О достоинствах ВАЗ—2121 сейчас, наверное, можно не распространяться. Эту машину высоко ценят — и те, кому в первую очередь нравится ее «вездеходность», и те, кому приятен комфорт в дальней поездке. «Нива» имеет целый ряд оригинальных конструктивных особенностей, впервые примененных в отечественном автомобилестроении. Главная из них — необычная для автомобилей индивидуального пользования трансмиссия с постоянным приводом всех колес. Конструкцию силовой передачи надо знать, чтобы в полной мере использовать возможности машины, более грамотно эксплуатировать ее. Познакомят вас с особенностями трансмиссии «Нивы» ведущие специалисты Волжского автозавода Е. И. ИВАНОВ и В. В. КОМИН. Сначала давайте посмотрим на схему трансмиссии ВАЗ—2121 в целом (рис. 1). Как видите, непосредственно за двигателем 3, как и на всех моделях ВАЗа, смонтированы последовательно сцепление 4и коробка передач 5. И так же, как на любой другой машине волжского завода, весь этот агрегат расположен спереди и вдоль автомобиля. А дальше начинаются отличия. Раздаточная коробка 9 установлена отдельно от силового блока, под кузовом, на двух кронштейнах с запрессованными резиновыми подушками. Крутящий момент от коробки передач посредством промежуточного карданного вала 11 поступает на ведущий вал раздаточной коробки. От нее карданными валами 7и 12, имеющими по два шарнира и по одной скользящей шлицевой вилке каждый, вращение передается на ведущие мосты. Задний мост — практически такой же, как иу всех остальных моделей ВАЗ. Передний 1 — оригинальной конструкции, предопределенной независимой подвеской передних колес. Картер его, отлитый из алюминиевого сплава, жестко скреплен в трех точках с блоком двигателя. Привод каждого переднего колеса осуществляется качающимся валом 2с двумя шариковыми шарнирами постоянной угловой скорости. Теперь, когда общая картина трансмиссии ясна, давайте подробнее рассмотрим особенности каждого агрегата. Сцепление 4 — такое же, как у модели ВАЗ—2106, с увеличенным усилием диафрагменной пружины и большей площадью фрикционных накладок. Чтобы легко на глаз отличать такое сцепление, в одной из прорезей лепестков пружины сделано дополнительно круглое отверстие. Учтите, хотя «Нива» и обладает в опытных руках отличной проходимостью, но и ее возможности небезграничны. И, если уж вы застряли глубоко и прочно, действовать надо с большой осмотрительностью. «Раскачка» взад—вперед с пробуксовкой сцепления, как правило, приводит к перегреву фрикционных накладок и выходу их из строя. Особенно опасны для трансмиссии резкие броски педали сцепления при высоких оборотах двигателя, что вызывает чрезмерные динамические нагрузки. Четырехступенчатая коробка передач 5 так же, как двигатель и сцепление,КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЬ.*»тише ЕТМП «нивы»в основном та же, что у модели ВАЗ—2106. Внешнее отличие — кольцевой буртик на первичном^ валу. Поскольку привод спидометра «Нивы» перенесен в раздаточную коробку, отверстие для него в задней крышке коробки заглушено. Задний ведущий мост 8, как мы уже говорили, конструктивно тот же, что у всех «жигулей». Передаточное отношение главной пары — 4,3, как у ВАЗ—2101. Нет отличий ив конструкции крестовин переднего 12 и заднего 7 карданных валов. Но ряд агрегатов трансмиссии не имеет аналогов среди прежних моделей завода. Промежуточный карданный вал (рис. 2) — сочетание упругой резиновой муфты 7и карданного шарнира 1. Такое сочетание позволяет снизить динамические нагрузки . в трансмиссии без ущерба для ее деталей, компенсировать некоторые перемещения раздаточной коробки и возможные неточности ее установки относительно коробки передач. Промежуточный карданный вал в сборе балансируется на заводе подбором комплекта шайб 4 под гайки болтов крепления муфты 7к фланцу 2. Учтите, что при любых работах нельзя изменять установленное на заводе количество шайб или переставлять их: нарушится балансировка узла. Раздаточная коробка — устройство для распределения крутящего момента между задней и передней ведущими осями автомобиля. На «Ниве» она (рис, 3) — двухступенчатая с двумя рычагами управления. Высшая передача — повышающая с отношением 1,2 для хороших дорог. Низшая, которую следует использовать на труднопроходимых участках, крутых подъемах и т. п., имеет передаточное отношение 2,135. Для переключения с высшей передачи на низшую служит муфта 4, перемещаемая по" ведущему валу. Следует отметить, что ВАЗ—2121 — первый отечественный легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянные приводом всех колес. При такой схеме удается наиболее рационально нагрузить детали трансмиссии, в первую очередь детали ведущих мостов. Однако просто применение постоянного привода означало бы повышение расхода топлива. Жестко связанные одно с другим через валы и шестерни трансмиссии передние и задние пары колес, которые из-за неровностей дороги и поворотов проходят разный путь, не имели бы возможности вращаться с различной скоростью. В таких условиях одна пара колес неизбежно проскальзывала бы — отсюда потери энергии и повышенный расход топлива. Межосевой дифференциал (он встроен в раздаточную коробку) позволяет колесам катиться с разной скоростью, компенсирует названное выше свойство постоянного привода. Выбранная для ВАЗ—2121 схема трансмиссии с этой точки зрения является наиболее передовой. Однако межосевой дифференциал имеет «прирожденный» недостаток, присущий всем дифференциалам: величина передаваемого им крутящего момента определяется наименьшим моментом сопротивления одной из ведущих осей. Вспомните, как вращается буксующее колесо и одновременно бездействует ко-шРис. 1. Схема трансмиссии ВАЗ — 2121: 1 — передний мост; 2 — к ачающийся вал сшарнирамипостоянной угловой скорости ; 3 — д вигатель ; 4 — сцепление; 5 — норобка передач; 6 — муфта включения передач; 7 — з адний кард анный вал; 8 — задний мост; 9 — раздаточная коробка ; 10 — муфта блокир овки межосевого дифференциала; 11 — промежуточный карданный вал; 12 — передний карданный вал.8 лесо, имеющее нормальное сцепление с дорогой. Вот тут-то и помогает «Ниве» устройство для блокировки этого механизма. Оно дает водителю возможность в нужный момент жестко соединить вал привода переднего моста и корпус межосевого дифференциала, исключая относительное вращение переднего и заднего карданных валов. Теперь — крутящий момент при любых условиях почти поровну делится между обоими ведущими мостами. На рис. 4 показано действие блокировочного механизма. Перемещение назад короткого рычага 2 управления раздаточной коробкой посылает вперед шток 1и связанную с ним муфту 5, которая жестко соединяет вал 6 привода переднего моста с корпусом 4 дифференциала. Но это, конечно, не исключает возможного буксования любого из колес, так как в каждом ведущем мосту есть межколесный дифференциал.ВАЗ—2121 обладает хорошей проходимостью и без блокировки межосевого дифференциала. Блокировать последний нужно лишь в действительно крайних случаях и кратковременно. Помните и то, что при блокированном дифференциале хуже устойчивость и управляемость машины, заметно выше износ шин и расход топлива. Поэтому, преодолев трудный участок, сразу выключайте блокировку, даже если вскоре вас ждет новое препятствие. А чтобы водитель не забыл сделать это, на панели приборов «Нивы» установлена 'сигнальная лампа, датчик 3 которой срабатывает при включении блокировки. Непривычен для автолюбителей новый узел — ведущий передний мост «Нивы» (рис. б). Его редуктор по основным деталям унифицирован с аналогичными частями заднего моста этой и других моделей ВАЗ. Но не следует забывать, что направление вращения ведущей шестерни главной передачи дру-ЩШяЩшШгШМЩл2. «За рулем» № 89