Как быстро меняется все вокруг! Каких-то десять лет назад понятие "иномарка в униформе" было применимо у нас разве только к Москве. За это столичные "органы" упрекали (и небезосновательно) в разбазаривании народных денег для катания начальников. Сегодня свирепого вида "шевроле", и "мерседесы", выкрашенные в соответствии с российскими стандартами, мигая разноцветными маячками, несут службу едва ли не в каждом областном центре. Вал их нарастает, и, глядишь, в каком-нибудь Верхнеямске стражи порядка скоро будут "рассекать" не меньше, чем на "блейзерах". Богатый, видать, налогоплательщик у нас пошел. Богатый и молчаливый. Сознающий, что родную оргпреступность можно устрашить исключительно иномаркой.ИНОМАРКАПозволю высказать на сей счет крамольное суждение: для такой сугубо утилитарной службы, каковой является дорожно-патрульная, вполне пригодны даже руганые "москвичи". И речь тут вовсе не о пресловутом остаточном принципе или, тем паче, "Вот тебе, Боже, что нам не гоже", а о необходимой целесообразности. Несколько раз приходилось сталкиваться в прессе с жалобами милицейских чинов на то, что на "Жигулях", дескать, невозможно "достать" мощную иномарку. То есть меня вынуждают согласиться, что погоня является чуть ли не главным инструментом, доказывающим боеспособность ГАИ. А я-то, наивный, считал, что мощь ГАИ должна заключаться не под капотом, а в способности мгновенно блокировать район, где пытается удрать нарушитель, обилием патрульных машин. Не следует забывать и того, что и догоняемый на избыточно мощном БМВ, и догоняющий на достаточно резвой "восемьдесят третьей" могут не обладать способностями Карлоса Сайнса или Михаэля Шумахера - то-то приключений они создадут праздно шатающимся гражданам! Кстати, в зимнее время униформа инспектора, пусть даже и моторизованного, включает овчинное пальто и валенки - русские морозы того требуют. Кто сумеет обеспечить скоростную работу педалями, необходимую в гонке, когда один широченный "лапоть" так и норовит нажать одновременно на тормоз и сцепление? И уж если речь зашла о водительском мастерстве, то, увы, у работников ГАИ в массе оно оставляет желать лучшего. На его повышение нет ни средств, ни техники. "Крутые" же успели осознать его насущность и за "очень хорошие деньги" оттачивают приемы скоростного вождения под руководством бывших автогонщиков. Наконец, довелось прочитать и такой перл. Для тех, кто олицетворяет закон и порядок, очень важна... способность "произвести впечатление, что придает уверенности и чувства профессионального достоинства". Не стану называть издание, где выудил данное откровение, статья была чисто рекламная. Грустно, что такая точка зрения имеет хождение ив официальной среде. Любопытно, как относятся к этой про6 ЗА РУЛЕМ 8/95Й@ШШ1я1аз8ФОРМЕпредельных денег по меркам той же верхнеямской администрации. Ее и взять-то негде, поскольку ив Москве далеко не на всю эту спецтехнику найдешь "железки". А не дай Бог, авария - коли погоня является главным инструментом (см. выше), то и опрокидывания нередки. А уж если говорить о "плохих" отечественных автомобилях, то колумбийская наркомафия, например, вовсю использует наши "уазики" - в горах они свободно уходят от "фордов-бронко" местной полиции. Вот чего у нас никогда не было и нет, так это бортовых компьютеров, с помощью которых можно немедленно связаться с центральным банком данных и "получить всю необходимую информацию об автомобиле, его владельце или водителе. На такой импорт стоит тратить деньги. Есть и другая, экстренно необходимая спецтехника. А вот вместо десятка "мерседесов" лучше все-таки три десятка "девяток". И даже самый престижный БМВ-нарушитель признает "профессиональное достоинство" Госавтоинспекции, если, пусть и потрепанные, "жигули" выскочат ему наперерез из всех переулков. Погони исчезнут вместе с последним пешим инспектором. Из диалектики известно о переходе количества в качество. Специально разработанный, подготовленный и оборудованный автомобиль для полиции - вещь серьезная. Появился он вследствие изучения обширного полицейского опыта. Но до него было очень много самых обычных. Попытки перепрыгнуть какие-то ступени в развитии чаще приводят к поражениям. Даже самый навороченный и упакованный специально для полицейских целей "Шевроле-Блейзер", при всем моем уважении к нему, не сможет справиться с оперативной задачей для пяти "жигулей". Уважаемые дарители, благодарные налогоплательщики просят вас помнить об этом! А. СОЛОПОВПроб лемы и суждения.блеме за границей. Бывая в Германии, которая известна среди европейских лидеров по числу автомобилей на душу населения, я не заметил изобилия машин дорожной полиции. А из тех, что есть, преобладают относительно недорогие "фольксвагены" и "опели", но отнюдь не "мерседесы" или БМВ, тем более "порше". Не слышал я что-то и рассказов немецких коллег о жалобах патрульных на невозможность "достать" в служебных "гольфах" мощные "феррари" нарушителей. И не страдает их чувство профессионального достоинства от того, что кто-то едет мимо не в служебном, а в самом что ни на есть частном "Роллс-Ройсе". Но вернемся в родные пенаты и поговорим о происхождении этих автомобильных чудес в милицейской форме на наших дорогах. В газетах их называют почему-то "подарками". Видимо, это из старых журналистских штампов о "трудовых подарках". Поскольку настоящие подарки, скажем, от коллег из другой страны или от некой коммерческой структуры крайне редки. "Дарит" милиции чаще мэрия или областная администрация. То есть подарок одной бюджетной организации от другой бюджетной организации на средства налогоплательщиков. И вот тут меня, одного из налогоплательщиков, наравне со всеми страдающего от разгула преступности, начинают одолевать сомнения. Куда чаще всего попадает первая милицейская иномарка, подаренная администрацией того же Верхнеямска своей ГАИ? Правильно, ее берегут для особых случаев - сопровождения высоких гостей главы администрации оного населенного пункта. А если на те же деньги "подарить" три обычных непрестижных "жигуля", то, глядишь, удалось бы "закрыть" еще три поста. Это ценовое соотношение действительно практически повсеместно. Автомобили, как известно, требуют ухода. Работающие в режиме повышенных нагрузок - тем более. Я не говорю, что запчасть к иномарке стоит за-