roe. В связи с этим изменена и конструкция сальника этой детали. Чтобы не спутать, запомните: на новом сальнике должна быть маркировка 21212302052. Любой другой приведет к течи сказки. Кстати, такой же сальник установлен еще ив раздаточной коробке на валу привода заднего моста. Обратите внимание: в приводе к каждому из передних ведущих колес есть по два шариковых карданных шарнира равных угловых скоростей. Такая конструкция позволяет при независимой подвеске колес подводить к ним крутящий момент при довольно значительных их перемещениях по вертикали и поворотах. В каждом шарнире — по шесть шариков, установленных в сепараторы 2и 13. Внутренний шарнир (у главной передачи) допускает не только угловые, но и осевые перемещения, возникающие при колебаниях подвески. Его корпус 12 и обойма 14 имеют для этого прямолинейные канавки специального профиля и установлены на шлицах вала. Обойму 14 фиксируют стопорные кольца. Корпус 12 изготовлен заодно с полуосью переднего моста. Установленное в кольцевой канавке корпуса кольцо 11 ограничивает осевые перемещения шарнира. Наружный шарнир имеет шесть шариков, соединяющих корпус 3и обойму 1. От осевых смещений обойму, как и во внутреннем шарнире, фиксируют стопорные кольца. Очень важны для нормальной работы и долговечности шарниров в приводе передних колес защитные чехлы. Чехол 8 внутреннего шарнира изготовлен заодно с защитным пластмассовым кожухом 9и укреплен на корпусе пружинным хомутиком Ю, а на валу — резиновым кольцом 7. Защитный пластмассовый ' кожух 5 внешнего шарнира устанавливается поверх чехла 4. В шарниры' 'закладывается смазка ШРУС-4. Исправность чехлов обеспечивает ее наличие и чистоту, а следов атели ^ исправность и долговечность узла. Применение шин с универсальным рисунком протектора и наличие дополнительных агрегатов, о которых мы рассказали, сделали «Ниву» несколько более шумным автомобилем, чем «жигули». Что ж, «вездеходность» даром не дается. Но, если вы ощущаете повышенную вибрацию машины при троганье с места ив движении, надо найти и устранить причину этого ненормального явления. Наиболее вероятны в этом случае нарушение балансировки карданных валов или нарушение правильного взаимоположения коробки передач и раздаточной коробки. При правильной установке последней не должно быть перекосов по резиновому элементу упругой муфты промежуточного карданного вала. Для регулировки положения раздаточной коробки между кузовом автомобиля и кронштейнами ее крепления установлены специальные прокладки, а отверстия для болтов в кронштейнах сделаны овальными. Это позволяет в случае необходимости перемещать коробку вертикально и вдоль оси машины, добиваясь соосности узлов. В заключение хотелось бы еще раз сказать, что. Волжский автозавод постоянно ведет работу по повышению качества и надежности всех своих машин, в том числе и полноприводной «Нивы».Каждому понятно: автомобиль служит долго и надежно, если его своевременно и тщательно обслуживать. Во многих городах ныне все необходимые работы (особенно широко это дело организовано для «жигулей») можно выполнить на станциях технического обслуживания. Но порой и путь до СТО не близок, да и очереди там изрядные, а потому желание автолюбителя самому заняться обслуживанием машины совершенно естественно. Больше того, многим это доставляет удовольствие, а попутно экономит и время и средства. В значительной степени помогает развитию самообслуживания разумный шаг, сделанный автосервисом навстречу интересам владельцев машин, — имеется в виду создание участков мелкосрочного ремонта и самообслуживания иа СТО ив спецавтоцентрах. Некоторыми практическими советами по организации самостоятельного ухода за машиной делятся наши активные авторы инженеры Л. С. ЛЮБАВИНА и О. В. ЯРЕМЕНКО. Если внимательно присмотреться к операциям, перечисленным в сервисной книжке, прилагаемой к автомобилю, и подробно описанным в руководстве по эксплуатации, можно с учетом своих знаний и навыков определить перечень работ, выполняемых самостоятельно и тех, что лучше оставить специалистам СТО. Наш опыт подсказывает, что время, которое затрачивается на автомобиль, следует считать, как и вкладываемые в него деньги. А раз так, то в этом деле не обойтись без «бухгалтерии». Она должна учитывать специальные навыки, обязательные при работе с автомобилем, и необходимый для нее инструмент. И то и другое характеризует отдельные сервисные операции и может быть сведено в рамки трех условных категории сложности. Категория первая включает операции, которые при известной аккуратности может выполнить любой человек, впервые взявший в руки гаечный ключ и руководство по эксплуатации. При этом будет вполне достаточно того инструмента, что приложен заводом к машине. Категория вторая требует уже некоторой сноровки и слесарных навыков. В первый раз за такие дела без опытного наставника лучше не браться. Но, внимательно посмотрев за его действиями и выполнив их однажды под его руководством, можно усвоить самое главное ив дальнейшем быть независимым. Кстати, на тех самых участках самообслуживания, которые создаются сейчас на СТО, мастера дают консультации, а при необходимости снабжают специальным инструментом. В зонах мелкосрочного ремонта, который выполняется в присутствии владельца машины, можно понаблюдать за работой специалистов и оказать им посильную помощь. Это будет только на пользу. Для операций второй категории сложности, как правило, достаточно штатного автомобильного инструмента, но наличие специальных приспособлений и ключей существенно облегчает работу. Характерный пример — монтаж и демонтаж шин. Категория третья — это уже чистый профессионализм. Здесь нужны съемники, динамометрический ключ, контрольные приспособления, различные специальные инструменты, словом, то, что не всегда даже возможно держать в домашнем гараже. Разумеется, что и трудовые навыки должны быть на высоком уровне и знание конструкции автомобиля не может ограничиваться описанием внешнего вида отдельных его узлов и деталей. Но, как бы ни были сложны эти операции, они не заказаны автолюбителям, тем более тем, кто по роду деятельности может быть связан с иными механизмами, а чисто автомобильный опыт и подготовку можно получить со временем. Комплекты же специального дорогостоящего инструмента всегда можно иметь в коллективном пользовании в кооперативном гараже, на стоянке или в организации ВДОАМ. Другое дело рентабельность самостоятельного выполнения сложного ремонта и технического обслуживания. Учитывая редкий характер такого рода деятельности, лучше взять ручку и лист бумаги и прикинуть, во "что это обойдется дома и сколько это будет стоить на СТО. Нам кажется, что подавляющему числу автолюбителей вполне доступны работы первой и второй категорий сложности. Именно поэтому наиболее характерные из них и общие для популярных у нас автомобилей мы свели в таблицу, не включив в нее сложные работы третьей категории. Кроме того, у каждого владельца машины сегодня есть сервисная книжка, и в ней он может самостоятельно разметить, что делать самому, а что доверить профессионалам. Для планирования семейного бюджета не помешает при этом проставить цену отдельных операций по действующим ныне прейскурантам, расходы на масла и другие сменные материалы. Следует иметь в виду, что заводы — изготовители автомобилей, в первую очередь ВАЗ, настоятельно рекомендуют в гарантийный период обслуживать их на СТО с обязательной отметкой в сервисной книжке. Это исключает конфликты между владельцем машины и заводом, который не может гарантировать, что все положенные сервисные операции автолюбитель выполнит самостоятельно в полном объеме и на должном уровне. Посещения СТО в начальный период эксплуатации автомобиля полезны еще тем, что там будут отвернуты некоторые болты и гайки, которые в первый раз штатными ключами отвернуть очень трудно. Это относится ик свечам зажигания, требующим при первом демонтаже сильного специального ключа, и к клапанам рабочих тормозных цилиндров, где используется накидной ключ, и т. п. Попытки вывернуть их дома обычным инструментом нередко заканчивались повреждениями деталей и заменой за свой счет. Тем не менее с первого дня приобретения машины надо чувствовать себя не только водителем, но и лицом, отвечающим за ее исправность, техническое состояние.10