18
19
Не правда ли, очень схожие на снимках ситуации, кажется даже, что фотографии сделаны на одной дороге! Но это не так. На верхнем снимке — Кировоград, на нижнем — Бийск. Украина и Алтай. Города эти разделяют тысячи километров, и, надо думать, условия движения в них во многом различны. Однако мы рискнем предположить, что водители в гостях друг у друга будут наверняка чувствовать себя как дома, в привычной обстановке. К сожалению. Ибо под словами «в привычной» мы имеем в виду на этот раз не общепринятые схемы организации движения, а одни и те же загадки, которые им приходится решать у себя дома, сталкиваясь с неожиданным и малопонятным применением дорожных знаков. В самом деле, разрешен все-таки въезд на те участки дорог, что показаны на этих снимках! Один знак говорит «нет!», другой, — вроде бы, можно. Как же быть! Не уверен — проезжай! Увы, многие водители так и поступают. Но ведь подобные привычки, как справедливо замечают наши читатели, опасны и до добра не доведут. Мы тоже так считаем.Красный, помигав, сменился желтым, затем зеленым. Поток машин устремился вперед. Внезапно из бокового проезда, под запрещающий сигнал светофора на перекресток выехал белый «рафик» с красной полосой вдоль кузова. На крыше вращается отражатель проблескового маячка, тревожно звучит сирена — «скорая помощь». Остановился автобус в третьем ряду, притормозил троллейбус в первом — там сирену услышали и «скорую» заметили вовремя. А вот водитель идущих в среднем ряду «Жигулей» ее не видел и не слышал, зеленый же свет давал ему право двигаться через перекресток беспрепятственно. Водитель «скорой», в свою очередь, не видел «Жигулей». Результат: два основательно разбитых автомобиля, трое пострадавших (к счастью, легко). И еще: в «скорой» находилась спецбригада кардиологов, где-то в их немедленной помощи нуждался человек... Забегая вперед, скажу, что виновником происшествия был признан водитель «скорой». Да, он вправе отступать в экстренных случаях — а случай и впрямь был экстренный — от общепринятых положений: можно и перекресток под красный проехать, можно й разрешенную скорость превысить. Но нельзя забывать при этом, что ответственность за возможные последствия лежит на нем. Так в главном дорожном законе и записано: «...при условии обеспечения безопасности движения». В описанном случае он ее не обеспечил, не учел, что по средней полосе может двигаться автомобиль, водителю которого он не виден. А теперь вернемся немного назад и проследим, что же было за несколько минут до аварии, поговорим о предпосылках дорожно-транспортного происшествия. На таллинскую станцию скорой помощи поступил очередной вызов. Срочный — состояние больного было критическим. Станция находится в микрорайоне Мустамяэ, вызов поступил из Копли. Значит путь — по бульвару Сыпрузе. Его проезжая часть достаточно широка — можно двигаться в два ряда в каждом направлении. — Поднажми, Пеэтер, — повернулся к водителю врач. — Говорят, плохо там совсем. — Поднажмешь тут, — проворчал водитель и включил сирену. Впереди, со скоростью 45—50 км/ч в левом ряду двигался «Москвич», а в правом, с той же скоростью — троллейбус. Зима, скользко. — Что он там, сирены не слышит, что ли? Наконец водитель «Москвича» заметил «скорую», однако вместо того, чтобы перестроиться в правый ряд, поехал лишь чуть-чуть быстрее. Улучив момент, водитель «скорой» все же сумел втиснуться в небольшую щель между «Москвичом» и троллейбусом и перестроиться в правый ряд. Это была первая, но далеко не последняя помеха до рокового перекрестка. Словно сговорившись, почти все водители двигались в левом ряду. Понять их можно — в правом автобусы и троллейбусы. Объезжать? К чему лишние хлопоты... Понять можно, но простить — нет. Ведь это явное и грубое нарушение Правил. Напомним два пункта:78. Водители нерельсовых транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. 79. Водителю запрещается занимать левые полосы, если свободны правые полосы. «Должны», «запрещается» —* слова эти достаточно категорично исключают свободу выбора. Между прочим, одним из аргументов введения в Правила этих пунктов в такой жесткой редакции были соображения создать оптимальные условия водителям оперативных машин. Но вернемся к водителю «скорой». Подъехав к роковому перекрестку, он уже был возбужден: с одной стороны — постоянные досадные помехи, с другой — нервничающий, подгоняющий врач. Секундная невнимательность,... А теперь слово директору автопарка^ обслуживающего «скорую помощь», К. Я. Олеску: — Конечно, нашим водителям дано строжайшее указание при запрещающем сигнале светофора выезжать на перекресток, только предварительно убедившись, что другие участники движения их видят и слышат сирену. Однако, с моей точки зрения, культура многих таллинских водителей оставляет желать лучшего. Попробуйте проехать по улице с двумя-тремя полосами в каждом направлении: правые почти всегда свободны, по левым же идут не то что грузовики, но порой и трактора с прицепами. Возможно, это связано с тем, что за рулем много новичков. Им пока не до сложных ситуаций — с рулем, педалями и рычагами управиться бы. Впрочем, как мы заметили, милицейские машины они пропускают другой раз даже без мигалки и сирены. Боятся: предупреждение в талоне получишь или переэкзаменовку по Правилам. А что шофер «скорой» может сделать? Уже не одну — три мигалки на крышу устанавливаем. Не помогает. Мы решили сами проверить, как реагируют водители на сигнал оперативной машины. За рулем оранжевых «Жигулей» с синей полосой и надписью «ГАИ» на багажнике — командир отдельного подразделения ГАИ УВД таллинского горисполкома майор милиции К. А. Уйбо. Время — около двух часов дня. Вертится отражатель синего проблескового маяка на крыше, воет сирена — мы идем через перекресток на красный. Вовремя реагирует и пропускает нас водитель такси 18-74 ЕАГ. Что же, спасибо, товарищ водитель! (Жаль, что имена вежливых, не нарушающих правила шоферов мы на этот раз не можем назвать.) Разворачиваемся и вновь выезжаем на перекресток при красном сигнале светофора. Все останавливаются, но один грузовой фургон продолжает путь. — 87-44 ЕАГ, — говорит в микрофон рации Уйбо. — Задержать! — Вас понял — задержать фургон 87-44 «Елена, Анна, Григорий», — слышится из динамика голос сержанта милиции В. Сурды. Как выяснилось потом, машина принадлежит совхозу «Сауэ», водитель — Александр Еэдас.А мы, проехав немного по Пярнускому шоссе, пытаемся развернуться в обратном направлении на перекрестке с улицей Тынисмяги. С нее собирается повернуть направо грузовик 13-88 ЕАО. Снова включаем мигалку и сирену, хотя и без этого нас должны пропустить, так как мы находимся на главной дороге. Но нарушитель жмет на «газ», и майору приходится резко тормозить. Он догоняет грузовик, щелкает тумблером громкоговорящей установки: — Водитель грузовика 13-88, примите вправо и остановитесь! Шофер объединения «Таллинавтотранс» Л. Косихин в недоумении: — А чего я нарушил, товарищ майор? Я вас увидел, решил быстрее проскочить, чтобы не мешать... — А вам не кажется, что вы помешали бы гораздо меньше, если бы остановились? Да и правила обязывают вас это сделать. Продолжаем эксперимент. Один за другим «сыплются» нарушители. Познакомим с некоторыми из них. «Москвич» 06-40 ЕАР. Водитель — Я. Вийрок (Управление бензозаправочных станций): — Не успел притормозить... Такси 83-70 ЕАО, Е. Зверев: — Скользко, остановиться не смог... Его коллега, водитель «Волги» 12-05 ЕАФ К. Кяндра: — Поздно заметил... П. Лиллемяги из производственного объединения «Вазар» (67-44 ЕАГ): — Не успел, извините... Можно было продолжить список. Справедливости ради, следует отметить, что в подавляющем большинстве все согласны с тем, что нарушили Правила, извиняются. Впрочем, не все. Перед самым носом нашего ВАЗа пролетает «Москвич» 63-90 ЕАУ. Догоняем, останавливаем. Майор Уйбо выходит из машины, представляется. Выходит и нарушитель, и с места в карьер идет в наступление: — Вы можете делать со мной что хотите. Но учтите: я буду жаловаться! Вот так. И не меньше. — Это ваше право, — отвечает майор, изучая документы Г. Арясова. — Почему вы не пропустили оперативную машину?! — А что я, по-вашему, должен был делать? Скользко же! — Вероятно, то же, что и другие: остановиться и обеспечить беспрепятственный проезд оперативному автомобилю, как того требуют Правила. — Я сирену не слышал... Что ж, наверное, хватит нарушителей. Подведем итог. Эксперимент показал, что многие водители Плохо реагируют на сигналы оперативного транспорта или, заметив его, принимают далеко не лучшие решения. Хотелось бы остановиться и на моральной стороне вопроса. Уже говорилось, что экипаж оперативной машины не на прогулку едет — на важное задание. Кто-то с надеждой ждет врача, пожарного, милиционера. И обязанность водителей — с максимальным уважением и пониманием относиться к этому. Услышал сирену, увидел включенный маячок — остановись, пропусти. Для оперативных машин дорога каждая секунда. Д. ЖЕЛЕЗНЯКОВ Фото Ю. Венделина:Ответы на задачи, 4-й стр. вкладки. помещенные НаПравильные ответы — 1, 4, 7, 10, 14, 16, 19, 2 1 , 2 4 , 27.I. Как видно из рисунка, автомобиль находится ближе 100 метров от железнодорожного переезда, а в этой зоне стоянка запрещена (пункт 100 «б»). II. На перекрестке равнозначных дорог трамвай пользуется преимуществом перед нерельсовыми транспортными средствами. За ним проедет троллейбус, у которого справа нет транспортных средств (пункт 111). III. Ни один из этих водителей двигаться в показанных направлениях не имеет права. Об этом говорит знак 2.8 с дополнительной табличкой 5.3в, запрещающий движение грузовых автомобилей с прицепами или полуприцепами, а также буксирующих другие транспортные средства (пункт 26, 2.8). IV. При выключенном светофоре мотоциклист не имел бы права на такой маневр, ибо он находился бы на второстепенной дороге. В данном же случае знаки преимущества не действуют, и водители просто руководствуются сигналами светофора. А на регулируемых перекрестках обгоны разрешены (пункт 95 «а»). V. У знака 2.20 нет таблички, которая относила бы этот предел скорости к какому-то одному виду транспорта. Стало быть, водители руководствуются одним требованием (если, разумеется, на самом транспортном средстве нет опознавательного знака, устанавливающего по каким-то причинам иную скорость) — не превышать ту максимальную скорость, которая определена технической характеристикой данного транспортного средства. У ЗИЛ-ММЗ—555 (ЗИЛ—130) она составляет 90 км/ч (пункты 74 и 75). ' VI. Водитель автобуса, хотя и находится уже на перекрестке, приближается к пересечению равнозначных дорог, а потому обязан уступить транспортному средству, находящемуся справа от него (пункт 111). VII. Велосипедист и водитель автобуса находятся на главной дороге, а потому имеют преимущество перед мотоциклистом и трактористом. Водитель автобуса пропускает велосипедиста, а мотоциклист — тракториста по одному и тому же правилу, которое гласит: при повороте налево водитель нерельсового транспортного средства должен уступать движущимся по равнозначной с ним дороге со встречного направления прямо (пункты 110 и 113). VIII. На участках дорог, обозначенных знаком «Крутой спуск», движущийся на подъем имеет преимущество в ситуациях, когда встречный разъезд транспортных средств затруднен каким-то сужением проезжей части. Делается это для того, чтобы не вынуждать водителя терять скорость или останавливаться. В показанной обстановке этого нет. Здесь действует общее правило: поворачивающий уступает дорогу встречному транспортному средству (пункт 113). IX. Движение задним ходом запрещено только на скоростных дорогах (пункт 128 «ж»). Напомним, что под словом «скоростная» имеется в виду не просто дорога, где знаками поднят общий предел скорости, а магистраль, обозначенная знаком «Скоростная дорога». X. Буксируя другое транспортное средство с применением гибкой сцепки, нельзя превышать 30 км/ч (пункт 142 «ж»).