На СТО или самим?Случаи для приобретения необходимой квалификации, несомненно, представятся, и к ним важно подготовиться заранее. • Со временем многие резьбовые соединения, особенно находящиеся под кузовом, настолько ржавеют, что отвернуть их становится непросто. Чтобы избежать предстоящих неприятностей, стоит затратить некоторое время в первый год эксплуатации, а затем хотя бы через год на разборку и смазку техническим вазелином, «Литолом» или другим густым маслом болтов, винтов и гаек, подверженных воздействию воды. Это, например, шпильки или болты крепления амортизаторов и резьбовые концы штоков передних амортизаторов, винты крепления фар и их оптических элементов, подфарников, указателей поворота, задних фонарей, боковых указателей поворота, стояночных фонарей и т. п. Концы резьбовых штоков передних амортизаторов вместе с гайками облепите кругом пластилином, чтобы защитить от воды. То же проделайте с резьбовыми концами стремянок рессор (у «москвичей»). Эти несложные работы гораздо дешевле тех мук, которые порой приходится претерпевать при обслуживании или вынужденной разборке машины. Готовясь к самостоятельной работе с автомобилем, полезно обзавестись приспособлениями, разработанными коллегами-автолюбителями (о многих из них рассказано на страницах «За рулем» в разделах «Клуб «Автолюбитель» и «Советы бывалых»). Некоторые приспособления выпускаются промышленностью. Например, одно из самых нужных владельцам «жигулей» — индикаторное для регулировки клапанов, о котором сообщалось в июльском номере журнала, позволяет автолюбителю отрегулировать клапанные зазоры (одна из ответственнейших операций!) быстро ис высокой точностью. Набор торцевых головок для гаек и болтов вместе с ключом, снабженным трещоткой, не только удобен в работе, но и сохраняет грани этих деталей. Приобретать различные съемники и комплекты специального инструмента, поступающие в продажу, имеет смысл только при полном переходе на самообслуживание и наличии места для их хранения. Надобность в них случается один раз за 50—60 тысяч километров пробега, да и пользоваться ими можно, только хорошо усвоив технологию сборки и разборки узлов автомобиля, хотя бы по книгам, посвященным ремонту. Напомним основные из них: «Автомобили ВАЗ», авторы — группа работников завода (В. А. Вершигора и др.), «Транспорт», разные годы издания; «Автомобиль «Москвич—412» под редакцией А. Андронова, «Машиностроение», 1975; «Автомобили «Запорожец» ЗАЗ—966, ЗАЗ—968», «Транспорт», 1972; «Автомобиль ЗАЗ—968А «Запорожец», «Транспорт», 1978; авторы двух последних книг — Е. Фучаджи, Н. Стрюк.2*ОперацияДополнительный инструмент и приспособления2 I5 Sиf к о. о оСмена масла в двигателе, смена масТаз или широкая банка емкостью боляного и воздушного фильтров лее 6л для слива масла; лейка или воронка для заливки Доливание и смена масла в коробке Воронка передач «москвичей» То же в заднем мосту всех автомоби Приспособление для заливки масла лей и коробке передач «жигулей» и (например, самодельное из мягкой «запорожцев» пластмассовой бутылки из-под шам пуня или другого моющего средства). Выпускают специальные шприцы для заправки коробок передач и задних мостов Натяжение ремня привода вентилято Не требуется ра, водяного насоса и генератора; натяжение цепи привода распредели тельного вала Регулировка клапанов: «москвичей» и Слесарный щуп (желательно); регулировочное приспособление «ключ в «запорожцев» ключе» Специальный широкий щуп или индиРегулировка клапанов «жигулей» каторное приспособление, ключи с Удлиненными рукоятками (желательно) Очистка, промывка, регулировка карШтангенциркуль или слесарная линейка (для карбюраторов без смотрового бюратора и его привода окна) Зачистка и регулировка зазора в пре Специальный ключ со щупом (входит в комплект штатного инструмента) рывателе удлиненный свечной Регулировка зазора в свечах зажи Желательны ключ и специальный круглый щуп гания Контрольная лампа Установка зажигания Регулировка свободного хода педали Линейка сцепления Смазка шлицев кардана у «жигулей» Пресс-масленка; шприц о «Фиолом-1» Проверка состояния рулевого привоКлюч для контргайки да, регулировка рулевого Механизма Для «жигулей» желателен накидной Прокачка тормозов ключ (см. «За рулем», 1978, № li) Регулировка барабанных тормозов Не требуется задних колес (у «жигулей») и стоя ночного тормоза Замена тормозных колодок дисковых Не требуется тормозов Замена колодок барабанных тормозов Небольшой напильник без ручки или заостренный стержень (шило) Регулировка подшипников ступицы Не требуется переднего колеса Проверка состояния аккумуляторной Стеклянная трубка, плотномер, зарядбатареи (уровень электролита, стеное устройство пень заряженности) Проверка и регулировка углов устаРаздвижная линейка, отвес, линейка новки передних колес * ' Эти операции лучше проводить на специальных стендах СТО.Для вас и вашей машины Диагностический приборПравильная установка опережения зажигания, исправность центробежного и вакуумного регуляторов, прерывателя распределителя — залог экономичной и долговечной работы двигателя. Проверить их можно на работающем двигателе при помощи диагностического прибора Э-217, питающегося от аккумуляторной батареи автомобиля. Вес прибора — 3 кг. Цена — 100 рублей.Преобразовательнозарядное устройствоНа страже аккумулятораСберечь дорогостоящий аккумулятор вашего автомобиля от порчи поможет сигнализатор СРТ-21 Если напряжение на выводах генератора увеличится сверх нормы (например, при отказе реле-регулятора), сигнализатор СРТ-2 мигающим светом лампочки ручного тормоза, к которой он подсоединяется, предупредит водителя об опасности перезарядки аккумулятора. Сигнализатор СРТ-2 легко подключается к электросети автомобиля. Цена его — 4 руб. 85 коп. «Вариом» обеспечивает заряд аккумуляторных батарей легковых автомобилей от сети переменного тока 220 В, автоматически поддерживает требуемый режим, исключая опасность перезаряда, повреждающего батарею. Кроме того, с помощью «Вариома», подключенного к бортовой системе автомобиля, можно питать маломощные бытовые электроприборы (бритву и др.), рассчитанные на ток 220 В. Габарит прибора — 225x110x110 мм. Цена — 25 рублей. М ТЕЛЕПРЕССТОРГРЕКЛАМА11