48
49
ПОКА ТЮЛЬПАНЫ ЕЩЕ HjЗаметки об Амстерд мском автосалоне-95В начале этого года в крупнейшем городе Королевства Нидерландов проходил очередной, сорок девятый автосалон. Поделиться впечатлениями об этом малоизвестном у нас смотре автомобильной техники мы попросили специалиста ВАЗа С.ГЕРАСЬКИНА, проработавшего в Голландии более трех лет на фирме - импортере наших автомобилей. Любая автомобильная выставка - это своего рода поле боя, хотя там не гремят выстрелы и не льется кровь. Как ив каждом сражении, есть противоборствующие стороны, причем не две, а много, много больше. И действуют они по всем правилам военной науки, используя разведку, "тяжелую артиллерию", "минные поля" и т. п. Амстердамский салон в этом смысле не исключение. Знаю обо всем этом не понаслышке, не по отзвукам "канонады" - сам участвовал в "боях" как представитель ВАЗа. Замечу, что там не щадят никого, и нашему брату, продвигающему российские автомобили на западные рынки, приходится ох как нелегко. Амстердамский салон не отнесешь к широко известным автомобильным шоу. Причин тому, на мой взгляд, несколько. Во-первых, в Королевстве нет собственного производства легковых автомобилей, не считая небольшого завода в городе Борн, где собирают "Волво" 400-й серии. Во-вторых, неудачное время - салон проходит в феврале: почти всегда идет дождь, да еще с градом 48 ЗА РУЛЕМ 8/95 или снегом, а потому на дорогах заторы. Кому захочется, отправляясь на праздник-выставку, простоять часок-другой в пробке? Втретьих, организаторы пока не могут предложить что-либо эдакое для журналистов, создающих, в общем-то, имя и определенный имидж салонам. К примеру, автосалон в Токио - это всегда смелые проекты, чудеса самой современной технологии. Парижская выставка привлекает пишущую братию дебютами, премьерами, особой праздничной атмосферой. Салон в Женеве (тоже сравнительно небольшой) собирает огромное количество корреспондентов еще и потому, что организаторы после дня прессы могут предложить роскошное лыжное шоу в горах или что-нибудь в этом духе. Что ж, все мы живые люди. Устроители выставки в Амстердаме сетуют: если бы ее разрешили в апреле, в пору цветения тюльпанов, она собрала бы куда больший урожай откликов прессы и зазвучала бы по-другому. И все же главное, чем привлекает автосалон, - конечно, автомобили. В этом году в Амстердаме состоялись две мировые премьеры: новая версия "Форд-Эскорт" и великолепный "Мицубиси-Харизма", который будут выпускать в Борне наряду с "Волво" серии 400. То был еще один хорошо спланированный ход японцев, поднаторевших на расширении продаж своих автомобилей в обход ввозных квот. Японские машины, собранные в Европе, не подпадают под эти ограничения. Стратегия производителей автомобилей Страны восходящего солнца, учитывающая стоимость труда, наличие сети коммуникаций, всевозможные налоги и пошлины, покупательную способность и многое другое, позволила им организовать выпуск своих автомобилей в Англии, Испании, Португалии, Бельгии, а теперь еще ив Голландии. На Амстердамском салоне состоялись премьеры местного значения. В Голландии впервые были показаны "Мицубиси-МХ", "Ровер-100", "Ровер-420", "Ауди", FSO с дизелем и новым интерьером, "Киа-Прайд", "ОпельТигра", "Лянча-Каппа", "Альфа-Ромео-Спайдер", "Сузуки-Балено", "Дэу-Эсперо". Французские "Ситроен" и "Рено" выставили впечатляющую коллекцию прототипов, и это можно было расценить как подготовку к наступлению. Почти все компании показали кабриолеты: они пользовались большим успехом у посетителей, особенно у молодых представительниц прекрасного пола. Спортивные болиды - весьма мощное оружие любой автомобильной фирмы. Им устрашают конкурентов, привлекая потен- циальных покупателей. Принцип здесь прост и убедителен: посмотри на этот аппарат, купи машину этой же марки, и на дороге будешь себя чувствовать Сайнсом . Два года назад спортивная "Нива" Александра Никоненко, участвовавшего в рейде "Париж-Москва-Пекин", с дорожной пылью и боевыми шрамами, была единственной настоящей спортивной машиной на Амстердамском салоне, и это имело успех. На этот раз многие фирмы выкатили на свои стенды настоящие боевые машины. Были здесь Тойота" Дидье Ориоля, "Мицубиси" Бруно Саби, принимавшие участие в ралли "Париж-Дакар" ("Гренада-Дакар"), раллийный "Субару-555" чемпиона мира Карлоса Сайнса, кольцевые "Мерседес", "Волво-850-спорт" и т. д. Ну, а чем же устрашал противников в этот раз наш грозный автогигант - Волжский автозавод? "Лада" представила на суд зрителей свои великолепно покрашенные и начищенные экспонаты образца конца 70-х - начала 80-х годов, хотя и малость подно-В ыставки, салоныНо "Евролада" - новая специальная контора по импорту "лад" в Северную и Центральную Европу - отказалась от показа ВАЗ-2110 в Амстердаме. А ведь за покупателей нужно бороться. Здесь часто приходилось слышать: "-2110, как Иисус Христос, - все говорят о нем, но никто не видел". Но вернемся на выставку. Хорошо известно, что зазор между кузовными деталями в автомобильном деле говорит о многом не только профессионалу, но и просто любителю. Чем меньше зазор, тем выше технология производства, а значит, лучше качество, надежность машины и, конечно, привлекательнее внешний вид. (С сожалению, даже выставочным образцам "Лады" с зазорами в 5-7 мм между дверями, крыльями, капотом, багажником далеко до БМВ, "Ауди", "Рено", "Пежо" и им подобных, у которых этот показатель не превышает 2-3 мм. Пожалуй, только "Дэу" близка здесь к "Ладе". На выставке мы уже не увидели машин с дешевым пластмассовым интерьером и прямоугольными панелями приборов, как на "Самаре", не встретили высоких блок-фар "семерки" и той же "Самары"... Такой дизайн ушел в прошлое надолго, если не навсегда. Любо было посмотреть на стенды итальянских автомобильных мастеров. Похоже, они вновь становятся застрельщиками автомобильной моды, будоража автомобилистов уже не пилотными, а серийными образцами. К примеру, на "Альфа-РомеоСпайдер/GTV" и "ФИАТ-купе" бросалась в глаза такая дизайнерская особенность: переднее крыло в классическом понимании у них отсутствовало. Осталась лишь небольшая его часть между дверью и аркой. Верхнюю же часть крыла формирует капот, а переднюю - бампер. При этом фары расположены в капоте. Вот такое решение. Компании иных производителей, не имея пока завершенных авангардных проектов, все же пытаются сделать прорыв в том или ином направлении. Так, "Волво", впрочем, как и многие другие, показала на выставке свои достижения в создании электромобилей. Впервые в Голландии выставили "Опель-Тигра", премьера которого состоялась намного раньше. Я вспоминаю 1991 год, сентябрь, Франкфурт-на-Майне. Прототип этой машины водрузили на специальный постамент и оградили от зрителей кольцевым фонтаном. Время от времени сооружение с автомобилем поднималось на высоту около метра, а закрывающая машину ширма, искрящаяся и переливающаяся в свете прожекторов, опускалась. Примерно одну минуту можно было наблюдать экстерьер 'Тигры". Это феерическое зрелище привлекало огромное количество посетителей. Случится ли когда-нибудь нечто подобное с нашей новой отечественной моделью? Доживем ли до этого?РАСПУСТИЛИСЬх I, ч"Мицубиси-Харизма". Японские производители сделают машину на любой вкус и недорого. Чемпионский "Альфа-Ромео" был грозным предупреждением конкурентам на автосалоне. В кабриолете хорошенькая девушка чувствует себя лучше, чем в закрытом автомобиле.нь^."ФИАТ-купе". Итальянские автомобили вновь восхищают великолепным дизайном и характеристиками.вленные: ВАЗ-2121, оснащенный дизелем или мотором с впрыском, -21044 и -21073 тоже с впрыском, -21083, -21093, -21099,' укомплектованные распределенным впрыском. Представители ВАЗа на стенде с гордостью объясняли, что это новые модели. Кто мог этому верить? Да, нацшвтомобиль уникален. Его выпу. скаютЯёсттилетйями без изменений не только формы, но и качества. На выставке не было даже ВАЗ-2110 и той небольшой гаммы разработок на его базе, о которых уже знают на Западе. Голландский импортер "жигулей", пытаясь привлечь покупателей, в самом начале года в собственном журнале (его бесплатно высылают каждому владельцу "Лады") поместил обширный материал по моделям -2110, -2111, -2112, полученный, кстати, не официально, а собранный по крупицам из журнала "За рулем" и зарубежной прессы. Еще раньше, в октябре 1994 года в Париже состоялся официальный показ этих машин.