спортивной работы. Нужно комплексное решение вопросов укрепления нашей материально-технической базы, общие усилия. Собственно, мы так и поступаем. Еще не так давно учебная база ряда автошкол и СТК области отставала от требований жизни. Медленно оснащались современным оборудованием, как-то вяло шло строительство новых помещений, сооружение автодромов. И вот в 1976 году состоялось совместное заседание бюро обкома КПСС, исполкома облсовета и обкома ДОСААФ. На нем четко была намечена главная задача — поднять уровень технического обучения в школах ДОСААФ — и путь, ведущий к цели: совершенствовать материально-техническую базу. Прошло три года. И за это короткое время основные фонды увеличились больше чем вдвое и составляют сейчас 3 500 тысяч рублей. Мы поняли, что надо, обратив внимание прежде всего на отстающие учебные организации, подтягивать их до уровня передовых. В качестве примера могу привести стародубскую автошколу. Ютилась она в старых, ветхих помещениях. А само расположение ее (Стародуб находится в самом дальнем конце области) способствовало тому, что проверяющие наезжали сюда редко. По почину Жуковской автошколы взяли здесь на вооружение строительство хозспособом. И вскоре выросло новое двухэтажное учебное здание, классы лабораторно-практических занятий оснастились нужным оборудованием. Больше того — здесь создали свою производственную мастерскую, в которой рационализаторы, а в школе их немало, с увлечением трудятся над воплощением своих замыслов. От коллег мне не раз приходилось слышать, что вот, дескать, у досаафовцев-то много благих намерений, а осуществить их не всегда удается, так как слабо помогают местные власти. Думаю, что за этим скрывается просто неумение аргументированно отстаивать свои позиции. Многое зависит от нас. Во всяком случае мы на Брянщине не можем пожаловаться на недостаток внимания со стороны партийных и советских органов. В Новозыбкове, например, с помощью горкома партии спортивно-технический клуб получил отличное помещение. Такое же содействие получили досаафовцы Погарского, Севского, Почепского районов, г. Дятьково. А сейчас областная организация ДОСААФ планирует строительство учебно-спортивного комплекса по военно-техническим видам спорта, картодром, другие сооружения. Полагаем, и тут нам не откажут в помощи.С^>Специфику вождения любого автомобиля, как правило, определяют его особенности, заложенные в процессе конструирования и доводки. Недавно («За рулем», 1979, № 5) мы вели речь о ЗИЛ—130. Его собрат ЗИЛ—-131 создан как автомобиль высокой проходимости и предназначен для перевозки грузов и буксировки прицепов по всем видам дорог и бездорожью. Естественно, чтобы им грамотно управлять, водителю, особенно молодому, необходимо досконально разобраться в работе всех агрегатов, как по отдельности, так ив их согласовании между собой. Понять автомобиль как единое целое, почувствовать его возможности. Практика показывает, что бездумное отношение к машине способно превратить ее за короткий срок буквально в инвалида. А ведь узлы и агрегаты автомобиля обладают большой степенью надежности. Чтобы реализовать ее, возьмем себе за правило: выезжать только тогда, когда в машине исправно все, вплоть до последней мелочи. У ЗИЛ—131 особого внимания требует принудительное и автоматическое включение переднего моста, своевременное его выключение, столь же безотказна должна быть . система регулирования давления в шинах. Вряд ли есть необходимость подробно останавливаться здесь на технике езды по скользкой дороге, она практически та же, что на ЗИЛ—130. Только в случае заноса балансирной тележки руль следует поворачивать на меньший угол и более аккуратно работать педалью «газа». Это отличие определяется тяговым усилием на передних колесах автомобиля (само собой разумеется, что в ситуациях, когда велика вероятность заноса, передний мост включен заблаговременно). Начиная разговор о езде по грунтовым дорогам и бездорожью, следует предупредить о большей склонности ЗИЛ—131 к боковому соскальзыванию, чем ЗИЛ—130. Это обязывает тщательнее выбирать горизонтальные участки при движении по грязным грунтовым дорогам и стараться держать автомобиль в колее, конечно, при условии, что исключена другая неприятность — «сесть» на мосты. Выходя из колеи, нельзя долгое время держать колеса вывернутыми до упора — это может привести к выходу из строя гидроусилителя руля. Кстати, обратите внимание на то, как вы держите рулевое колесо. При захвате большие пальцы ни в коем случае не должны входить внутрь. Заговорил об этом, вспомнив один случай. Осенью на глинистом проселке мне надо было съехать с дороги на поле, но глубокая колея цепко держа-День в учебной организации ДОСААФ расписан по минутам. Построение, развод, занятия в классах, вождение. Каждый урок, каждый час за рулём определены программами, которые предусматривают и знакомство с автомобилями повышенной проходимости. Это ЗИЛ—157, ЗИЛ—131, КрАЗ255Б, «Урал—375» и другие.ВЫ ЗА РУЛЕМла машину. Отчаявшись, решил попробовать вырваться из неожиданного плена на большей скорости, в нужном месте резко вывернув колеса. Вопреки здравой логике, маневр удался, но при этом я чуть не положил автомобиль на бок, потому что в момент поворота не смог удержать рулевое колесо. Остановив свой «сто тридцать первый» в поле, я все-таки разобрался в случившемся: активная работа рулем вызвала сильный нагрев масла в гидроусилителе, а следовательно, потерю вязкости и значительное снижение усиления. Обратная связь с дорогой возросла, а если учесть, что она и без этого значительна благодаря посадке поворотного кулака на подшипниках качения, можно представить себе, что боковой удар в переднее колесо (в колее под слоем грязи оказался большой камень) очень сильно сказался на руле. Его может буквально выбить из рук и при неправильном захвате повредить большой палец спицей рулевого колеса. У высокой проходимости ЗИЛ—131 есть оборотная сторона. Если уж вы посадили автомобиль, то вытащить его зачастую бывает очень сложно. Поэтому первая заповедь езды по бездорожью — думай до того, как застрял. Труднопроходимые места разбивают (в той или иной мере условно) на заболоченные и песчаные участки, снежную целину, броды, канавы, крутые подъемы и спуски. Во всех этих случаях можно дать определенные рекомендации. Однако это вовсе не означает, что вы должны исключить любые другие варианты. Собственный опыт убедил меня, что езда по пересеченной местности — творческий процесс, в котором, опираясь ,на какие-то стандартные приемы и требования, для каждого конкретного случая находишь свое решение. Психологически движение по заболоченным участкам напоминает мне немного езду по гололеду. В обоих случаях надо предельно внимательно вслушиваться в поведение машины: при гололеде важно вовремя предотвратить занос, а на заболоченном участке нельзя допускать значительную пробуксовку и, чтобы максимально увеличить сцепление колес с грунтом, надо прежде всего снизить давление в шинах до 0,7—0,5 кгс/см 2 . Для повышения тягового усилия на колесах и стабилизации крутящего момента (это еще важнее) следует включить первую передачу раздаточной коробки (одновременно по загоранию сигнальной лампочки убедиться во включении переднего моста). И только после этого плавно, без рывков начинать движение. Учтите, крутой поворот резко увеличивает сопротивление качению, поэтому, будь то заболоченный луг, песок или* * *IV пленум ЦК ДОСААФ СССР обсудил также вопрос о проведении отчетов и выборов в организациях Общества. Решено провести отчетно-выборные собрания (конференции) в первичных организациях ДОСААФ в октябре — ноябре; районные, городские и окружные конференции ДОСААФ — в ноябре — декабре 1979 года; областные и краевые конференции — в декабре 1979 года — январе 1980 года.2