Они «служат» в армии. И потому будущим военным шоферам нужно прочувствовать и особенности управления этими автомобилями, их поведение на дороге. Публикуемая статья, полагаем, окажет практическую помощь и курсантам, овладевающим мастерством,, и их учителям, и военным шоферам.ЕШДЕДснег, маневрирование должно быть очень плавным ис максимальными радиусами. Двигаясь по заболоченному грунту, старайтесь не попадать в след идущего впереди автомобиля. В случае пробуксовки колес надежнее вернуться назад и плавно объехать неприятный участок. При движении по песку давление в шинах выбирают в пределах 1,50,75 кгс/см 2 , и, в отличие от заболоченных мест, машину держат по следу идущего впереди автомобиля. Промежутки, где песок более глубокий, желательно проходить с запасом скорости и мощности. Эти же приемы нужно использо• вать при езде по глубокому сыпучему снегу. Что же касается рыхлого снега, когда глубина покрова не достигает полуметра, то его ЗИЛ—131 отлично проходит без снижения давления в шинах. Более подробно хочу остановиться на особенностях преодоления крутых подъемов. При выборе направления важно учитывать не только крутизну, но и состояние грунта, по которому придется ехать (желательно, чтобы он был плотным, однородным, по возможности без травы и осыпей). В то же время постарайтесь определить автомобилю такой путь, который исключил бы всякие повороты и объезды — они на крутом склоне неизбежно вызовут значительное перераспределение веса по сторонам и, следовательно, пробуксовку разгруженных колес, а далее — еще больший разворот машины и угрозу опрокидывания. Выбрав место и снизив, при необходимости, давление в шинах, . подъем начинают на той передаче, которая обеспечит достаточное тяговое усилие на всем участке. При пересечении неглубоких бродов, • где вода не доходит до лопастей вентилятора, ЗИЛ—131 каких-либо трудностей не испытывает, и от водителя не требуется особых приемов. Разведав предварительно брод, убедитесь, что спуск в воду и выход из нее достаточно удобны, а дно ровное, не топкое, без крупных камней и глубоких ям. Но даже в этом случае не исключена возможность кратковременного касания лопастями вентилятора воды, которая тут же, попадая на раскалённый коллектор, превращается в клубы пара, заполняющие все подкапотное пространство. Поэтому важно убедиться, что положение заслонки на капоте обеспечивает забор воздуха в карбюратор снаружи. Только после этого, закрыв жалюзи радиатора и снизив при необходимости давление в шинах, начинайте движение. В воде старайтесь не создавать большой волны впереди автомобиля и избегайте резких поворотов руля.Преодоление глубоких бродов требует значительной подготовки автомобиля, которая подробно излагается в инструкции по эксплуатации, и дублировать ее здесь нет смысла. Чтобы завершить знакомство с особенностями вождения ЗИЛов, упомяну о единственном на сегодняшний день большегрузном автомобиле этой марки — ЗИЛ—133Г1. Особенности езды на нем определяются заменой ведущего моста балансирной тележкой, что конструктивно наиболее разумно при больших нагрузках на заднюю ось (у ЗИЛ—133Г1 она равна 11 000 кг) с одновременным увеличением базы до 5310 мм, а общей длины до 9000 мм и некоторыми другими решениями. Главной отличительной чертой нового. автомобиля является больший радиус поворота. Практика показала, что водители быстро осваиваются с этим и не испытывают никаких неудобств. Другое дело, что увеличение базы влечет за собой еще одно специфическое свойство *— возрастание продольной устойчивости. С одной стороны, это хорошо: резко падает вероятность заноса задней оси (балансирной тележки) и «автоматически» всех неприятностей с этим связанных. С другой же — выявляется негативная сторона: на поворотах у автомобиля есть тенденция уходить прямо, как бы хуже слушаясь руля. Особенно отчетливо это ощущается при полностью груженной машине на мокром асфальте или гололеде. Большая нагрузка на балансирную тележку и значительная длина карданных валов определяют еще одну характерную особенность ЗИЛ-7-133Г1, которая связана с появлением на этом автомобиле межосевого дифференциала. Вначале на примере объясню, зачем нужен межосевой дифференциал. Предположим, полностью загруженный автомобиль движется по сухЬму асфальту. Несмотря на, вроде бы, однородное покрытие, всегда существует вероятность микропробуксовки ведущих колес. Допустим, что одно из них, на заднем мосту, проскользнуло. Тогда, при отсутствии межосевого дифференциала, весь крутящий момент двигателя мгновенно обрушится на средний мост. В следующую секунду проворачивается колесо уже на среднем мосту и момент двигателя тут же передается опять на задний мост. И так постоянно пиковые нагрузки блуждают между ведущими осями, многократно увеличивая износ деталей и шин. Межосевой дифференциал прекрасно разрешает эту проблему, но рождает другую: на скользкой дороге достаточно забуксовать одному из четырех ведущих колес, и автомобиль встал. Учитывая это, сделали возможным на дорогах с плохим 'сцеплением блокировать дифференциал, значительно улучшая таким образцом тяговые качества машины. И последнее. Большая длина карданных валов в совокупности со свойствами балансирной тележки приводит иногда при движении задним ходом на рыхлых грунтах к беспорядочно чередующейся пробуксовке колес. Учитывая, что при этом трансмиссия испытывает очень сильные ударные нагрузки, следует сразу же сбросить «газ» до прекращения вибрации. О. БОГДАНОВ, водитель-испытатель автозавода имени И. А. ЛихачеваВЕСТИ С МЕСТ•Третий раз подряд московская областная организация ДОСААФ награждена по итогам Всесоюзного социалистического соревнования переходящим Красным знаменем ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и ЦК ДОСААФ СССР. Теперь оно передано досаафовцам Московской области на вечное хранение.•Вступила в строй новая автошкола ДОСААФ в с. Уварово Тамбовской области. Бе автодром оборудован в соответствии с последними требованиями.•В г. Рославле Смоленской области автошкола получила новое учебное двухэтажное здание, что поможет поднять уровень учебно-воспитательной работы.•В Гомельской области создано и действует двадцать восемь народных университетов военно-патриотического воспитания допризывной молодежи. Учебный год в них длится с октября по июнь. Занятия проводятся дважды в месяц. Наряду с теоретическими уроками проводятся конкурсы и турниры, в которых юноши могут показать ловкость, сноровку, знание Правил дорожного движения, устройства автомобиля и мотоцикла.•Брянской объединенной технической школе за большие успехи в подготовке специалистов для Вооруженных Сил и народного хозяйства присвоено звание образцовой.•Второе место по итогам Всесоюзного социалистического соревнования завоевала Узбекская республиканская организация ДОСААФ. Ей вручен переходящий Красный вымпел ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и ЦК ДОСААФ СССР. Только в минувшем году ряды узбекских досаафовцев выросли на 134 тысячи человек. Сейчас в республиканской организации оборонного Общества состоит 97% взрослого населения.• •В Москве по инициативе городского комитета ДОСААФ состоялась конференция, посвященная продлению сроков службы учебных автомобилей, увеличению межремонтных пробегов, снижению аварийности. На ней выступили начальники автошкол столицы, мастера обучения вождению автомобиля, представители ГАИ. Конференция выработала ряд практических рекомендаций и обратилась с призывом шире развернуть соревнование за сохранность учебной техники.•В' настоящее время в секциях и командах, спортивно-технических клубах ДОСААФ Литовской ССР занимается около 470 тысяч членов оборонного Общества. На старты двух этапов Спартакиады народов СССР вышли 1560 тысяч человек. Свыше 612 тысяч из них сдали нормы ГТО, а более 105 тысяч — разрядные нормативы по различным техническим видам спорта, 124 человека стали мастерами спорта СССР, 235 — кандидатами в мастера.3