Водить автомобиль надо по правилам. Это всем ясно. А если случилась авария? И здесь есть свои законы, свои требования к поведению водителей, причастных н ней. Увы, почта журнала, с которой редакция меня познакомила, свидетельствует о том, что многие водители, оказавшись участниками какогото дорожно-транспортного происшествия, действуют неправильно, совершают массу ошибок даже в выполнении обычных формальностей. В итоге — недоразумения с ГАИ, органами Госстраха, службой автосервиса, затруднения для самого себя, а порой и материальные потери. Начнем с конкретного случая, о котором написал в редакцию П. Иванов из Чернигова. В довольно простой ситуации при остановке перед перекрестком на его «Жигули» наехал сзади другой автомобиль. Выйдя из машины и осмотрев ее, Иванов увидел незначительные повреждения багажника, а при более близком общении с виновником аварии уловил запах спиртного. Оно, по его предположению, и явилось причиной случившегося. Нетрезвого водителя встреча с работниками ГАИ, разумеется, не устраивала, и он стал слезно просить Иванова не сообщать о случившемся в милицию. Свою просьбу он подкрепил «деловым» предложением: «Я вам оставляю свои «права», а завтра привожу деньги на ремонт, и вы мне их отдаете». Ударили по рукам и расстались почти друзьями. А назавтра события приняли совсем другой оборот. Пьяница, который, понятно, был уже совершенно трезв, платить отказался. Иванов пригрозил милицией и сказал, что «права» не отдаст, но это не дало результата. На следующий день Иванов явился в ГАИ. Финал таков: оштрафованы оба водителя, а точно установить все обстоятельства аварии так и не удалось. Теперь П. Иванов недоумевает, за что наказали его, и Жалуется на работников ГАИ, которые, мол, не пожелали донопаться до истинных причин происшествия. Вот уж с больной головы на здоровую! Ведь сам потерпевший должен был позаботиться об этом в первую очередь и постараться сохранить все следы аварии, не покидая до приезда работников ГАИ места события. И обижаться ему надо только на самого себя за попытку найти какое-то иное решение вопроса, чем то, что предписано Правилами дорожного движения. Но П. Иванов, к ак говорят, ведал, что творит. А вот москвич С. Зуев, похоже, добросовестно заблуждался. Он пишет: «Летом за городом на воскресной прогулке с семьей, выезжая на дорогу из леса, я наехал на дерево и помял переднее крыло своих «Жигулей». На следующий день мне предстояло отправиться в командировку. Так как ущерба я никому, кроме себя, не причинил, то полагал, что в ГАИ сообщать не надо. Вернувшись, решил заняться машиной. И тут начались мои мучения. На СТО отказались принять автомобиль в ремонт: нет справки ГАИ об аварии. Пошел в ГАИ. У меня забрали «права», и пришлось долго доказывать, что никого я не сбивал и ни скаким другим автомобилем не сталкивался. Меня лишили «прав» на три месяца, а в довершение всего Госстрах отказал в выплате страхового возмещения». Вот видите, сколько сразу бед из-за несоблюдения формальностей. Неужели человек, севший за руль автомобиля, не в Состоянии понять, что при любом дорожно-транспортном происшествии всегда возникает необходимость установить причины, вызвавшие его, виновных лиц, которые несут за это ответственность, ешить вопрос о возмещении ущерба. анонец, в нашей стране существует государственная система учета дорожнотранспортных происшествий. Все это и потребовало строгой регламентации действий водителей при авариях. Возможно, некоторые читатели спросят: а была ли в последнем случае авария? Была. В соответствии с действующими Правилами учета дорожно-транспортных происшествии, к ДТП относятся столкновения транспортных средств между собой, опрокидывания, наезды на препятствия, на пешеходов и велосипедистов, на стоящие транспортные средства, гужевые повозки, животных. Падение пассажира из кузова, даже когда столкновения, наезда или опрокидывания машины не произошло, тоже дорожное происшествие. Вы не видите здесь слова «авария», которое вынесено в заголовок и фигурирует в тенсте. Мы пошли на эту услов-ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАкогда движение других транспортных средств по дороге становится невозможным, надо освобождать проезжую часть, предварительно зафиксировав положение машин, следов и предметов. Да и то этим надо заниматься в последнюю очередь, а первостепенное внимание уделить пострадавшим. Хочу специально подчеркнуть, что пункт 15 предписывает не только что должен делать в подобной ситуации водитель, но ив какой последовательности. Это почему-то не все еще уяснили, и иногда приходится видеть, к ак водитель, вместо того чтобы оказывать помощь пострадавшему, ищет свидетелей, выясняет отношения с другим водителем и занимается иными, совершенно не подходящими в данный момент вещами. Между тем по закону квалификация содеянного и мера наказания зависят от тяжести наступивших последствий. Поэтому нельзя терять время или жалеть силы и, если при аварии есть пострадавшие, прежде всего надо спешить на помощь людям. Но спешить это не значит хватать свою или первую попавшуюся машину и везти пострадавшего в больницу. Правила и здесь абсолютно точны: в первую очередь надо попытаться вызвать «скорую медицинскую помощь». В населенном пункте это не проблема, а никто лучше специалиста не решит вопрос, чем помочь пострадавшему. Ваша обязанность в этом случае лишь выполнить элементарные доврачебные мероприятия — остановить кровотечение, дать что-нибудь болеутоляющее из автомобильной аптечки и т. п. Только когда вызвать «скорую» невозможно, надо принять меры к отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. На попутном транспортном средстве, а если таких нет, то на своем. Уезжать самому с места происшествия это, еще раз подчеркиваем, крайний случай, раз уж больше рассчитывать не на кого. Только когда судьба пострадавшего устроена, можно заниматься другими вещами. Сообщить о случившемся в милицию — по телефону, с помощью проезж ающих мимо водителей или каким-то иным способом, и не обязательно в ГАИ, а в любое подразделение. Записать фамилии и адреса очевидцев происшествия, тем более если они не могут ожидать вместе с вами приезда автоинспекции или работников следственных органов. Зафиксировать следы или иные вещественные доказательства, когда есть опасения, что они могут быть уничтожены проезжающими транспортными средствами, смыты дождем, засыпаны снегом и т. д. Все это позволит в дальнейшем более точно представить себе механизм происшествия. Да и по прибытии работников милиции водитель, причастный к аварии, не постороннее лицо. Все действия по осмотру места происшествия совершаются при его участии, он должен помочь обнаружить и зафиксировать все следы, каждую, по его мнению, существенную для дела деталь. Если ваш автомобиль застрахован, то вы должны в течение суток письменно заявить о случившемся с вами в инспекцию Госстраха того района или города, где случилась авария, или непосредственно в инспекцию, которая заключала с вами договор страхования. Помните письмо С. Зуева, о котором шла речь выше? Он не выполнил это условие договора, и ему было отказано в выплате страхового возмещения. Все по закону. Кроме вашего заявления инспекция Госстраха должна получить от милиции, ГАИ, следственных или судебных органов документ о причинах и обстоятельствах повреждения застрахованного транспортного средства. В большинстве случаев такие справки водителям на руки выдают. Одновременно надо получить второй экземпляр такой же справки, без которой предприятие автосервиса не имеет права принять машину в ремонт. Осталось сказать о том, что и любой другой водитель, независимо от того, имел он к данному происшествию какоелибо отношение или нет, обязан в случае необходимости оказать помощь в доставке пострадавших при аварии в лечебное учреждение, в устранении опасных помех для движения. Это требование содержится в пункте 12 «в». Мы желаем всем, разумеется, ездить без аварий. Но если уж такое случилось, надо точно знать и выполнять свои обязанности. Л . МОГИЛЯНСКИЙ, адвокатЙность намеренно — чтобы упростить изложение, подразумевая под «аварией» дорожно-транспортное происшествие вообще. Как же надо действовать, если случилась авария? Все уназания на этот счет мы находим в пункте 15 Правил дорожного движения. Адресован он водителям, причастным к данному дорожнотранспортному происшествию. Вероятно, с этого и надо начинать: что понимать под словом «причастные»? Это не только непосредственные участники аварии, пострадавшие в ней, но и водители, чьи действия привели к возникновению аварийной обстановки, повлияли на ход событий, скажем, ослепившие другого водителя, совершившие опасный маневр и т. п. по-своему может оказаться причастным к таному событию и водитель, которого в момент аварии здесь и не было, но об этом разговор впереди. Итак, каждый, кто причастен к аварии, должен прежде всего остановиться и по возможности оставить все как есть до прибытия работников милиции. Здесь мы имеем в виду не людей, не пострадавших, разумеется, а сами машины и другие предметы и следы, имеющие отношение к происшедшему. Тольно тогда,17