? рального директора по транспорту, к близки эти вопросы, да и сам он больУ шой энтузиаст автоспорта. В системе транспортного управления функционирует спортлаборатория, а в управлении главного конструктора — бюро форсированных испытаний автомобилей. Все это помогает и решению спортивных задач завода. От нас же ждут большего — оказания помощи автоспорту в целом, в масштабах страны, И здесь, мне кажется, важно правильно понимать, о чем идет речь. Автомобильный спорт требует, как известно, немалых затрат на подготовку машин и участие их в соревнованиях. Поэтому на спортивную технику, выполненную в заводских условиях с учетом современных жестких требований, вправе, видимо, рассчитывать только лучшие из лучших — члены сборных команд. Массовый же спорт должен базироваться на клубных и личных машинах, подготовленных в местных условиях для несложных соревнований. Если исходить из такой постановки вопроса, то мне представляется вполне реальной возможность создания на заводе цеха мелких серий, основной задачей которого будет производство специальных автомобилей для соревнований самого высокого ранга, накопления опыта в создании и эксплуатации машин будущего. Предвижу, что на пути перехода к промышленному обеспечению нужд автоспорта придется столкнуться с немалы-ми трудностями — психологического, организационного, экономического порядка. Но если руководство Министерства автомобильной промышленности, Центральный комитет ДОСААФ СССР окажут заводу поддержку, проблема будет решена в интересах нашего автоспорта, нашего автомобилестроения. В. БЕЛЯКОВ. Видимо, назрела необходимость в серьезном координационном совещании но поводу развития автомобильного спорта в стране. Нужен откровенный и деловой разговор ответственных работников ЦК ДОСААФ СССР, Министерства автомобильной промышленности, «Автоэкспорта», автомобильных заводов. Армия водителей исчисляется сегодня уже многими миллионами. Их стремление к совершенствованию мастерства закономерно, и не замечать этого, сдерживать развитие автоспорта мне кажется бессмысленным, больше того, вредным. Приходится с сожалением констатировать, что производственная база отечественного автоспорта далеко отстала от его насущных потребностей. В то же время я целиком присоединяюсь к тому, что сказал Ипполит Леонардович: невозможно обеспечить всех желающих дорогостоящей спортивной техникой, да еще и за государственный счет. Этой техникой вправе пользоваться самые лучшие наши спортсмены. Но в масштабах страны, с учетом потребностейтолько большого спорта, это выливается в необходимость создания специального производства, — может быть, цеха мелких серий. Это окажет огромное влияние на всю систему организации автомобильных соревнований. Скажем, соревнования высшего ранга будут проходить только на технике, подготовленной в заводских условиях. В этом случае наш спорт получит действенный импульс для развития и можно будет всерьез говорить об успехах на зарубежных трассах. Попутно отмечу, что уже сегодня более четкой должна быть система автоспорта, организация соревнований. Необходимо шире привлекать владельцев личных машин на массовые старты, больше внимания уделять конкурсам профессионального мастерства. Разные виды автомногоборья, слалом, соревнования на экономию топлива . — все это важное подспорье в повышении водительского мастерствд, не требующее, кстати говоря, серьезных материальных затрат и больших организационных усилий. Вероятно, пора отказаться от «массового уничтожения» грузовых автомобилей в кроссах, предложив в более широких масштабах багги или специально подготовленные для кросса легковые машины (ралли-кросс). Пора серьезно задуматься и об экономической стороне автомобильного спорта, и прежде всего о его окупаемости. Но это уже особый разговор.МАЛЫЕ КУБАТУРЫАвтомодельный спорт порой называют младшим братом автомобильного. И в этом, как говорят, есть свой резон. Многие микроавтомобили внешне похожи на настоящие, к тому же и скорость развивают близкую к той, которую показывают «лотосы», «феррари», «тиррелы», участвующие в кольцевых гонках по формуле I. Конечно, для достижения таких результатов спортсмену необходимо хорошенько подумать, как лучше сделать микродвигатель, ходовую часть. Может быть именно поэтому многие, начав заниматься автомоделизмом в школьном возрасте, не расстаются с ним долгие и долгие годы. Одни увлекаются кордовыми моделями, другие — радиоуправляемыми. И первые и вторые бывают с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями. Модели с двигателями внутреннего сгорания разделяются на три группы: гоночные; гоночные с воздушным винтом; моделикопии. В зависимости от рабочего объема двигателя гоночные микроавтомобили бывают четырех классов: 1,5; 2,5; 5,0 и 10,0 см3. Гоночные с воздушным винтом предназначены только для юношеских соревнований и делятся на две подгруппы: аэромобили (на колесах) и аэросани (на лыжах или коньках). 3У этих моделей два класса: 1,5 и 2,5 см . У моделей-копий тоже два класса — 1,5 и 2,5 см3. Все их внешние детали копируют настоящие автомобили. Что же касается радиоуправляемых моделей-копий, то они выполняются в масштабе: 1:5, 1:8, 1 : 10, 1: 12, 1 :15, 1 : 20. В остальном к ним те же требования, что ик кордовым. Раньше они у нас были только с электродвигателем, но в последние годы во всесоюзных соревнованиях участвуют и модели до 3,5 см3 с двигателем внутреннего сгорания. Они бывают двух формул: Ф-1 — с открытыми колесами и Ф-2 с закрытыми и представляют собой копии настоящих автомобилей по внешнему виду в масштабе 1: 8. Соревнования всех микроавтомобилей. за исключением радиоуправляемых, проходят на кордодромах; дистанция — 500 метров. Показатель — время прохождения дистанции, а для моделей-копий учитываются и баллы, полученные на техническом осмотре. Радиоуправляемые — соревнуются на быстрейшее прохождение специальной трассы. Ежегодно у нас помимо областных и республиканских соревнований проходят чемпионат СССР, первенство страны среди юношей, матч сильнейших, первенство СССР по радиоуправляемым моделям, всесоюзные соревнования на установление и побитие рекордов. Кроме того, наши автомоделисты участвуют в чемпионате Европы, где не раз были первыми как в командном, так ив личном зачете по отдельным классам. Ежегодно встречаются со спортсменами социалистических стран. Мастерам спорта международного класса В. Попову, Б. Еремееву и Н. Троневу принадлежали рекорды мира в классах 1,5; 2,5 и5 см3. Десятки тысяч юношей и взрослых посвящают свой досуг автомоделизму. Значительно пополнились их ряды в ходе VII летней спартакиады. Если в минувшей Спартакиаде участвовало около 80 000 спортсменов, то в нынешней уже к маю года финалов их число превысило 100 000. Особенно возросла массовость в Российской Федерации и на Украине. С большим накалом проходят все соревнования в этом году. На минувшей всесоюзной встрече было установлено девять рекордов, из них один превышающий мировое достижение на гоночной модели 1,5 см3. Достиг этого Б. Еремеев. В нынешнем году спортсмены получили хороший подарок — авто- и судомодельный клуб, который будет методическим центром, помогающим тренерам и спортсменам добиваться новых успехов. В строй вошло несколько новых кордодромов, в том числе в Кишиневе. Здесь проходил финал Спартакиады и чемпионат страны, где стартовали команды всех союзных республик, Москвы и Ленинграда. Успехи, достигнутые в период VII летней спартакиады народов СССР, явятся хорошим трамплином для дальнейшего развития автомоделизма. М. ОСИПОВ, главный тренер по автомодельному спортуПо письму приняты мерыГруппа водителей, проживающих в Ичалковском районе Мордовской АССР обратилась в редакцию с письмом следующего содержания. «Уважаемая редакция! В январе прошлого года наш районный комитет ДОСААФ объявил о наборе на курсы повышения квалификации на 2-й и 1-й классы. Желающих нашлось много. Занятия проводились на базе кемлянского совхоза-техникума. 16 мая мы сдали экзамены. Но до сих пор райком не может выдать нам свидетельство об окончании курсов. Помогите, пожалуйста, получить документы, без которых вся учеба пропадет впустую». Под письмом подписалось 78 человек. Редакция обратилась в мордовский областной комитет ДОСААФ. Как сообщил его председатель В. Сохиев, факты, указанные в письме, подтвердились. Задержка с выдачей свидетельств произошла по вине председателя райкома ДОСААФ Н. Столярова. За грубое нарушение инструкции по обучению технических специалистов для народного хозяйства и другие хозяйственные упущения решением президиума областного комитета ДОСААФ Н. Столяров освобожден от занимаемой должности. Свидетельства курсантам выданы. машину в ремонт принял и заявил, что надо оплатить стоимость мотора и еще 300 рублей за его установку на машину. Я попросил мастера обосновать указанную сумму. Ничего вразумительного он мне ответить не смог, прейскурант не показал и дал понять, что отдавать столь flopqroft агрегат, как мотор, без дополнительных оплат невыгодно ио другой цене не может быть и речи. Не слишком ли вольно т. Янда обращается с государственными расценками?» — спрашивает в заключение автолюбитель". С этим письмом редакция ознакомила «Росавтотехобслуживание». Как сообщил начальник объединения С. Н. Винокуров, за неправильное применение цен и недостойное поведение мастер Янда строго наказан. Владельцу «Москвича» мотор для ремонта машины выделен.* * *«Для приобретения и установки двигателя «Москвич—408» я обратился в красносулинскую мастерскую по ремонту автомобилей (филиал новошахтинской СТО), — пишет в редакцию А. Шевченко из Шахт. — Мастер А. Янда30