58
59
04ЮБИТЖАРА: МОТОР ПЕРЕГРЕЛСЯ...Автомобиль - благо цивилизации. Но управлять им на ухабах нашей жизни не всегда просто, особенно новичку. На эту тему размышляет Э. КОНОП. Жарким днем затрезвонил телефон: некая напористая гражданка, бросив в уличной пробке заглохший "Москвич", выясняла у нас, как оживить умолкший мотор. Вижу, с высот своего опыта вы снисходительно улыбаетесь. Ясно, мол, неумеха! Со мной такого не случится. Память наша коротка и избирательна. Кому охота вспоминать себя неумелым, беспомощным? Как будто кто-нибудь родился мастером... Водители высочайшей квалификации, конечно, есть, но какой ценой она достигается? Много ли у нас действительно хороших автошкол? Всевозможные "курсы" - за каждым углом. Но это лишь один из способов выкачивания денег у населения. Получив "права", редкий человек по-настоящему умеет ездить, а новичок за рулем - фигура весьма опасная. Набивая шишки, он постепенно набирается опыта, осваивая заодно и неверные приемы управления, от которых его потом и Страшный Суд не отучит. В основном премудрости автомобильной жизни 58 ЗА РЛМ 8/95 УЕпостигаются в стихийных мужских коллективах. Барахтаясь в этой среде, все мы когда-то что-то усвоили. Итак, в знойной дорожной пробке заглох мотор? Примите (для начала) наши искренние соболезнования, так как на дорогах правит закон джунглей - и даже самой очаровательной незнакомке рассчитывать на помощь других водителей довольно наивно. Что же произошло? Если у вас машина с обычной системой питания, включающей карбюратор, то, скорей всего, причина неприятностей - его перегрев. Автомобиль в заторе едва движется, карбюратор обдувается слабо - его охлаждение недостаточно. Еще хуже, если и сам мотор по каким-то причинам "затемпературил" и нагрелся на десяток градусов больше, чем положено. В горячем карбюраторе усиливается испарение бензина. Смешиваясь с возду-Рис. 1. Перегревшийся бензонасос охлаждают мокрой тряпкой.хом, его пары делают топливовоздушную смесь все богаче и богаче, а значит, она будет сгорать ощутимо медленней, упадет мощность и мотор в конце концов остановится (о составе смеси мы рассказывали в ЗР, 1995, №1). Дополнительно усугубить это может банальная неисправность карбюратора - неплотность игольчатого клапана поплавковой камеры, при которой уровень бензина повышается, еще больше переобогащая смесь. Но самый пик неприятностей наступает, если двигатель действительно заглох из-за того, что температура карбюратора достигла максимума. Заметьте: не работают ни вентилятор, ни помпа, ни бензонасос. Под капотом - полный застой, а рядом с карбюратором раскаленный мотор! Бензин в поплавковой камере закипает, и тут уж смесь обогащается настолько, что воспламенить ее никакой искре не по силам. Водитель включает стартер ив сердцах топчет педаль газа, а в ответ ни одной вспышки. И поделом! Ведь в этом случае в работу вступает ускорительный насос, "подбрасывая" в поток и без того переобогащенной смеси все новые и новые порции бензина. Итак, мы вспомнили "пройденное"! Значит, чтобы одолеть заупрямившийся двигатель, нужно постараться обеднить смесь. Запомните: при затрудненном пуске горячего двигателя педаль не топчут. Наоборот: утапливают медленно, нежно (чтобы не включить ускорительный насос) - и так удерживают, пока не появятся вспышки. Стартеру придется потрудиться (иногда до 10-15 секунд), чтобы "прокачать" весь объем переобогащенной смеси, заполнившей систему впуска, через цилиндры в выпускную систему. Первые вспышки непременно "вялые" и сопровождаются черным дымом из выхлопной трубы, так как смесь еще очень богатая. Но тут уж дело идет на лад - в следующий миг двигатель непременно "подхватит", а копоть развеется: состав смеси стал нормальным. Мы вас поздравляем! Случается и по-другому... Мотор остановился, пустить не удается, хотя действуете вы как будто вполне грамотно. Причина уже другая - отказ бензонасоса. И тоже очень часто из-за перегрева. Более всего этим "хворают" бензонасосы при их высоком, относительно уровня топлива в баке, расположении, как, например, на "Москвиче-2140". В сильно нагревшемся бензонасосе образуется пробка паров топлива - поток бензина в магистрали оказывается разорван и подача в карбюратор прекращается. Насос не предназначен для прокачивания газа. Как быть? Попробуйте простой, но надежный метод "реанимации" насоса. Положите на него мокрую тряпку и поливайте холодной водой. Пробка исчезнет, работоспособность восстановится (рис. 1). Где взять воду? Это, как принято говорить в нашей державе, ваша пробле-Рис. 2. Система охлаждения в режиме "малого круга": 1 - радиатор; 2 - расширительный бачок; 3 - вентилятор; 4 - насос охлаждающей жидкости; 5-6 - рубашка охлаждения головки и блока цилиндров; 7 - термостат.Рис. 3. Привод масляного насоса; стрелкой показано место износа шлицевого соединения: 1 - ведущая шестерня вала привода маслонасоса и распределителя зажигания; 2 вал распределителя; 3 - ведомая шестерня привода; 4 - вал маслонасоса.ма. Опытный, бывалый водитель обязательно возит в багажнике пару литров воды - мало ли на что сгодится! Хотя бы руки вымыть. Или насос охладить... Берите эту привычку на вооружение, не раз спасибо скажете. Ни в коем случае не пытайтесь охладить насос тряпкой, пропитанной бензином (вам могут дать и такой "авторитетный" совет!). Это малоэффективно, кроме варианта, когда хотят избавиться от машины. И еще одно замечание. Казалось бы, логично охладить водой и карбюратор? Не делайте этого. Резкое охлаждение тонкостенных сложных деталей оборачивается их короблением, вскоре прибор начинает хандрить, и дело вполне может завершиться покупкой нового. Итак, надеемся, вы поняли: в уличных заторах летом мотор чаще всего глохнет из-за переобогащения смеси. Выключать мотор якобы для охлаждения в этой ситуации опасно. Потом его трудно, пустить. То же самое ждет вас и при остановке автомобиля у кафе, магазина и т. д. Действуйте хладнокровно, разумно. Ведь причины затруднений вам понятны. А в каких случаях вы сами, осознанно, обязаны выключить мотор? Например, двигатель перегревается и одновременно горит контрольная лампа заряда батареи. Тут скорей всего оборвался ремень привода помпы и генератора - придется остановиться и искать ремень для замены. Если ремень приводит и вентилятор системы охлаждения - то вот вам еще одна причина перегрева. На машинах с электровентилятором последний может не включиться из-за отказа датчика температуры. Сумеете сами или с помощником подключить мотор вентилятора к системе зажигания? Попробуйте. После этого можно трогаться дальше. Во время движения радиатор обдувается встречным воздушным потоком, что позволяет ехать даже при полном отказе электродвигателя. Имейте в виду: мотор сильней нагревается, отдавая большую мощность, посему быстрая езда тут неприемлема. Другая причина перегрева - мало жидкости ("Тосола", воды и т. д.) в системе охлаждения. В этом случае паровоздушная пробка может оказаться в помпе, которая тоже для перекачки газа не предназначена, - циркуляция жидкости в системе прекращается. Довольно часто это происходит вследствие отказа термостата - вся или почти вся охлаждающая жидкость циркулирует по "малому кругу", между помпой и двигателем, минуя радиатор (рис. 2). Признаки: радиатор холодней обычного, верх термостата горячий, а донышко холодное. В этом случае иногда (но редко!) выручают не очень сильные удары по термостату, помогающие клапанам сесть на их законные места. Не получилось? Значит, прибор скорей всего придется заменить, а пока ищите способ добратьсядо гаража. Некоторую помощь вам окажет отопитель - открывайте все окна и включайте. Он отбирает у двигателя ощутимую часть теплоты. Кстати, на автомобилях с ременным приводом вентилятора последний при работе на холостом ходу (с малым числом оборотов) не всегда обеспечивает достаточное охлаждение мотора. Тут тоже помогает включение отопителя. Оно же может выручить ив случае, когда перегрев вызван загрязнением радиатора. "Неожиданно" быстро это может произойти, например, если вам доведется проехать через тучу мошкары, способную буквально залепить переднюю сторону радиатора и его каналы (последующая мойка радиатора сама по себе непростое дело). Дополнительно охладить двигатель можно, улучшив циркуляцию жидкости при малой развиваемой им мощности: остановившись, выключают передачу и дают мотору поработать минуту на оборотах выше средних, интенсивно прогоняя жидкость через радиатор. Немедленно выключить двигатель вы обязаны, если обнаружите падение давления в системе-смазки. Красная лампа аварийно низкого давления имеет право гореть лишь при низких оборотах холостого хода. Если же она гаснет лишь на оборотах около 2000 в минуту или выше, ехать нельзя. Бывает и такое: лампа горит даже при самых высоких оборотах, значит, должного давления в системе нет. Мотор, выключают и ищут причину. На подержанных "Жигулях", например, чаще всего оказывается виноват привод маслонасоса: срезаются шлицы в шестерне (рис. 3). Заменить ее, между прочим, по силам новичку. И даже в полевых условиях. Была бы деталь и знать бы, как действовать. Вообще же, почти не бывает, чтобы лампа вспыхнула из-за неисправности датчика давления или прочих "электрических" причин. Не стоит надеяться на подобное везение - можете лишиться двигателя. Услышав от кого-либо из знатоков пословицу "хороший шум сам наружу выйдет", учтите, что это только шутка. Притом горькая. Если что-то в двигателе залязгало, загрохотало, а вы не знаете причины, самое разумное - выключить его. Это может быть и какой-то пустяк, и начало серьезного разрушения. Вовремя это обнаружить - значит сэкономить немалые суммы! Что делать в этом случае? Доставать буксирный трос и ловить "буксировщика" (если сумеете договориться). Тут хочется напомнить: предусмотренные Правилами яркие флажки на тросе - отнюдь не для его или вашего украшения! Их очень стесняются наши водители, особенно же горе-профессионалы - нам, мол, эта пестрота ни к чему. Но скольким пешеходам была бы сохранена жизнь, если бы мы перестали вот так преступно "стесняться"! В толчее уличного двиЗ РЛМ 89 АУЕ /5 59