зить машина лучше не станет, а вот бензин будет жрать с ужасной силой. И еще одно действо - проверка схождения колес. Развал на УАЗе не регулируется, но надо посмотреть, не износились ли шкворни и не пора ли вытащить очередную пару регулировочных прокладок. Разболтанная ходовая часть автомобиля создает повышенное сопротивление движению, и это, естественно, отрицательно сказывается на расходе топлива. Что еще влияет на аппетит машины? Состояние кузова, а точнее, его матерчатой крыши. Раздувшийся от встречного ветра дырявый тент - это "парашют". Лучше его заменить или хотя бы залатать, чтобы ветер не гулял по машине. И еще один фактор, сильно влияющий на бензиновый аппетит любого автомобиля, - стиль езды. Человек, решивший приобрести УАЗ, должен твердо уяснить, что эта машина мало приспособлена для "стрельбы со светофоров" или лихого "прохвата" по трассе. Наиболее экономичный режим — до 70 км/ч. Потом расход начинает заметно возрастать. Городской поток, ползущий от светофора к светофору, тоже не лучшее применение для "козлика". Эта машина для размеренной, неторопливой езды и, конечно, для бездорожья. В пору бездорожья и распутицы о таких вещах, как экономия бензина, как-то забываешь — не утонуть бы. А вот выбравшись на твердый асфальт, стоит отключить передний мост. УАЗ не имеет межосевого дифференциала и поэтому в полноприводном варианте напоминает своим поведением трактор. И конечно же, включенный "передок" сжигает лишний бензин. Если езда по бездорожью в ближайшее время не планируется, стоит вывести из зацепления муфты передних колес. Нечего такой груде шестерен вращаться вхолостую. Устройство для отключения передних колес находится на передней ступице под защитным колпачком. Вот так: отрегулировать, подтянуть, заменить. Не правда ли, все это очень знакомо. Да, да, почти все названные операции нужно проделать при очередном ТО. Только проводят ли их? Не всегда (а то и никогда). Отсюда и жалобы на непомерный расход бензина УАЗом. Кто-то скажет: чепуха, мол, свечи, зазоры... Можно приобрести одно из суперприспособлений и сэкономить 10,15, а то и все 25 процентов топлива. Как говорится, блажен кто верует. Тот же, кто регулярно обслуживает свой УАЗ (и не только УАЗ), сможет не просто уменьшить расходы на бензин, но и продлить век автомобиля.ОБКАТЫВАЕМ Н ПРОГРЕВАЕМПервые часы работы мотора, первые километры пробега очень важны в жизни нового автомобиля - от них порой зависит, как долго он будет исправно служить. Долговечность двигателя связана ис тем, насколько грамотно прогревают его после нескольких часов стоянки в холодное время. Как же правильно обкатывать и прогревать двигатель? Об этом рассказывает специалист ВАЗа С. ГЕРАСЬКИН. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯВ инструкции по эксплуатации автомобилей ВАЗ (а также и других) есть рекомендации по ограничению скорости движения: в первые 500 км она не должна превышать 100 км/ч, а до 2000 км быть не выше 110 км/ч. Далее - предупреждение: гарантия предоставляется только при соблюдении инструкции по эксплуатации и предписаний завода, требующих, как известно, выполнять обкатку, в ходе которой происходит взаимная приработка поверхностей движущихся деталей. На заводе детали мотора, прежде всего составляющие цилиндро-поршневую фуппу, подвергают так называемой чистой обработке. Менее требовательны к ней другие трущиеся детали двигателя, поскольку излишнюю шероховатость их сглаживают специальной обработкой -а б Микронеровности на поверхности цилиндра двигателя: а - "Жигулей", обработанного классическим хонингованием; б "Самары", обработанного по современной технологии - плоско-вершинным хонингованием.термической, химической и т. п. К примеру, шлифуют и термически обрабатывают шестерни зубчатых передач, то же делают с коленчатым и распределительным валами. Последние вращаются в подшипниках скольжения или алюминиевых опорах, а там, говоря языком специалистов, работает масляный клин: между деталями всегда присутствует (если все исправно) масляная пленка. Именно она исключает задиры на металле. Кроме того, термическая или насыщающая обработка (цементация, азотирование) изменяет структуру поверхности и сглаживает неровности. Из этого следует: деталям с дополнительной обработкой обкатка не нужна - состояние поверхностей она не улучшает. Это относится к коленчатому и распределительному валам, клапанам, поршневым пальцам и т. п. Единственное требование, необходимое для нормальной их работы, - бесперебойное снабжение маслом, содержащим в достаточном количестве необходимые присадки. То есть маслом, рекомендованным заводом или высшим по качеству. Теперь более подробно о цилиндропоршневой группе. Основная составляющая здесь - блок цилиндров. На ВАЗе его отливают из чугуна одной монолитной деталью. Цилиндры растачивают, потом хонингуют, то есть шлифуют хоном - головкой с абразивными брусками. Поверхность цилиндров после обычного хона напоминает горную гряду с острыми вершинами (см. рис. а). Таким классическим способом обрабатывают с самого начала производства двигатели "жигулей". Для надежной и долгой работы мотора вершины надо сгладить. Это как раз и происходит во время обкатки поршневые кольца срезают выступы и сами прирабатываются к цилиндрам. Поэтому, повторим, для "жигулей" обкатка - очень важный момент, и ее следует неукоснительно выполнять в полном соответствии-с инструкцией: не нагружая мотор и не превышая рекомендуемых оборотов. Я уже не говорю о тех, кто пытается перейти на высшую передачу, едва автомобиль тронулся. Слишком малые обороты при повышенной нагрузке губительны для двигателя. Не следует отказываться в этот период от торможения машины двигателем. Этот режим для него предпочтительнее - создаются лучшие условия смазки. Для моторов переднеприводных автомобилей ВАЗ обкатка означает нечто другое..С середины 70-х годов почти все производители двигателей заговорили о новой технологии - плоско-вершинном хонинговании, которое не оставляет острых вершин на "грядах" благодаря новым строго определенным характеристикам зерна хонов. Здесь конструкторы могут задавать, а технологи обеспечивать оптимальное количество и глубину бороздок поверхности цилиндра. Это очень важно для нормальной работы поршневых колец - в этих бороздках задерживается ("прячется") масло. Именно так и обрабатывают блоки ВАЗ-2108 (замечу, технология была предложена фирмой "Порше"). Кстати, под такую поверхность цилиндров подобраны и доведены поршневые кольца. Если при изготовлении двигателя все выполнено по чертежу (и материал, и обработка), то у мотора не должно ЗА РЛМ 89 УЕ /5 67