «Лесснер» свернул выпуск автомобилей кон ­ с трукции Б. Г. Л уцкого , эту идею подд ержали создал на предприятииспеци ­ а льный отдел, р уководителемкоторогоназначилинженера И. А. Ф рязиновского . Н ачинатьпришлосьснуля , и, ч тобывыиграть время, п ригласилииз Бельгии инженераЖюльена Поттера, у же имевшего немалый опытконструирования автомобилей вкомпании « Ф ондю » . П ервуюмашину сделали 8июня 1909 года (по новому стилю ) , и Ж . Поттера в этот день надписал фотографию , которой суждено было войтивисторию . Через четыре дня первый «Руссо-Балт» отправился в Петербург, с легкостьюпокрывпутьв 600 верст (604 километра) за 8 часов 2минуты . Этот серыйдвух ­ м естный автомобиль ( « к оляска » , к ак еще по-старинке его называли) п ривлек внимание общественности истоличногожурнала «Автомобиль», к оторыйписал : « К оляска эта построена Русско-Балтийс кимвагонным заводом вРиге для опы ­ та и является первымв России детищем русского автомобильного производства, где каждая часть мотора, ш ассиикузова построена полностьюв мастерс кихназванного завода, с обирающегося уделить ему несколькокорпусов для специального автомобильного отделе«Руссо-Балт» с шасси № 1 вавгусте 1909 года вышел на старт ралли Петерб ург — Р ига — Петербург иуспешно завершил этисостязания . Осенью завод построил еще два опытных образца, а вконце года приступилквыпуску машин сериями.Один из пропагандистов нового вида транспортав России Н. Г. К узнецов на страницахкниги «Курс автомобилизма» т акхарактеризовал РБВЗ: «В отношенииустройстваи оборудования завода он можетбыть поставлен наряду с загран ичнымиавтомобильными заводами и может выпускать до 200 автомобилей в год». Когда жев Петербурге открылась IV Международная автомобильная выс тавка , где были представлены машиныдвухрусских заводов — Русско-Балтийс когои Пузырева, м осковский журнал«Автомобилист» п исал : «Нельзя не отмет ить , с чувством особой гордости , тех . г ромадныхуспехов , к оторыебыли дос тигнуты за такойкороткий период времени нашей отечественной автомобильной промышленностью во главе с Русс ко - Б алтийским заводом, з анявшим почетное место врядумировых автомобильных фирм». За девять лет завод в Риге и его филиал в Петербурге изготовили 700—800 машин семи моделей (четыре легковыхитригрузовых ) . Из этого количества до наших дней сохранилисьтолько два экземпляра: л егковой модели «К12-24» 1911 года ( П олитехнический музей в Москве) и пожарный модели оД 24-40» 1913 года (музей пожарного дела в Риге). А втомобильный отдел РБВЗ стал шко ­ лой кадров для промышленности . Его специалисты (А. Г. Владимиров, Д. Д. Бондарев, С. И. М акаровский , В. Е. Найденов, М. В. П иолунковскийи другие) работали после революции на АМО, «Ростсельмаше» и другихпредприятиях . Отмечая сегодня 70-летие со дня вып уска первого «Руссо-Балта», мы отдаем дань энергии , мастерству, н астойчивости тех, к то стоял у колыбели отечественного автомобилестроения. Несмотря на косностьи недоверие царскогоправи ­ тельства, несмотря на отсутствиеопытаи порой производственныхвозможно ­ с тей , они семь десятилетий назад вбили « з аявочныйколышек » на обширном поле русской автомобильной целины . М ыхорошо знаем, к акойбогатыйурожай дает она сегодня — более двух миллионов машинв год делают советские автозаводы. И бережнохранимпамятьо «руссо-балтах». Отрадно, что у нас становится все больше энтузиастов , в кладывающихси ­ л ывсохранениепамятников отечественной наукиитехники . Благодаря их энерг ии удается отыскать уникальные экз емплярыотечественныхмашин , реставр ировать их, представить на парадах, в ыставках , в музеях. Этой деятельности посвящена нашаобложка , где запечатл еныпожарный «Руссо-Балт Д24-40» и зРиги (фото И. А пкалнса ) , п ервый появивш ийсяв Петербурге автомобиль «БенцВело» 1893 года и парады машин-ветеранов в Москве (фото В. Д лугоканского ) и Кургане (фото А. Р ыжкова ) . Л. ШУГУРОВНе много ли отсебятины?(по письмам читателей)Наша редакционная почта — чуткий барометр, мгновенно реагирующий на любое изменение погоды в автомобильных делах. Предоставим слово письмам. «В газете «Омская правда» под рубрикой «Колонка автоинспектора» помещена заметка председателя областного совета ВДОАМ С. Осипчука, — пишут В. Бельков, Л. Белолюбцев, Ю. Бучанов, П. Филимонов, В. Добровольский. — В ней сказано, что облсовет утвердил 15-часовую программу-техминимум для изучения дополнений и изменений к Правилам дорожного движения и на занятия будут допускаться только члены общества, а после сдачи зачетов каждому владельцу автомашины или мотоцикла будет выдана справка установленного образца. Иметь ее обязан каждый автомотолюбитель». Последние строчки авторы подчеркнули. Они-то, видимо, и вызвали у них недоумение, как, впрочем, и у нас, после ознакомления с письмом. Однако следующее же письмо его рассеяло. Оно вместе с вырезкой из газеты «Днепр вечерний» было прислано Л. Казберюком из Днепропетровска. Начальник ГАИ УВД Днепропетровского горисполкома В. Шевченко уведомляет о том же — об изучении изменений и дополнений в ПДД. Правда, программа здесь сокращена до 10 часов, зато справки... «Справки о прослушивании такого курса вместе с билетами членов обще-ства автомотолюбителей владельцы машин должны предъявлять в госавтоинспекцию при прохождении годового технического осмотра..» Теперь все стало ясно. Круг замкнулся. Учиться вас не примут, если не являетесь членом общества. А без справки о прохождении курса не пройдете техосмотр. Так что, придется потратить 10 — 15 часов, заплатить за членство в обществе (пять рублей вступительных, пять годовых), да еще за учебу пятерку, потом пройти техосмотр — и все дела1 Эту стройную картину подпортили товарищи из владимирского горсовета ВДОАМ. Они программу обучения размахнули на... 32 часа (учить так учить!). Пришедшие вслед за тем письма из поселка Замглай Черниговской области (восемь подписей), из г. Майли-Сай Киргизской ССР (Ю. Свинцов) и Лениногорска Восточно-Казахстанской области (Д. Терехов) обогатили нас новой информацией. В первом письме речь шла о том, что на Черниговщине, как и на Владимирщине, установили 32 часа учебы. Плата же — в размере 5 руб. 60 коп. с каждого. В городе Майли-Сай программу довели до 38 часов — и всего за 5 рублей! Ну ав Лениногорске вообще решили не мелочиться: вот вам 40 часов на обучение (пять полных рабочих дней!) — и будьте любезны! Когда на редакционный стол легли еще письма из Калуги (В. Беляев), из с. Кировское Киргизской ССР (Н. Архипов), из Бреста (П. Качан) и других мест, мы решили, что самим тут не разобраться, и обратились для начала к ответственному работнику Главного управления ГАИ МВД СССР А. Маленину. — Изучение изменений и дополнений к Правилам дорожного движения, — сказал Александр Васильевич, — дело, безусловно, нужное и полезное. Но оно может осуществляться ив плане индивидуальной подготовки. Поэтому мы не требуем обязательного курсового изучения и никаких указаний по этому поводу не давали. Тем более не может идти речи о каких-то зачетах. В соответствии с требованиями «Пра-вил проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов», согласованных с Совминами союзных республик, Госпланом СССР и утвержденных приказом МВД СССР в январе 1974 года, при прохождении техосмотра индивидуальные владельцы транспортных средств должны предъявлять в ГАИ: технический паспорт, квитанцию об уплате сбора за техосмотр, квитанцию об уплате полной суммы установленного годового сбора с индивидуальных владельцев легковых автомобилей и мотоциклов, водительские документы и справку о медицинском переосвидетельствовании. И все. Никаких других документов при прохождении техосмотра в ГАИ не требуется.За разъяснениямимы обратились икначальнику отдела подготовкииповы ­ ш енияквалификации водителей Центр ального совета ВДОАМ — общества автомотолюбителей РСФСР Р. Г ригорьянцу :— Все, о чем пишут читатели журнала, к сожалению, правда, — сказал Рубен Исакович. — Мы знаем, что во многих областях работники советов общества, попросту говоря, порют отсебятину и живую творческую работу по вовлечению в члены общества массы автомобилистов и мотоциклистов пытаются подменить администрированием, не стесняясь порой в выборе средств. Такие незаконные действия нами давно осуждены. — Изучение всего нового, что вводится в Правила движения, бесспорно, необходимо. Мы совместно с ЦК ДОСААФ СССР разработали 8-часовую программу изучения дополнений и изменений к Правилам. Стоимость обучения составляет один рубль. При этом, конечно же, подразумевается принцип добровольности. Что ж, вполне исчерпывающие комментарии. Очдается надеяться, что работники, которые «перегнули палку», сделают выводы из всего этого и будут с должным уважением относиться к автомобилистам и мотоциклистам, даже в тех случаях, когда речь идет об их же благе.8